Доклад «Научно-исследовательская деятельность учащихся: теория и практика современной школы» Авторы: Коркина Ирина Николаевна, учитель английского языка, Тимофеева Оксана Николаевна, учитель литературы, ГБОУ гимназия №114, Выборгского р-на Санкт-Петербург
статья (11 класс)

Сопот Оксана Николаевна

 «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда

будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений», - сказал  Л.Н.Толстой. Его слова будут актуальны столько, сколько будет существовать школа. Важность проблемы - развитие творческих способностей учащихся -обусловлена двумя основными причинами. Первая из них - падение интереса к учебе. Желание учиться и познавать с "аппетитом" знания наблюдается у детей с первого по пятый класс, а к десятому классу снижается. Нежелание части детей учиться - своего рода психологическая защита от перегрузки, потеря уверенности в своих силах. А ведь воспитание отстающих, неспособных, "бездарных" - это пробный камень педагогики, ее мастерства, искусства, человечности" - считал В.Сухомлинский. Вторая причина заключается в том, что даже те ученики очень часто теряются в нестандартной учебной ситуации, демонстрируя свое полное неумение решать продуктивные задачи.

Решить эту проблему помогает вовлечение школьников в исследовательскую деятельность. Главной целью такой деятельности является развитие личности, максимальное раскрытие творческого потенциала ученика. Она помогает детям подготовиться  к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. Поэтому научно-исследовательская деятельность является неотъемлемой частью профориентационной работы с учащимися старших классов. Чтобы решить задачу вовлечения детей в научно- исследовательскую деятельность, мы разработали в школе систему организации научно-исследовательской деятельности, по которой работаем с 2010 года и добиваемся хороших результатов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад «Научно-исследовательская деятельность учащихся: теория и практика современной школы»

Авторы: Коркина Ирина Николаевна, учитель английского языка, Тимофеева Оксана Николаевна, учитель литературы, ГБОУ гимназия №114, Выборгского р-на Санкт-Петербурга

Не существует сколько-нибудь

 достоверных тестов на одаренность,

кроме тех, которые проявляются

 в результате активного участия

 хотя бы в самой маленькой

поисковой исследовательской работе.

А.Н. Колмогоров

 «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда

будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений», - сказал  Л.Н.Толстой. Его слова будут актуальны столько, сколько будет существовать школа. Важность проблемы - развитие творческих способностей учащихся -обусловлена двумя основными причинами. Первая из них - падение интереса к учебе. Желание учиться и познавать с "аппетитом" знания наблюдается у детей с первого по пятый класс, а к десятому классу снижается. Нежелание части детей учиться - своего рода психологическая защита от перегрузки, потеря уверенности в своих силах. А ведь воспитание отстающих, неспособных, "бездарных" - это пробный камень педагогики, ее мастерства, искусства, человечности" - считал В.Сухомлинский. Вторая причина заключается в том, что даже те ученики очень часто теряются в нестандартной учебной ситуации, демонстрируя свое полное неумение решать продуктивные задачи.

Решить эту проблему помогает вовлечение школьников в исследовательскую деятельность. Главной целью такой деятельности является развитие личности, максимальное раскрытие творческого потенциала ученика. Она помогает детям подготовиться  к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. Поэтому научно-исследовательская деятельность является неотъемлемой частью профориентационной работы с учащимися старших классов. Чтобы решить задачу вовлечения детей в научно- исследовательскую деятельность, мы разработали в школе систему организации научно-исследовательской деятельности, по которой работаем с 2010 года и добиваемся хороших результатов.

Вначале необходимо дать определение понятию «научно - исследовательская деятельность учащихся».  Это деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Какова же специфика реализации исследовательских задач в школе? Возрастные рамки  накладывают ограничения на тематику, характер и объем исследований. Для юношеского возраста характерны невысокий образовательный уровень, несформированность мировоззрения, неразвитость способности к самостоятельному анализу и синтезу, недостаточная концентрация внимания. Вследствие этого не каждую  исследовательскую задачу возможно реализовать в школе.

Существуют также определенные проблемы, которые связаны с исследовательской работой в школе. Это практическое использование полученных результатов, трудоемкость работы, соблюдение авторских прав на результаты исследовательской работы.

         В ходе этой работы необходимо пройти ряд этапов:

  • Ознакомиться с перечнем предлагаемой тематики и выбрать тему своего исследования.
  • Выбранную тему обсудить с руководителем.
  • Изучить необходимую литературу. На основе изученных материалов написать анализ темы.
  • Выполнить исследовательскую или экспериментальную часть работы.
  • Оформить работу в соответствии с требованиями и подготовить небольшое выступление на итоговой конференции.

В своей работе мы используем следующие методы научного исследования:

  • Наблюдение
  • Эксперимент

Существует следующая классификация творческих работ учащихся.

Форма

Структура

Доклад

в кратких вводных замечаниях – научно-практическая ценность темы;

сущность темы, обоснованные научные предложения;

выводы и предложения.

Тезисы доклада

основные положения доклада;

основные выводы и предложения.

Научная статья

заголовок;

вводные замечания;

краткие данные о методике исследования;

анализ собственные научных результатов и их обобщение;

выводы и предложения;

ссылки на цитируемую литературу.

Научный отчет

краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы;

значимость проведённой работы, её ценность для науки и практики;

детальная характеристика применявшихся методов;

существование новых научных результатов;

заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешённые вопросы;

выводы и предложения.

Реферат

вводная часть;

основной текст;

заключительная часть;

список литературы;

указатели.

Монография

введение;

подробно и всесторонне исследуется и освещается какая-либо одна из проблем или тема;

выводы по каждому разделу (главе);

заключение.

Имеются следующие требования к содержанию научно- исследовательской работы

Структура

Требования к содержанию

Титульный лист

Содержит:

наименование учебного заведения, где выполнена работа;

фамилию, имя и отчество автора;

тему научной работы;

фамилию, имя и отчество научного руководителя;

город и год.

Оглавление

Включает:

наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал.

Введение (Вступление)

(рекомендуемый объем до двух страниц)

Содержит:

оценку современного состояния решаемой проблемы;

обоснование необходимости проведения работы.

Основная часть (не более 10 страниц)

Состоит из глав (разделов), в которых содержится материал по конкретно исследуемой теме.

Автор работы должен делать ссылки на авторов и источник, из которого он заимствует материалы.

Выводы

Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной работы.

Список литературы

Должен содержать перечень источников, использованных при написании работы (в алфавитном порядке).

         Это уже есть в практике!!! Поскольку организация научно – исследовательской работы в школе в наши дни получила достаточно широкое распространение, сегодня очень актуален опыт работы творческих, инициативных педагогов. Они ищут и находят оригинальные формы и методы, чтобы заинтересовать детей познанием нового, умело создают ситуацию вынужденного поиска разрешения поставленной задачи, вырабатывают привычку учиться ежедневно и получать от этого удовольствие, работают над формированием над формированием общеучебных умений и навыков. Наличие таких творческих, инициативных педагогов - лидеров – обязательное условие существования в школе научно-исследовательской деятельности учащихся. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитический отчет о результатах профессиональной деятельности учителя английского языка Зуботаревой Елены Николаевны

Аналитический отчет о результатах профессиональной деятельности учителя английского языка Зуботаревой Елены Николаевны...

Кучерова Н.Н., учитель английского языка, Бондаренко С.М., учитель начальной школы МБОУ «Гимназия №5 г. Белгорода» Программа интегрированного курса по усскому и английскому языку для 3 класса

Данная программа является примерной. Терминология представленная здесь позволяет расширить словарный запас обучающегося первой ступени обучения. Предложенный курс предполагает выполнение творчес...

План занятия кружка «Журналистика» отдела дополнительного образования детей ГБОУ гимназия №446 Колпинского р-на Санкт-Петербурга

Тема: Редактирование текста. Подготовка номера школьного периодического          издания – газеты «Сова». Цель: Обучение редактированию текста для дал...

Статья "Научно-исследовательская деятельность учащихся: теория и практика современной школы".Авторы: Коркина И.Н. Тимофеева О.Н.

Одна из проблем школы - развитие творческих способностей учащихся. Найти решение этой проблемы помогает вовлечение школьников в исследовательскую деятельность. Главной ее целью является разв...