Описание методической системы учителя русского языка и литературы
учебно-методический материал на тему

Овчаренко Ирина Петровна

Методическая система "Комплексный анализ текста как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы"  учителя русского языка и литературы Овчаренко И.П.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_metodicheskoy_sistemy.docx23.7 КБ

Предварительный просмотр:

Описание методической системы

учителя русского языка и литературы МКОУ "Буняковская СОШ"

Одесского района Омской области

Овчаренко Ирины Петровны.

            Обучение русскому языку в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. Повышение качества образования является одной из актуальных проблем. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. Цель образования стала соотноситься с формированием ключевых компетентностей. Одной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность.

      Проблема, над которой я сейчас работаю: комплексный анализ текста как средство формирования коммуникативной    компетенции учащихся.          

          Цель  моей работы : формирование коммуникативной  компетенции учащихся на основе использования комплексной работы с текстом.

Цель данного опыта предполагает необходимость решения следующих задач:

1) внедрение на уроках русского языка форм и методов работы с текстом, способствующих развитию речи учащихся;

2) подбор тематического текстового материала, разработка способов практической работы с текстом, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц;

3) вовлечение во внеклассную работу учащихся с целью развития их творческих способностей, выявление одаренных в лингвистическом отношении детей.

       Комплексный анализ текста – это не только интересный, но и чрезвычайно полезный вид работы, при котором осуществляется системный подход к изучению языка. Работа с текстом развивает у учащихся языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок, значительно углубляет стилистико-семантическое восприятие произведений художественной литературы и формирует нравственные качества школьников.

          Работу по комплексному анализу начинаю с подбора текстов. Очень важны критерии отбора текстов. Текст должен удовлетворять многим требованиям и совмещать в себе различные качества:

- должен быть понятным по содержанию;

- соответствовать программе по характеру орфограмм и пунктограмм;

- оказывать воспитательное воздействие;

- готовить выпускников к сдаче ЕГЭ и ГИА.

          Начальный этап работы над анализом текста чаще всего провожу коллективно. Дальнейшая работа – по выбору: самостоятельная или коллективная, классная или домашняя, полная или частичная.

       Выделяю основные организационные формы комплексного анализа текста:

  1. коллективная работа класса (под руководством учителя ученики прослеживают развитие мысли в тексте);
  2. один из этапов подготовки к изложению или устному пересказу текста – комплексный анализ его в форме коллективной работы класса;
  3. одна из форм самостоятельной работы учащихся;
  4. одна из форм проверки знаний, умений и навыков учащихся на экзаменах.

         На уроках  широко использую комплексный анализ текста, в котором наблюдения над текстовыми характеристиками  сочетаю с языковым разбором – синтаксическим, морфологическим, лексическим, фонетическим, пунктуационным, орфографическим.      В систему вопросов для анализа текста  включаю вопросы   по орфографии и пунктуации, отвечая на которые, ребенок  должен использовать  знания, полученные в 5 – 9 классах. Ученик, исследуя предложенный текст и пытаясь охарактеризовать его как единое целое,   работая то с отдельными словами, то с предложениями, тренирует зрительную память, а значит, развивает  орфографическую зоркость.

        Главный результат работы, которую  выполняет школьник в процессе анализа текста, - это умения самостоятельно понять замысел текста, объяснить те приемы и средства, которыми автор достигает реализации своего замысла, объяснить  влияния грамматических и стилистических средств выразительности для создания художественного образа, сочинить  собственные тексты, адекватные заданной речевой ситуации. В процессе комплексного анализа текста проводятся следующие виды языкового разбора: фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный и этимологический, морфологический и синтаксический, стилистический.

        Так, например, строится работа с текстом на уроке в 8 классе по теме «Словосочетания, их строение и грамматическое значение». Работа с текстом организуется на  этапе изучения нового материала. ( Приложение 1.)

         Текст как средство обучения использую на разных этапах обучения.  В 5 классе на этапе мотивации и постановки цели использую текст во время интриги-разминки, ставящей детей перед интересным явлением языка и проблемой. Интрига работает на востребование темы и заканчивается её объявлением. Использование такого приёма  создаёт условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность, вызывает интерес, помогает сформулировать и согласовать тему и цель урока, а также построить план достижения цели. Таким образом на данном этапе происходит формирование не только коммуникативных УУД, но также и регулятивных, в соответствии с требованиями  ФГОС. (Приложение 2).

          Очень результативны уроки обобщения и систематизации материала с использованием такой формы работы, как комплексный анализ текста. Подобные уроки строю на материале связных текстов, задания к которым носят также комплексный характер. В задания обязательно включаю тесты, блиц-опросы, задания к которым также составляю на основе текстов. (Приложение 3).

       Таким образом, опора на тексты не только позволяет формировать у учащихся языковую компетенцию, но и совершенствуют орфографические и пунктуационные навыки,  развивают их нравственные качества.  И что самое важное, все учащиеся вовлечены в процесс обучения.

     Комплексная работа с текстом – это путь подготовки к итоговой аттестации в 9 классе. Преодолеть трудности этой подготовки ученик сможет, если он умеет вести диалог с текстом. Написание   сочинения-рассуждения на лингвистическую тему при подготовке учащихся к ГИА по русскому языку  –  одно из самых сложных заданий, к которому нужно подготовить девятиклассников. В практике своей работы использую методику методику диалога с текстом, когда на основе комплексной работы с текстом можно и написать сжатое изложение, и подготовиться к сочинению –рассуждению. При этом не стремлюсь к тому, чтобы дать  ребятам жёсткие правила, которыми следует руководствоваться при сжатии текста. Задание «Перескажите текст сжато» выполняется в процессе комплексной работы с текстом. (Приложение 4, 5.)

       В 9 классе учащиеся уже чётко представляют структуру сочинения-рассуждения, ведь работа над этим типом речи систематически ведётся с 5 класса.  Собрала дидактические материалы  (Приложение 6),  которые используются при работе над типами речи в ходе подготовки учащихся 9 класса к итоговой аттестации.  

        Школьники знакомятся с автором и названием произведения, откуда взят отрывок.  После выразительного чтения отрывка учителем определяется принадлежность текста к определённому типу речи и приводятся доказательства.

       Особое внимание уделяю работе над смешанными типами речи, ведь именно они вызывают затруднения у учащихся и часто предлагаются в заданиях ГИА и ЕГЭ.

             Подобная работа прививает школьникам навыки исследовательской деятельности, рассчитана на подготовку к сочинениям повышенного уровня и оказывает большую помощь на занятиях с одарёнными детьми при подготовке к различным олимпиадам и конкурсам по русскому языку.(Приложение 7.)

         Комплексная  работа с текстом потребовала изменения структуры урока. Активно использую в своей работе нетрадиционные формы уроков: урок-исследование, урок словесности, урок-практикум, деловая игра и т. п. Такой урок состоит из следующих этапов:

• целеполагание, когда ученики обсуждают тексты и задания с учителем, получают дополнительные инструкции по выбору и выполнению задания;

• планирование ( школьники вникают в содержание и идею текста; размышляют над способом выполнения заданий; определяют потребность в справочной литературе и словарях; вырабатывают план действий);

• исследование (исследование текста, решение промежуточных задач);

•дискуссия (учащиеся обсуждают ход урока, анализируют, добавляют, корректируют свои наблюдения);

• итоговая творческая работа.

          На всех уроках общение становится обязательным условием учебной деятельности. При этом урок сохраняется как форма организации обучения, но обновляются приемы и средства обучения через создание на разных этапах урока речевых ситуаций, расширяется применение современных педагогических технологий (технологий проблемного обучения, интегрированного обучения и разноуровневого обучения, групповых, игровых и информационных технологий), неурочных форм организации деятельности.

         Одно из важных условий применения данного опыта – переход от традиционного обучения к личностно-ориентированному. Такой подход требует становления педагога как профессионала, легко ориентирующегося в инновациях.     Новизна опыта заключается в системном подходе к формированию орфографической зоркости учащихся, их позитивной учебной мотивации на основе использования текста.          

        Многоаспектная работа с текстом позволила мне достичь следующих результатов:

• у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация изучения русского языка и литературы;

• более эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и навыков учащихся, формируется умение творческого подхода к решению учебных задач, совершенствуется речевое развитие;

• повышается культурный уровень, что позволяет учащимся добиваться реальных успехов в учебе.

              Комплексная работа с текстом на уроках русского языка позволяет одновременно решать правописные, речевые и воспитательные задачи.          

      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы методического объединения учителей русского языка и литературы Суздальского района

По итогам конкурса методических обединений района мы стали лауреатами...

Методическая система учителя русского языка и литературы И.А.Фисун

Представление методической системы учителя русского языка и литературы. Цель профессиональной деятельности-создание методической системы, которая средствами русского языка и литературы будет содейство...

Методическая система учителя русского языка и литературы.«Формирование основных компетентностей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе »

Виды, способы и методы формирования компетентостей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе и их результаты ....

Методическая система учителя русского языка и литературы "Воспитание элитарной языковой личности в процессе обучения русскому языку и литературе"

Переход России из индустриального в постиндустриальное (информационное) общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале, привел к процессам глобализации, информатизации,...

Авторская методическая система учителя русского языка и литературы

Актуальность создания методической системы, теоретическая база методической системы, содержание...

Методическая система учителя русского языка и литературы Суворовой С.Д.

В работе представлены взгляды автора на современное состояние образовательного процесса, делается акцент на технологию мастерских и музейную педагогику как важные составляющие методической системы...