Методическая система учителя инностранного языка
методическая разработка по теме

Мусина Карлыгаш Хаиржановна

 

Моя методическая система направлена :
- на изучение конкретных технологий; на создание информационного «банка» способов, приемов решения психолого-педагогических задач; на осознание учителем самого себя, своих индивидуально-психологических особенностей в профессиональной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

За 15 лет работы в школе выработала свою методическую систему работы.

Ведущая идея моей системы состоит в том, чтобы на каждом уроке формировалась учебная деятельность, которая превращала бы ученика в субъекта, заинтересованного в учении. Тщательно изучаю инновационные технологии, создаю информационный «банк» способов, приёмов и решений педагогических задач, определяю для себя основные идеи методики преподавания. Стараюсь углубить практико-ориентированный характер обучения, основной чертой которого на моих уроках является интегрированная деятельность учителя и учащихся.

Моя методическая система направлена : 

     - на изучение конкретных технологий; на создание информационного «банка» способов, приемов решения психолого-педагогических задач; на осознание учителем самого себя, своих индивидуально-психологических особенностей в профессиональной деятельности.

    - на утверждение в педагогической практике ценности личности ребенка, на установление позитивной концепции «Я успешен». Основную воспитательную задачу урока я вижу в формировании сознания собственного достоинства и уважительного отношения к достоинству людей, в формировании потребности и способности понимать чужие точки зрения, достигать согласия и сотрудничать в условиях различия взглядов и убеждении.

На уроке я стараюсь:

    -помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать           условия для их развития, способствовать сохранению и укреплению здоровья т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход (здоровьесберегающие технологии) при обучении и воспитании;

   -  развивать у учащихся коммуникативные компетенции;

    - формировать умения решать проблемы;

   -  обеспечить включение каждого ребенка во время учебно-воспитательного процесса в разные виды деятельности

В образовательном процессе я стараюсь опираться на использование передовых технологий обучения: проблемное обучениеоммуника-

тивный метод, метод проектов, информационно-коммуникационные технологии дифференцированное обучение. Работаю над разви-тием творческих способностей детей.  

Я использую как традиционные, так и нетрадиционные типы уроков. Моя методическая копилка насчитывает десятки оригинальных разработок уроков и внеклассных мероприятий, где наряду с традиционными встречаются и нестандартные формы занятий: урок-игра, урок-путешествие, урок-театр, урок-концерт, интегрированные уроки, урок-мастерская и другие.

Сложилась своя система начала урока. Это, как правило, предложение обсудить текущие события, решить проблему, найти выход из ситуации, определить тему урока по пословице, стихотворению, мини-рассказу, разгадав кроссворд и т. д.

В необычной форме провожу фонетическую зарядку. Часто это повторение за диктором или учителем устойчивых выражений, пословиц, стишков. Иногда в роли диктора выступает подготовленный ученик, что очень привлекает детей, концентрирует их внимание.

Домашние задания даю с учётом способностей и развитием ребёнка. Дети привыкли к разноуровневым заданиям. Им нравится, что они имеют возможность выбора задания на определённую отметку.

С 2011-2012 учебного я работаю над методической темой «Комплексность в овладении основными видами речевой деятельности». Работа над этой темой связанна с использованием  новых технологий на моих уроках  и  с целью моей деятельности(формирование у учащихся коммуникативной

компетенции или умение говорить в соответствии с речевой ситуацией) изучаю  и  использую следующие коммуникативный метод.потому что этот метод направлен на одновременное развитие основных  языковых навыков (устной и письменной речи,грамматики,чтения и аудирования). в процессе живого, непринужденного общенияЛексика, грамматические структуры, выражения чужого языка преподносятся  в контексте реальной, эмоционально окрашенной ситуации, которая способствует быстрому и прочному запоминанию изучаемого материала.

Коммуникативный метод предполагает разрушение психологического барьера между учителем и учеником. А когда люди перестают чувствовать "дистанцию" между собой и преподавателем, когда им интересно, весело и приятно с ним общаться - им проще начать разговаривать на чужом языке.

Многочисленные игровые элементы в преподавании вносят оживление в занятия, поддерживают положительный эмоциональный настрой детей, усиливают их мотивацию. Работа "в парах", "в тройках", участие в дискуссиях на интересующие учащихся темы - все это
прозволяет мне учесть индивидуальные особенности учащихся, сделать занятия творческими и увлекательными, и в то же время дает мне возможность незаметно для учащихся осуществлять полный контроль над процессом обучения.

Модернизация образования требует внедрения таких инновационных технологий, которые преследуют цель творческого воспитания личности в интеллектуальном и эмоциональном измерении. Такими инновационными технологиями являются:  проектирование, проблемное обучение, уровневая дифференциация, тестовая система, игровое обучение, погружение в иноязычную культуру, обучение в сотрудничестве, самовоспитание и автономия, интеграция, а также - здоровьесберегающие, исследовательские, информационно - коммуникативные и личностно - ориентированные технологии. При такой целевой установке познавательные универсальные действия являются одним из ведущих компонентов образовательного стандарта.

Технология проблемного обучения предполагает самостоятельное решение познавательных и творческих задач через критическое переосмысление и приумножение знаний и умений; и позволяет реализовать условия формирования у учащихся познавательных универсальных действий: создание атмосферы сотворчества в общении, включение эмоциональной сферы ребенка, личная заинтересованность ученика, совместный поиск истины, самооценивание, самокоррекция, самодостаточность. Проблемное обучение помогает детям раскрыть свои возможности и мотивирует их к творчеству.

Достигаемые результаты:Создание в учебной деятельности проблемных ситуации и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению,в результате чего происходит творческое овладение знаниями,умениями,навыками,

Развиваются мыслительные способности.

Для достижения цели использует:

При закреплении и контроле лексического материала обязательно использую проблемные задания - анаграммы, клоуз-тесты, задания на употребление лексических единиц в затрудненных условиях, а также задания на творческое применение изученного, например, составление рассказа с употреблением изученных слов (тема может быть дана, либо быть свободной), рекламного проспекта, заданий для одноклассников, причем задача тем сложнее, чем менее соотносится предложенная тема от набора изученной лексики. Подобные задания позволяют не только легко и быстро проконтролировать усвоение материала, но при этом повысить мотивацию и способствовать углублению познавательного интереса учащихся. Занимательные задания, которые ставят учащихся в роль учителя или ученого, не дают им скучать, соревновательный характер обеспечивает общую включенность в процесс и высокий темп работы.

 Анаграммы:
Guess the words (Угадай слова):

mrah (harm)
Задание на исправление ошибок в словах и предложениях

Correct my mistakes ( Исправь ошибки):

a maild claimit

Решение и составление кроссвордов , что помогает активизировать знания учащихся

Обучение грамматике :

 Самостоятельное выявление правил  употребление .

Одним из способов активизации учащихся в процессе обучения иностранным языкам является проектирование (метод проектов), когда ученик самостоятельно планирует, создаёт, защищает свой проект, т.е. активно включается в процесс коммуникативной деятельности. Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работы, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.

Основными целями проектной методики являются:

1)самовыражение и самосовершенствование учащихся, повышение мотивации обучения, формирование познавательного интереса;

2)реализация на практике приобретённых умений и навыков, развитие речи, умение грамотно и аргументировано преподнести исследуемый материал, вести дискуссионную полемику;

3)продемонстрировать уровень культуры, образованности, социальной зрелости.

Виды проектов:

1) ролевые игры, драматизации, инсценировки (сказки, телешоу, праздники, музыкальные представления и т.д.)

2) исследовательские (страноведение, обобщение научных знаний, исторические, экологические и т.д.)

3)творческие (сочинения, перевод, сценарии, стенгазеты и т.д.)

4)мультимедийные презентации.

Какими источниками информации обычно пользуются при подготовке проекта?
а) Книги; б) Периодическая печать; в) Интернет; г) Учитель;
д) Другие

Проектный метод помогает развивать языковые и интеллектуальные способности, устойчивый интерес к изучению языка, потребность в самообразовании. В конечном итоге предполагается достижение коммуникативной компетенции, т. е., определенного уровня языковых, страноведческих, социокультурных знаний, коммуникативных умений и речевых навыков, позволяющих осуществлять иноязычное общение.

Реализация проектного и исследовательского методов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого познавательного процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. Анализируя применение метода проектов в современной школе, я считаю, что это один из самых мощных стимулов мотивации изучения иностранных языков, самый творческий вид деятельности, так как в работу над проектом вовлечены все учащиеся, независимо от способностей и уровня языковой подготовки. Они применяют на практике приобретённые знания и сформированные речевые навыки и умения, творчески переосмысливая и приумножая. Кроме того, проблемность и разнообразие форм и видов данной технологии предполагает наличие межпредметных связей, что позволяет дать ученику яркое представление о мире, в котором он живёт, о взаимосвязи явлений и предметов, о взаимопомощи, о многообразии материальной и художественной культуры. Основной акцент делается на развитие образного мышления, на понимание причинно-следственных связей и логики событий, на самореализацию и самовыражение не только учеников, но и учителя.  Одно из главных условий эффективности учебной деятельности – атмосфера доброжелательности, взаимопонимания, доверия, творчества, поощрения познавательной активности школьников.

Одним словом , учебный проект-это интегрированное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки:

1)проблематизации,

2)планирования,

3)самоанализа и рефлексии,

4)презентации,

5)исследовательской работы.

Использование проектной методики является одной из составляющих гуманизации образовательного процесса, так как учащиеся с разным уровнем языковой подготовки участвуют в работе в соответствии со своими возможностями. По моему мнению, наравне с групповыми проектами необходимо применять индивидуальные задания, особенно при подготовке итоговых уроков – это уникальная возможность для действительно коммуникативного обучения иностранному языку. Такие уроки снимают перенапряжение и утомляемость учащихся, резко повышают познавательный интерес, развивают у школьников воображение, мышление, речь, память и могут быть проведены практически по любой теме в рамках программного материала.

С помощью проектной методики решаются следующие задачи:

-расширяется кругозор учеников,

-закрепляется лексико-грамматический материал,

- а учитель создаёт методическую копилку по различным темам с презентациями и видеопроектами.

Таким образом, метод проектов позволяет реализовать не только образовательные задачи, но и социокультурные, воспитательные, задачи гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса.

Результаты очевидны: данная методика даёт возможность глубже изучить тему, развить творческие способности учащихся, учит общению, умению пользоваться грамматическими структурами, исчезает страх ведения беседы на иностранном языке. Кроме того, проектная технология эффективна и увлекательна для меня, так как помогает раскрыться как творческая личность, участвующая в исследовательской работе наравне со своими учениками. Конечно, проект, это не панацея от всех проблем, но это шаг вперёд в преподавании иностранного языка.

Также часто использую групповую форму. Групповая форма обучения - форма организации учебно-познавательной деятельности на занятии, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями.

1) Обучающиеся разбиваются на несколько небольших групп от 3 до 6 человек. 2) Каждая группа получает свое задание. Задания могут быть одинаковыми для всех групп либо дифференцированными.

3) Внутри каждой группы между ее участниками распределяются роли.

4) Процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками.

5) Выработанные в группе решения обсуждаются на пленуме.

Положительные стороны групповой работы состоят в том, что каждый ученик учится высказывать и отстаивать собственное мнение, прислушиваться к мнению других, сопоставлять, сравнивать свою точку зрения с точкой зрения других. Вырабатываются навыки контроля над действиями других и самоконтроля, формируется критическое мышление. Групповое обсуждение, дискуссия оживляют поисковую активность учеников. Я распределяю следующие роли между учащимися:

1. шеф – заботится о том, чтобы группа четко соблюдала поставленную перед ней цель и не отступала от нее;

2. хронометрист – ответственен за то, чтобы задание было выполнено в установленное время;

3. наблюдатель – следит за атмосферой в группе: все ли участники имеют возможность высказаться? Состоится ли дискуссия?

4. секретарь – записывает результаты обсуждения и выводы.

Организация групповой работы меняет функции преподавателя. Если на традиционном занятии он передает знания в готовом виде, то здесь должен быть организатором и режиссером урока, соучастником коллективной деятельности. Его действия должны сводиться к следующему:

- объяснение цели предстоящей работы;

- деление учащихся на группы;

- раздача заданий для групп;

- контроль выполнения задания;

- попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активному поиску;

- после отчета групп о выполненном задании объявление результатов работы, обращение внимания на типичные ошибки;

- оценка работы учащихся. Пример групповой работы: Tема «Путешествие поездом, самолетом, морем». Все участники вырабатывают вид или маршрут путешествия. Каждая группа ищет себе материал (например, составляется программа для группы туристов в месте пребывания, оформляется заказ билетов в гостинице, определяется путь движения и т.д.). Затем идет встреча «экспертов» (встречаются представители разных команд, но по одному и тому же вопросу) и «эксперты» обмениваются информацией. Затем «эксперты» возвращаются в свои команды и передают то новое, что узнали от других «экспертов». Все слушают, делают записи. Отчитываются все команды по очереди. На заключительном этапе я  фронтально любому задаю  вопросы по теме, либо вопросы задают члены команд в Ответы можно дополнять в самой команде.

     Игры на занятиях по иностранному языку.

Новые методические разработки свидетельствуют об актуальности использования различных игровых заданий на разных этапах изучения иностранного языка, что позволяет повышать и поддерживать интерес и мотивацию учеников, стимулировать учебную и коммуникативную деятельность. Существуют различные виды игр: настольные (грамматические), карточные и коммуникативные, ролевые. В настоящее время предлагается большое количество методической литературы, содержащей образцы игр для занятий по иностранному языку Приведу несколько примеров игровой формы обучения:

Buchstabenquadrat (квадрат букв)  

Грамматика: сильные глаголы (Präsens, Präteritum, Perfekt)

Уровень владения языком: А1, А2

Длительность: 10-15 минут

Материал: квадрат из букв

Ход игры: студенты получают по одному квадрату букв на двоих, в котором спрятаны различные формы неправильных глаголов. Цель игры: найти как можно больше глаголов за наименьшее время. Формы глаголов могут быть написаны слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх и по диагонали, некоторые буквы могут относиться к двум глаголам. Каждая найденная 5 форма глагола

 должна быть выписана в тетрадь и дополнена другими формами. Например, если найдена форма глагола HILFT, она дополняется другими формами глагола: helfen, half, geholfen.

Sternenlauf [3, c. 40-43]

Уровень: А1, А2

Грамматика: личные местоимения, местоименные наречия

Материалы: копии листов с заданиями, игровое поле, кубик, фишки

Правила игры: студенты делятся на группы по 4 человека. Каждая группа получает игровые материалы. Каждому игроку присваивается номер от 1 до 4, и он получает лист с заданиями, соответствующий его номеру. На каждом листе написано 10 вопросов и 10 ответов.

Цель игры: Побеждает тот, кто первым достигает финиша. На пути к финишу при каждом ходе должен быть получен ответ на вопрос другого игрока.

Ход игры: Игроки ставят свои фишки на старт. По очереди они бросают кубик и делают ходы. Как только игрок попадает на поле под каким-либо номером, он получает вопрос от игрока с этим номером. Ответ должен содержать одно-два местоимения. Игрок, задавший вопрос, проверяет правильность ответа с помощью имеющихся у него ключей. Если ответ правильный, фишка игрока остается на игровом поле, если нет – игрок возвращается назад на то количество полей, которое у него выпало. Неправильные ответы исправляет игрок, задавший вопрос. Если игрок попадает на поле со своим номером, ему не нужно выполнять заданий, но он может задать вопрос любому игроку. Обычно вопрос задается игроку, который ближе всего к финишу, чтобы в случае неправильного ответа предотвратить его выигрыш. Если ответ неверен, игрок возвращается на 6 полей назад. Если игрок попадает на звезду, он должен двигаться по стрелке.

Информаци онно-коммуникационные технологии являются мощным средством обучения, контроля и управления учебным процессом, так как - это важнейший параметр современной социокультурной системы. Интернет-ресурсы – привычное и удобное средство знакомства с культурой других стран и народов, общения, получения информации, неистощимый источник образовательного процесса.

Участие в информационно - коммуникационной педагогической деятельности способствует комплексному формированию всех аспектов коммуникативной компетенции: языкового, социокультурного, познавательного, лингвострановедческого; а также смежных коммуникативно-когнитивных умений учащихся( поиск и отбор релевантной информации, её анализ, обобщение и классификация). Моделирование реальной аутентичной среды посредством привлечения Интернет – ресурсов служит не только более успешному освоению языка, но и позволяет постичь глубинный закон единства и многообразия культуры.

Что касается письменной речи то тут у меня проблема, которую я стараюсь рещить. Существует противоречие между требованием социального заказа в виде ЕГЭ и реальным уровнем сформированности умении письменной речи у учащихся. Требования ЕГЭ в разделе «Говорение» и «Письмо» наиболее сложные. Проанализировав УМК я пришла к выводу, что именно продуктивной стороне письма уделено незначительное внимание. Содержание обучения письму сводится главным образом к поддержанию навыков письма путём списывания, выписывании и выполнения других письменных заданий. Поэтому я решаю проблему: с помощью каких методов и приёмов можно  сформировать умение письменной речи на основе действующего УМК. Я стараюсь использовать систему упражнений на основе метода от чтения к письму и с включением таких приёмов как творческий диктант, «ролевое письмо», mind - map.

  Основные письменные работы учащихся: подробное личное письмо другу, письмо в газету или подростковый журнал, логически организованное и правильно оформленное, анкеты, формуляры с целью запроса информации и сообщения сведений личного характера. При опоре на печатный текст или устное сообщение школьники должны научиться делать рабочие записи, писать изложения или сочинения.

Многолетнее неприятие письменной речи как цели обучения в школе, во многом объясняется сложностью овладения данным умением. Процесс обучения письменной речи постоянно осложняется расхождением между звуковыми и графическими планами выражения мысли на иностранном языке. Если при устном сообщении что - либо может быть опущено говорящим, выполнено мимикой, жестом, интонацией, то при сообщении в  письменной форме высказывание должно быть конкретным и полным, максимально развёрнутым, чтобы выполнить свою коммуникативную функцию.

  Все упражнения в письменной речи, можно разбить на две большие группы: подготовительные и речевые. Подготовительные упражнения предназначены для овладения языковым материалом в графическом оформлении и для обучения определённым операциям связанным с письменным выражением мысли. К речевым упражнениям относится изложение, рассказ, описание, сочинение, написание письма и т.д.

  В обучении письменной речи я использую следующие приёмы: 1. Различные диктанты (репродуктивное, индивидуальный, творческий, парный творческий, коллективный творческий). Репродуктивный диктант - это буквальная запись под диктовку с целью проверки понимания на слух и правописания. индивидуальный творческий диктант выполняется как письменное произведение речи, представляющее собой описание предъявленной картинки, рассуждение по поводу предложного тезиса, ответ на поставленный вопрос (предварительно основные пункты письменного произведения речи обговариваются в индивидуальном порядке с учителем). Парный или коллективный творческий диктант может происходит следующим образом: двум учащимся (двум группам учащихся) предлагаются в случайном порядке картинки, задача ученика заключается в том чтобы расположить картинки в правильной последовательности, написать рассказ и продиктовать его партнёру; после этого партнёры восстанавливают порядок картинок и проверяют правильность записанного текста. Для коллективно - творческого диктанта также вместе нарисовать на доске картину  (первый элемент рисует учитель), коллективно создать описание этой картины и попытаться как можно подробнее записать его в виде самодиктанта. Диктант может проходить в форме составления плана или резюме услышанного, извлечения из текста ключевых слов.

  Упражнения в собственном письме (написание письма, заметки в стен - газету, описание события и т.д.), значение этих упражнений в развитии умения писать неоспоримо.

  Упражнение - игры (кроссворды, чайнворды, загадки и т.д.), уместны на начальной ступени.

  Составление планов - рассказов текста как опоры для последующей передачи его содержания.

  Приём - запись однократного предъявления. Ученики записывают несколько фраз, каждую из которых учитель произносит только один раз и ни повторяет при каких условиях. Ученики должны быть приучены повторять услышанную фразу шёпотом, прежде, чем её запишут. Проговаривание фразы обязательно т.к. без него, как и без других условий, предлагаемый приём работы теряет свои преимущества. Фраза произносится в нормальном, а не замедленном темпе. После записи всего микротекста, ученики сверяют орфографию, исправляет с микротекстом, который записан на доске. Это единственный вид работы при выполнении, которого у учеников функционируют все четыре анализатора. Он слышит фразу, проговаривает её, записывает и прочитывает; это способствует прочному запоминанию речевого материала.

Написание изложения с опорой картину (фрагмент фильма).

  Объяснение значения пословиц, поговорок, изречении.

  При обучении письменной речи важно развивать творческое воображение. Учащиеся могут самостоятельно сочинять лимерики по образцу.

  Обучение письму необходимо проводить последовательно, от стадии записи идеи, ключевых предложении, всевозможных трансформаций текстов к написанию собственных речевых произведений различных по объёму и характеру.

Таким образом, инновационные технологии, которые я  изучила и применяю  ,существенно обогащают и разнообразят мои уроки. На смену монотонной работе приходит интеллектуальный творческий поиск, в процессе которого формируется личность нового типа, активная и целеустремленная, ориентированная на постоянное самообразование и развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая система учителя русского языка и литературы И.А.Фисун

Представление методической системы учителя русского языка и литературы. Цель профессиональной деятельности-создание методической системы, которая средствами русского языка и литературы будет содейство...

Методическая система учителя русского языка и литературы.«Формирование основных компетентностей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе »

Виды, способы и методы формирования компетентостей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе и их результаты ....

Методическая система учителя русского языка и литературы "Воспитание элитарной языковой личности в процессе обучения русскому языку и литературе"

Переход России из индустриального в постиндустриальное (информационное) общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале, привел к процессам глобализации, информатизации,...

Авторская методическая система учителя русского языка и литературы

Актуальность создания методической системы, теоретическая база методической системы, содержание...

Методическая система учителя русского языка и литературы Суворовой С.Д.

В работе представлены взгляды автора на современное состояние образовательного процесса, делается акцент на технологию мастерских и музейную педагогику как важные составляющие методической системы...

Методическая система учителя иностранного языка при подготовке учащихся к сдаче ГИА по английскому языку. Формы и методы работы.

              При обучении иностранному языку учитель призван организовывать и направлять учение учащихся. В его деятельности основными методами обучения явля...

«Методическая система учителя иностранного языка при подготовке учащихся к сдаче ГИА по английскому языку. Формы и методы работы» (9 класс)

При обучении иностранному языку учитель призван организовывать и направлять учение учащихся. В его деятельности основными методами обучения являются ознакомление, тренировка, применение и контрол...