Описание методической системы учителя русского языка и литературы
учебно-методический материал на тему
Методическая система "Комплексный анализ текста как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы" учителя русского языка и литературы Овчаренко И.П.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_metodicheskoy_sistemy.docx | 23.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание методической системы
учителя русского языка и литературы МКОУ "Буняковская СОШ"
Одесского района Омской области
Овчаренко Ирины Петровны.
Обучение русскому языку в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. Повышение качества образования является одной из актуальных проблем. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. Цель образования стала соотноситься с формированием ключевых компетентностей. Одной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность.
Проблема, над которой я сейчас работаю: комплексный анализ текста как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся.
Цель моей работы : формирование коммуникативной компетенции учащихся на основе использования комплексной работы с текстом.
Цель данного опыта предполагает необходимость решения следующих задач:
1) внедрение на уроках русского языка форм и методов работы с текстом, способствующих развитию речи учащихся;
2) подбор тематического текстового материала, разработка способов практической работы с текстом, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц;
3) вовлечение во внеклассную работу учащихся с целью развития их творческих способностей, выявление одаренных в лингвистическом отношении детей.
Комплексный анализ текста – это не только интересный, но и чрезвычайно полезный вид работы, при котором осуществляется системный подход к изучению языка. Работа с текстом развивает у учащихся языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок, значительно углубляет стилистико-семантическое восприятие произведений художественной литературы и формирует нравственные качества школьников.
Работу по комплексному анализу начинаю с подбора текстов. Очень важны критерии отбора текстов. Текст должен удовлетворять многим требованиям и совмещать в себе различные качества:
- должен быть понятным по содержанию;
- соответствовать программе по характеру орфограмм и пунктограмм;
- оказывать воспитательное воздействие;
- готовить выпускников к сдаче ЕГЭ и ГИА.
Начальный этап работы над анализом текста чаще всего провожу коллективно. Дальнейшая работа – по выбору: самостоятельная или коллективная, классная или домашняя, полная или частичная.
Выделяю основные организационные формы комплексного анализа текста:
- коллективная работа класса (под руководством учителя ученики прослеживают развитие мысли в тексте);
- один из этапов подготовки к изложению или устному пересказу текста – комплексный анализ его в форме коллективной работы класса;
- одна из форм самостоятельной работы учащихся;
- одна из форм проверки знаний, умений и навыков учащихся на экзаменах.
На уроках широко использую комплексный анализ текста, в котором наблюдения над текстовыми характеристиками сочетаю с языковым разбором – синтаксическим, морфологическим, лексическим, фонетическим, пунктуационным, орфографическим. В систему вопросов для анализа текста включаю вопросы по орфографии и пунктуации, отвечая на которые, ребенок должен использовать знания, полученные в 5 – 9 классах. Ученик, исследуя предложенный текст и пытаясь охарактеризовать его как единое целое, работая то с отдельными словами, то с предложениями, тренирует зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.
Главный результат работы, которую выполняет школьник в процессе анализа текста, - это умения самостоятельно понять замысел текста, объяснить те приемы и средства, которыми автор достигает реализации своего замысла, объяснить влияния грамматических и стилистических средств выразительности для создания художественного образа, сочинить собственные тексты, адекватные заданной речевой ситуации. В процессе комплексного анализа текста проводятся следующие виды языкового разбора: фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный и этимологический, морфологический и синтаксический, стилистический.
Так, например, строится работа с текстом на уроке в 8 классе по теме «Словосочетания, их строение и грамматическое значение». Работа с текстом организуется на этапе изучения нового материала. ( Приложение 1.)
Текст как средство обучения использую на разных этапах обучения. В 5 классе на этапе мотивации и постановки цели использую текст во время интриги-разминки, ставящей детей перед интересным явлением языка и проблемой. Интрига работает на востребование темы и заканчивается её объявлением. Использование такого приёма создаёт условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность, вызывает интерес, помогает сформулировать и согласовать тему и цель урока, а также построить план достижения цели. Таким образом на данном этапе происходит формирование не только коммуникативных УУД, но также и регулятивных, в соответствии с требованиями ФГОС. (Приложение 2).
Очень результативны уроки обобщения и систематизации материала с использованием такой формы работы, как комплексный анализ текста. Подобные уроки строю на материале связных текстов, задания к которым носят также комплексный характер. В задания обязательно включаю тесты, блиц-опросы, задания к которым также составляю на основе текстов. (Приложение 3).
Таким образом, опора на тексты не только позволяет формировать у учащихся языковую компетенцию, но и совершенствуют орфографические и пунктуационные навыки, развивают их нравственные качества. И что самое важное, все учащиеся вовлечены в процесс обучения.
Комплексная работа с текстом – это путь подготовки к итоговой аттестации в 9 классе. Преодолеть трудности этой подготовки ученик сможет, если он умеет вести диалог с текстом. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему при подготовке учащихся к ГИА по русскому языку – одно из самых сложных заданий, к которому нужно подготовить девятиклассников. В практике своей работы использую методику методику диалога с текстом, когда на основе комплексной работы с текстом можно и написать сжатое изложение, и подготовиться к сочинению –рассуждению. При этом не стремлюсь к тому, чтобы дать ребятам жёсткие правила, которыми следует руководствоваться при сжатии текста. Задание «Перескажите текст сжато» выполняется в процессе комплексной работы с текстом. (Приложение 4, 5.)
В 9 классе учащиеся уже чётко представляют структуру сочинения-рассуждения, ведь работа над этим типом речи систематически ведётся с 5 класса. Собрала дидактические материалы (Приложение 6), которые используются при работе над типами речи в ходе подготовки учащихся 9 класса к итоговой аттестации.
Школьники знакомятся с автором и названием произведения, откуда взят отрывок. После выразительного чтения отрывка учителем определяется принадлежность текста к определённому типу речи и приводятся доказательства.
Особое внимание уделяю работе над смешанными типами речи, ведь именно они вызывают затруднения у учащихся и часто предлагаются в заданиях ГИА и ЕГЭ.
Подобная работа прививает школьникам навыки исследовательской деятельности, рассчитана на подготовку к сочинениям повышенного уровня и оказывает большую помощь на занятиях с одарёнными детьми при подготовке к различным олимпиадам и конкурсам по русскому языку.(Приложение 7.)
Комплексная работа с текстом потребовала изменения структуры урока. Активно использую в своей работе нетрадиционные формы уроков: урок-исследование, урок словесности, урок-практикум, деловая игра и т. п. Такой урок состоит из следующих этапов:
• целеполагание, когда ученики обсуждают тексты и задания с учителем, получают дополнительные инструкции по выбору и выполнению задания;
• планирование ( школьники вникают в содержание и идею текста; размышляют над способом выполнения заданий; определяют потребность в справочной литературе и словарях; вырабатывают план действий);
• исследование (исследование текста, решение промежуточных задач);
•дискуссия (учащиеся обсуждают ход урока, анализируют, добавляют, корректируют свои наблюдения);
• итоговая творческая работа.
На всех уроках общение становится обязательным условием учебной деятельности. При этом урок сохраняется как форма организации обучения, но обновляются приемы и средства обучения через создание на разных этапах урока речевых ситуаций, расширяется применение современных педагогических технологий (технологий проблемного обучения, интегрированного обучения и разноуровневого обучения, групповых, игровых и информационных технологий), неурочных форм организации деятельности.
Одно из важных условий применения данного опыта – переход от традиционного обучения к личностно-ориентированному. Такой подход требует становления педагога как профессионала, легко ориентирующегося в инновациях. Новизна опыта заключается в системном подходе к формированию орфографической зоркости учащихся, их позитивной учебной мотивации на основе использования текста.
Многоаспектная работа с текстом позволила мне достичь следующих результатов:
• у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация изучения русского языка и литературы;
• более эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и навыков учащихся, формируется умение творческого подхода к решению учебных задач, совершенствуется речевое развитие;
• повышается культурный уровень, что позволяет учащимся добиваться реальных успехов в учебе.
Комплексная работа с текстом на уроках русского языка позволяет одновременно решать правописные, речевые и воспитательные задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы методического объединения учителей русского языка и литературы Суздальского района
По итогам конкурса методических обединений района мы стали лауреатами...
Методическая система учителя русского языка и литературы И.А.Фисун
Представление методической системы учителя русского языка и литературы. Цель профессиональной деятельности-создание методической системы, которая средствами русского языка и литературы будет содейство...
Методическая система учителя русского языка и литературы.«Формирование основных компетентностей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе »
Виды, способы и методы формирования компетентостей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе и их результаты ....
Методическая система учителя русского языка и литературы "Воспитание элитарной языковой личности в процессе обучения русскому языку и литературе"
Переход России из индустриального в постиндустриальное (информационное) общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале, привел к процессам глобализации, информатизации,...
Авторская методическая система учителя русского языка и литературы
Актуальность создания методической системы, теоретическая база методической системы, содержание...
Методическая система учителя русского языка и литературы Суворовой С.Д.
В работе представлены взгляды автора на современное состояние образовательного процесса, делается акцент на технологию мастерских и музейную педагогику как важные составляющие методической системы...