Методическая система учителя русского языка и литературы Суворовой С.Д.
статья по теме

Светлана Дмитриевна Суворова

В работе представлены взгляды автора на современное состояние образовательного процесса, делается акцент на технологию мастерских и музейную педагогику как важные составляющие методической системы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_sistema.docx35.55 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая система

Суворовой Светланы Дмитриевны,

учителя русского языка и литературы

МОУ «Тверская гимназия № 6»

Тверь  2011

В 1915 году отмечая заслуги первого директора Тверского коммерческого училища (преемницей которого мы считаем свою гимназию) Николая Оттовича  Розе в создании уникального  учебного заведения, законоучитель  М.И. Березин писал, что «немало пришлось ему взять на свои плечи трудов и хлопот, чтобы привести училище в тот именно вид, который бы отвечал его педагогическим взглядам и соответствовал современным педагогическим течениям». В своей педагогической деятельности мы с коллегами  нередко оглядываемся  на своих предшественников, чей опыт вызывает уважение, а подчас и восхищение. Вот и эти слова М.И. Березина представляются мне не просто важными, а принципиально определяющими подход к работе в школе: методическая система учителя должна отвечать современным течениям и его педагогическим взглядам.

Основные положения методической системы

Школа XXI века – это учебное заведение с совершенно новым подходом к целям и задачам обучения, на смену привычным пришли совершенно новые понятия и термины: «образовательное пространство», «компетентность», «социализация». Современная педагогическая наука наряду с понятием «образовательного пространства» выделяет и понятия «образовательной программы» и «образовательной задачи», которые по своей сути шире учебных программ и задач.

В предлагаемых сегодня Проектах стандартов образования акцент делается не на содержании учебных материалов, а на развитии компетентностей. Это требование времени. Выпускник школы должен не просто обладать определённой суммой знаний, но и умением их приобретать, применять на практике; работать с различной информацией, обобщать, аргументировать;  самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути решения проблем; быть коммуникабельным и социально активным.

 «Педагогический словарь» определяет  образовательное пространство как «пространство, объединяющее идеи образования и воспитания и образующее образовательную протяженность с образовательными событиями, явлениями по трансляции культуры, социального опыта, личностных смыслов новому поколению».[1] Индивидуальное образовательное пространство современного  школьника необыкновенно широко: от урока, занятия в кружке до всемирной паутины. Ни для кого не  секрет, что огромное количество информации ученик получает сегодня из Интернета, причем очень часто не видя различия между получением информации и приобретением знаний. И в этой связи школа, на мой взгляд, должна выступать не только как часть общего, но и как самостоятельное образовательное пространство, предлагающее учащемуся различные формы,  методы, способы получения знаний, формирующее компетенции, создающее условия для их реализации и социализации. Это не оговорка. 11 школьных лет – это значительная часть жизни, а не подготовка к ней. И школа – это образовательное пространство, где ученик и получает знания, и применяет их, учится выстраивать отношения в обществе, не теоретически усваивая алгоритмы поведения, а постоянно вырабатывая их и применяя на практике.

Тема моей методической работы – «Филологические компетенции как средство социализации учащихся». И здесь хотелось бы заметить, что русский язык и литература находятся в ряду самых важных дисциплин, так те компетенции, которые можно отнести к филологическим как к предметным, одновременно являются и межпредметными, и даже ключевыми (метапредметными): ценностно-смысловые, общекультурные, коммуникативные, языковые, читательские, речевые.

Одной из самых важных образовательных задач учителя-словесника является формирование у школьника речевых компетенций, а именно: «свободное владение основными видами речевой деятельности, активизация речевой деятельности; освоение и использование специфики языка изящной словесности; использование функциональных стилей языка в речевой практике; совершенствование навыков устной и письменной речи, умений и навыков интеллектуальной деятельности в условиях информационного общества, способствующих достижению высокой информационной культуры учащегося». [2] 

Сегодня много говорится о снижении читательского интереса учащихся, телевидение, компьютер, интернет вытесняют книгу из жизни современного человека, и это, безусловно, ведет к снижению его культурного уровня.  Более того, подчас видя, что читает подросток, думается: «Может, лучше б он ничего не читал…». Это заставляет в качестве первоочередной задачи литературного образования видеть  формирование таких читательских

компетенций, как эмоциональное восприятие и глубокое осмысление литературных произведений; понимание авторского замысла; творческое чтение и осмысление художественного текста; самообразование в сфере литературы; читательская культура, предполагающая освоение теоретико-литературных понятий и «способность вступать в диалог с эпохой и культурой, воплощенными в произведениях; готовность к сопереживанию с героями литературных произведений, что является конечным результатом работы над любым литературным фактом и явлением». [3] 

Не менее актуальным представляется и формирование ценностно-мировоззренческих компетенций: «сформированность гуманистического видения мира, духовно-нравственных ценностей, собственного мнения и убеждения, способности утверждать и отстаивать их; понимание необходимости литературы для саморазвития и самореализации духовного мира человека, для достижения гармонических отношений индивидуума и окружающего мира; осмысление внутреннего единства разных систем ценностей, отраженных в литературе; способность к критическому мышлению» [4].

И вот здесь, с моей точки зрения, следует сказать о важной проблеме, рассмотрев её с нескольких сторон. Во-первых, перечисленные выше компетенции, так или иначе сформулированы в стандартах образования, но при этом количество часов на преподавание уроков русского языка и литературы предельно сокращено, но ведь данные компетенции формируются прежде всего на базе  основательных знаний. Во-вторых, я как учитель вижу свою задачу в том, чтобы помочь становлению высококультурной интеллектуальной личности, а современное общество в качестве «героя нашего времени» предлагает выпускнику школы «успешного» человека, подразумевая под успешностью прежде всего материальную состоятельность, наличие связей и совершенно определённое место в обществе. И «социализация» нередко понимается как умение приспособиться, войти в общество, жить по его законам.  

В "Словаре прикладной социологии” читаем: "Социализация - сложный, многогранный процесс включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, черт, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности, посредством выполнения определенной роли в практической деятельности... ”[5]  Среди многочисленных определений я выделила это, так как здесь говорится не только об «усвоении и активном воспроизводстве индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте» [6], но и о «реализации собственной сущности». Принципиальным в своей методической системе  считаю постановку воспитательной задачи – создание условий для формирования социально активной личности, стремящейся к самосовершенствованию и самореализации, готовой изменять мир, а не приспосабливаться.

Следующим важным положением системы является определение отношений учитель – ученик. Использование компетентностной модели в образовании предполагает принципиальные изменения в деятельности педагогов. Учитель  перестает быть носителем «объективного знания», которое он должен передать ученику. Главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Учитель должен организовать деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. И здесь я вижу огромные возможности для сотрудничества и сотворчества учителя и ученика, как в рамках урока, так  и в кружковой и во внеклассной работе. И на уроке, используя технологию мастерских, и в школьном музее, одним из руководителей которого являюсь, и на занятиях моего литературно-драматического кружка «Бальзамин», и, когда мы с классом готовим какое-то мероприятие, я вижу во всех своих учениках единомышленников, а во многих –  друзей.

Технология мастерских как важная составляющая

методической системы

В процессе педагогического поиска важную роль играет выбор технологии, которая не только отвечает современным требованиям организации урока, но и соответствует взглядам, творческим устремлениям конкретного учителя, его видению проблем, цели, задач, результатов обучения. Такой технологией для меня  стала технология «Мастерская».

Цель «мастерских» - научить людей мыслить творчески и раскованно и самостоятельно выстраивать свое знание.[7](М.В. Амфилохиева) Обратим внимание: «людей». Учитель видит перед собой не просто ученика, видит -  человека, и цель ставит не на один конкретный урок, а заглядывая в будущее. Это представляется самым важным в технологии, ведь, проведя самый замечательный урок, выяснив назавтра, как усвоен материал, мы все же не знаем, как чувствовал себя ученик, сможет ли он сам разобраться в подобном материале, захочет ли. Урок-мастерская отвечает на эти вопросы.

Несмотря на то, что «многие основные положения звучат как вызов традиционной педагогике»[8], уроки по технологии мастерских можно сочетать  с традиционными. И это не противоречит теории. Г.К. Селевко пишет: «Мастерская как локальная технология охватывает большую или меньшую часть содержания учебной дисциплины»[9]. Это важно. Многие инновационные технологии  требуют своей исключительности.

Концептуальные положения технологии (по Г.К. Селевко)[10]:

– культурные формы должны предлагаться ребенку, но не навязываться;

– каждому дается возможность продвигаться к истине своим путем;

– процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание;

– знания не даются, а выстраиваются;

– ученик имеет право на ошибку; ошибка – закономерная ступень процесса познания; точные знания следуют за ошибками;

– творческая деятельность – безоценочная деятельность.

 Г.В. Степанова в книге «Педагогические мастерские»[11] формулирует основные принципы работы учителя (мастера)  в «Мастерской»:

– создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении;

– включает эмоциональную сферу ребенка, обращается к его чувствам, будит личную заинтересованность ученика в изучении проблемы (темы); создает

 – работает вместе со всеми, мастер равен ученику в поиске знания

 – необходимую информацию подает малыми дозами, обнаружив у  ребят     потребность в ней;

–  не торопится отвечать на вопросы;

– не хвалит, не ругает, не выставляет оценок в журнал, но через афиширование работ дает возможность появлению самооценки и ее изменению, самокоррекции;

– продумывает чередование индивидуальной и коллективной работ.

От других инновационных технологий «Мастерская» отличается не только своей концепцией, но и обязательным алгоритмом учебного процесса, четкой структурой урока.

Алгоритм мастерской заключается в чередовании погружений в материал, индивидуальной и групповой работы с ним, рефлексии, сопоставления старых знаний со своими новыми открытиями и социализации. Рассмотрим данный алгоритм подробнее.

  1. «Индуктор». Его задача – создание эмоционального настроя, личного отношения к предмету, включение подсознания. Учитель предлагает детям слово или предмет, музыкальный фрагмент, рисунок -  желательно неожиданные, и ученики пишут, рисуют свои ассоциации.
  2. Работа с материалом. Задача – «строительство» знаний путем «деконструкции» (анализ текста, схем, моделей, иллюстраций, заданий) и «реконструкции» - создания новых знаний. В процессе работы с материалом необходимыми элементами являются «самоконструкция» и социоконструкция». «Самоконструкция» - это индивидуальное создание текста, гипотезы, рисунка и т.д. «Социоконструкция» - коллективное (в группе или в паре) построение знаний. Любой вид деятельности непременно заканчивается «социализацией». «Социализация» - прочтение, произнесение тех мыслей, которые возникли в результате «реконструкции», «афиширование»  - вывешивание работ (текстов, рисунков, схем). Важнейшим элементом «Мастерской» является «разрыв». В процессе сравнения прежних и новых знаний происходит внутреннее осознание участниками мастерской, каждым в отдельности и всеми вместе, неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным источником.
  3.  «Рефлексия» - самоанализ, анализ движения собственной мысли,                                чувства, знания, мироощущения.[12] 

Очень важно сказать несколько слов о месте мастерских в системе уроков. Самое замечательное, с моей точки зрения, что уроки-мастерские удачно вписываются в общую систему уроков.  По технологии «Мастерская» проходят уроки, на которых анализируются эпизоды прозаических произведений и лирические тексты. В системе уроков русского языка я использую  мастерские обучения творческому письму при подготовке к сочинениям и «мастерские построения знаний» («Чередующиеся гласные в корне рос-раст», «Причастие как часть речи» и «Деепричастие как часть речи», «Словосочетание» (8 класс), «Неполные предложения» и др.)

Кроме того, возможно (и это находит теоретическое подтверждение в работах ученых) частичное использования элементов технологии мастерских на уроке. Мне очень важным для любого урока представляется такой элемент, как «разрыв», а такой этап, как «индуктор», возможен и полезен на каждом уроке.

И в заключение несколько слов о результатах. По технологии мастерских систематически проводились уроки в классах, которые окончили школу в 2007 и 2009 годах. Среди выпускников есть победители олимпиад и различных конкурсов: в 2006 году Горелова Полина заняла III место на городской и II – на областной олимпиаде по литературе; в 2007 году Малых Ксения – III место на городской олимпиаде по литературе, Аня Курочкина – II и III места на городской и областной (соответственно) олимпиадах по русскому языку, а в 2008 она заняла – II место на областной олимпиаде; в 2009 году III место и на городской и на областной олимпиадах – Вера Иванова. В 2008 году Курочкина Анна заняла II место на турнире грамотеев, а Залесская Ася –  III  место за исследовательский проект «Авторская пунктуация в лирике М. И. Цветаевой» на конференции «Шаг в будущее». Среди выпускников есть студенты филологических и философских факультетов МГУ, СПбГУ, ТвГУ.

 Рано прогнозировать будущее нынешних «сотрудников» мастерских, учащихся 7-8 классов, но главным  результатом уже сегодня можно считать тот факт, что все дети на уроке заинтересованно работают, и каждый ученик делает  открытие, пусть совсем маленькое, но очень важное, потому что свое.

Музейная педагогика во внеклассной работе

и на уроках русского языка и литературы

Шесть лет назад при подготовке 100-летнего юбилея в нашей гимназии был создан музей истории школы. За эти годы он стал центром воспитательной работы гимназии и предоставил широкие возможности для использования его материалов на уроках.  Таким образом, в школьном образовательном пространстве наш музей занял важное место. Здесь формируются ценностно-смысловые, общекультурные, коммуникативные, социокультурные, реализуются учебно-познавательные и речевые компетенции, происходит социализация подростков.  Дело в том, что только на начальном этапе участия в работе музея ученик воспринимает свою деятельность, как некую деловую игру, в дальнейшем же она становится важным, иногда главным делом его школьной жизни.

Школьный музей –  это ближайшее к ребенку музейное пространство, которое в наибольшей степени открыто его логическому и чувственному познанию. Это мир фактов, где повседневное превращается в уникальное. Здесь закладываются основы гражданской позиции,  здесь зарождается  любовь к   малой родине, к своему Отечеству.

Музейная педагогика определяется как научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии.  Цели музейной педагогики:

  • развивать эмоциональную сферу детей и воспитывать у учащихся любовь к родному краю;
  • формировать у учащихся способность проникать во внутренний мир (предназначение, историю, пользу, культурно-экономическое значение) предметов, постигать их истинную ценность;
  • воспитывать у учащихся  любовь к истории и культуре родного края.

Отличительными чертами обучения в музейной педагогике являются неформальность и добровольность,  возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы.  

Очень непросто воспитывать сегодня у детей уважение к своим предкам, формировать любовь к родному краю, но без любви к Родине, ее прошлому и настоящему, без знания истории своего государства  невозможно построить будущего.  Это чувство патриотизма  закладывается с детства, растет вместе с человеком, а начинается оно с понимания и уважения  своих  корней.  Мы верим, что каждый должен знать свои корни, свои истоки.  Каждый должен гордиться своими предками, а для этого мы должны знать историю своей семьи,  своей школы, своего города.  Для успеха дела патриотического воспитания важно вовлечь ребят в активные формы работы.  И такую возможность дает нам школьный музей.

            Цель нашего музея – воспитание у учащихся патриотизма, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре, истории.

Основная форма работы школьного музея - экскурсии. Я занимаюсь подготовкой экскурсоводов. Поиск творческих, интересующихся этой деятельностей учащихся происходит не только при непосредственном общении, но и на уроках русского языка и литературы. Так, в шестом классе уроки развития устной речи проходили в форме деловой игры «Конкурс экскурсоводов». Было проведено три этапа:

  1. Обзорная экскурсия по любимым местам.
  2. Тематическая экскурсия «Декоративно-прикладное творчество».
  3. Подготовка экспозиции и проведение экскурсии в школьном музее.

В первых двух этапах принимали участие все ученики, наглядный материал был представлен в виде презентации. В последний этап выходили 3-4 победителя, которые могли воспользоваться имеющими в школьном музее материалами, найти дополнительные источники информации для сбора материала по теме (Темы: «А.С. Федоров – известный тверской архитектор конца XIX – начала XX веков, автор проекта здания нашей школы», «Тверской период жизни и деятельности А.В. Александрова, автора музыки Государственного гимна, первого учителя музыки в школе», «Татьяна Устинова, выпускница 1924 года, – создатель и  хореограф танцевальной группы хора имени Пятницкого» и др.)

Сегодня победители тех конкурсов, уже восьмиклассники и семиклассники, стали активными «сотрудниками» школьного музея, имеющими значительный опыт проведения  тематических и обзорных экскурсий. В 2011 году Мария Миронова и Арсений Ефремов принимали участие в создании экспозиции «Шестая гвардейская в годы войны» в детском музейном центре и проводили экскурсии, посвященные 70-летию освобождения Калинина. Алина Николаева провела экскурсию для учащихся шестых классов о жизни и творчестве Б.Н. Полевого, выпускника нашей школы.

Экскурсии, которые проводят юные экскурсоводы, вызывают эмоциональный отклик, пробуждают интерес посетителей. Во многом этому способствуют  свободное владение материалом, правильная речь, четкая дикция экскурсовода. Собственно работа по подготовке экскурсоводов и проводится по двум направлениям: развитие речевой компетенции и формирование способности работать с новым материалом, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять и передавать её, что является содержанием информационной компетенции. Кроме того, формируется коммуникативная компетенция: во-первых, ребятам приходится проводить экскурсии и для взрослой аудитории, и для одноклассников и для учащихся начальных классов, во-вторых, подбор материала, оформление экспозиции – это, как правило, групповая работа наших «музейщиков».

Экскурсии не единственная форма работы в школьном музее. Не менее важна исследовательская деятельность учащихся: работа с документальными материалами архива, подготовка докладов, рефератов. Исследовательская работа – это уникальный инструмент развития личности учащихся. Она позволяет развивать у ребенка умение самостоятельно приобретать знания, грамотно работать с информацией; критически и творчески мыслить; систематизировать материал; делать выводы, формулировать свою точку зрения на происходящее; самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культуры. Выступая с докладами, ребята учатся общаться, задавать вопросы, анализировать ответы, быть коммуникабельным.

Темы исследования возникают  при создании новых и обновлении старых экспозиций в музее, по рекомендации учителя, по темам и проблемам учебных занятий; при возникновении собственных вопросов и интересов учащегося. Активом школьного музея разработан план поисково – собирательской и исследовательской работы. В соответствии с этим планом ребята и занимаются исследовательской деятельностью по интересующей их теме. Так, по материалам музея были написано несколько рефератов, в том числе «Тема школы в лирике поэтов – выпускников нашей школы», «Творчество Андрея Дементьева» и др. В 2008 году Курочкина Анна и Бухалова Мария стали победителями конкурса рефератов, посвященного 100-летию Б. Н. Полевого.  

Разнообразная музейная деятельность способствует развитию логического мышления, аналитических способностей, развивает память, внимание. Работа в музее расширяет кругозор, стимулирует учащихся к творчеству, к  расширению познавательного кругозора, что естественно, активизирует процесс познавательной деятельности. Работа в музее помогает становлению авторитета ребенка среди сверстников, выявляет творческий потенциал каждого. Все это в совокупности ведет к личностному росту ребенка.

Музейная педагогика значительно расширяет возможности учителя в решении задач, связанных с культурологическим образованием, формированием ценностно-смысловых, мировоззренческих компетенций, так как  «она направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира». [13]  Музей помогает  углубить и расширить знания, реализовать компетенции  в одном из видов практической деятельности, способствует социализации учеников.


[1]  Педагогический словарь.  – http://www.pedpro.ru/termins/

[2]  Наумова Т.А., Сердобинцева Е.А. Современные измерения литературных компетенций школьников: базовый и национально-региональный компонент. // Успехи современного естествознания. 2010. – № 12 – С. 40-41

[3]  Наумова Т.А., Сердобинцева Е.А. Современные измерения литературных компетенций школьников: базовый и национально-региональный компонент. // Успехи современного естествознания. 2010. – № 12 – С. 40-41

[4]  Наумова Т.А., Сердобинцева Е.А. Современные измерения литературных компетенций школьников: базовый и национально-региональный компонент. // Успехи современного естествознания. 2010. – № 12 – С. 40-41

[5]  Словарь прикладной социологии. Минск, 1984

[6]  Психологический словарь.  Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. М., 1983 г.

[7]  Амфилохиева М.В. Традиции и инновации в преподавании литературы. 9-11 классы.  СПб.:, 2003, с. 5

[8] Амфилохиева М.В. Традиции и инновации в преподавании литературы. 9-11 классы.  СПб.:, 2003, с.5.

[9] Селевко Г.К. Альтернативные технологии. М., 1998, с.162.

[10] Селевко Г.К. Альтернативные технологии. М., 1998, с.161.

[11] Степанова Г.В. Педагогические мастерские. СПб., 2001, с.14.

[12]Степанова Г.В. Педагогические мастерские. СПб., 2001, с.15.

[13] Пузиков А.В. Школьные музеи. Сб. научных статей. Выпуск 1. Изд. СГПИ. 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы методического объединения учителей русского языка и литературы Суздальского района

По итогам конкурса методических обединений района мы стали лауреатами...

Методическая система учителя русского языка и литературы И.А.Фисун

Представление методической системы учителя русского языка и литературы. Цель профессиональной деятельности-создание методической системы, которая средствами русского языка и литературы будет содейство...

Методическая система учителя русского языка и литературы.«Формирование основных компетентностей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе »

Виды, способы и методы формирования компетентостей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе и их результаты ....

Методическая система учителя русского языка и литературы "Воспитание элитарной языковой личности в процессе обучения русскому языку и литературе"

Переход России из индустриального в постиндустриальное (информационное) общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале, привел к процессам глобализации, информатизации,...

Авторская методическая система учителя русского языка и литературы

Актуальность создания методической системы, теоретическая база методической системы, содержание...

Описание методической системы учителя русского языка и литературы

Методическая система "Комплексный анализ текста как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы"  учителя русского языка и литературы Овчаренк...