Формирование речевой компетенции в форме типового и свободного диалога с использованием коммуникативно-ориентированных упражнений
методическая разработка по теме

—Способствовать выявлению и поддержанию интереса
—Дать возможность применить полученные знания в создании диалогов с дальнейшим выходом на свободное говорение
—Обеспечить комплексное поликультурное и билингвальное развитие обучающихся
—Совершенствовать компенсаторную компетенцию: развитие интуиции, умение выходить из положения при дефиците языковых средств
—Совершенствовать иноязычные компетенции в единстве всех её составляющих: речевой, языковой, социокультурной
—

Скачать:


Предварительный просмотр:

Волгоградская Государственная Академия                                                                  повышения квалификации и профессиональной                                                       переподготовки работников образования

Квалификационная работа

учителя английского языка,

претендующего на

высшую категорию

Паршиной Н.В.

МОУ лицея № 1, г. Волжского

Тема: "Формирование речевой компетенции в форме типового и свободного диалога через систему коммуникативно-ориентированных заданий на средней ступени обучения"

Волгоград, 2010


I. Информационные справочные сведения

1. Тема" Формирование речевой компетенции в форме типового и свободного диалога с использованием коммуникативно-ориентированных заданий на средней ступени обучения"

2. Автор опыта: Паршина Н.В.

3. Место функционирования: МОУ лицей № 1, г. Волжский

4. Материалы, иллюстрирующие опыт:

-описание; конспекты уроков; фрагменты уроков (приложение № 1,2,3,4,5); список литературы  (приложение № 6)

II. Технологические сведения об опыте

1. Актуальность        стр. 3

2. Педагогические задачи, решаемые в опыте        стр. 4

3. Технология опыта        стр. 5-19


1. Актуальность.

Данное направление имеет большой воспитательный и развивающий потенциал. Способствуя самореализации личности, оно помогает обучающимся расширить круг возможного общения, тематику, вести беседы разного характера (диалог-распрос, диалог этикетного характере и т.д.), что позволяет им легче социально адаптироваться в различных коммуникативных средах.

В центре обучения-коммуникативные запросы обучающегося. Предлагаемые задания тематически основаны на проблемах и интересах современной молодежи и современного общества, ближайшего социального окружения подростка.

Умение вести беседу на любую тему легко и непринужденно говорит о коммуникабельности человека, его начитанности, образованности, что помогает избежать ситуаций неуверенности, и находится в состоянии успеха в любых ситуациях.

Именно на среднем этапе обучения обучающиеся владеют достаточным объемом знаний (умение строить разные виды вопросов, знание определенной группы времен и умение их различать, языковые клише и т.д.), которые являются хорошей базой для активизации диалоговой речи, развития умений говорения, которые будут совершенствоваться на следующих этапах обучения.

        


2. Педагогические задачи, решаемые в опыте.

-способствовать выявлению и поддержанию интереса

-дать возможность применить полученные знания в создании диалогов с дальнейшим выходом на свободное говорение

-обеспечивать комплексное поликультурное и билингвальное развитие обучающихся

-развивать коммуникативную компетенцию в сторону функционального использования английского языка как средства общения и познавательной деятельности

-совершенствовать компенсаторную компетенцию: развитие интуиции, умение выходить из положения при дефиците языковых средств

-совершенствовать иноязычные компетенции в единстве всех её составляющих: речевой, языковой, социокультурной

-научить обучающихся вести устное общение, принимая во внимание формальную, неформальную и дружескую сферы общения.

-проверять качество приобретенных знаний, навыков, умений по английскому языку в области диалоговой речи.

        


3. Технология опыта.

Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося. Иностранный язык, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Социальный заказ общества в области обучения иностранного языка выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого обучающегося. Поэтому не случайно, что основной целью обучения иностранному языку на современном этапе развития образования является личность учащегося, способная и желающая участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности.

В связи с этим можно выделить следующие проблемы:

  • как сделать современного обучающегося социально мобильным на рынке труда;
  • как научить применять знания, умения, навыки в конкретной ситуации;
  • как научить умению выявлять, наблюдать, различать, классифицировать, оценивать, критически анализировать, делать выводы, принимать продуманные решения;
  • как  вовлечь учащихся в интерактивную деятельность на уроках английского языка.  

Диалог – это общение двух и более людей. Обучение диалогической речи на уроках английского языка является одной из важнейших задач. Одной их важных характеристик образовательного процесса является развитие речевого взаимодействия обучающихся при изучении иностранного языка, под которым понимается процесс установления и поддержания целенаправленного прямого или опосредованного контакта между обучающимися посредством языка. Показателями развития речевого взаимодействия выступают: эффективность выражения своих мыслей, мнения, намерений; характер техники речевого взаимодействия; характер стратегий социально-ориентированного взаимодействия; характер реализации речевого взаимодействия в межкультурной коммуникации.

Из всего вышесказанного следует, что при изучении иностранного языка необходимо формировать навыки диалогического общения. Одной из основных форм речевого общения является диалогическая речь.

Несмотря на то, что диалогическая речь сложнее монологической, и с точки напряженности внимания, и с точки зрения разнообразия и качества используемых речевых образцов, и по ряду других причин, тем не менее, с точки зрения последовательности в обучении устной речи все же предпочтение следует отдать диалогической речи. Ведь именно через диалог отрабатываются и запоминаются отдельные речевые образцы, целые структуры, которые используются затем в монологической речи. Уже на начальном этапе обучения английскому языку учащиеся могут, а учитель должен им помочь приобрести умение пользоваться изучаемым языком для общения. На начальном этапе устное начало с первых шагов создает условия для раскрытия коммуникативной функции языка, учитывая способности учащегося 8 - 10 лет к более легкому восприятию звучащей речи и воспроизведению услышанного и приближает процесс обучения к условиям реального общения, что вызывает интерес учащихся к предмету и создает высокую мотивацию к изучению английского языка.

Что касается диалогической формы общения это наиболее характерная форма для проявления коммуникативной функции языка. Обучение говорению как процессу продуктивному требует от учащегося построения высказывания, обусловленного ситуации общения, представляет собой сложную методическую задачу, поскольку овладение им связано с наибольшими трудностями  для учащихся и требует больших временных затрат и усилий как со стороны учителя, так и учащихся. Тем не менее эти затраты времени и усилия окупаются, если учащиеся овладевают этой деятельностью, которая обеспечивает мотивационный уровень и надежную базу для формирования других видов речевой деятельности.

Существует два метода обучения диалогу: дедуктивный и индуктивный.

При дедуктивном методе работа начинается с целого диалогического образца. Диалог-образец является диалогическим комплексом, состоит из нескольких диалогических единств.

Алгоритм:

1) диалог заучивается наизусть

2) затем варьируется лексическая наполняемость, обработка элементов

3) обучающиеся подводятся к ведению диалогов на ту же тему, что и разучиваемый

Вывод: усвоение системы происходит "сверху вниз" (от крупных блоков к элементам)

Недостаток: не развивает умение самостоятельно использовать материал в речи, сосредоточивая внимание на формальной стороне речи. Здесь обучение происходит в форме типового диалога.  (Приложение 1).

При индуктивном методе работа идет от усвоения элементов диалога к самостоятельному его ведению на основе учебно-речевой ситуации. Он обучает взаимодействию, лежащему в основе диалогической речи, становление речевых умений и навыков при таком пути происходит в процессе общения. В данном случае можно вести речь о формировании речевой компетенции посредством свободного диалога.

Диалогическая речь представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений:

-слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником;

-формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка;

-менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия;

-поддерживать определенный эмоциональный тон;

-следить за правильностью языковой формы, в которую облекают мысли;

-слушать свою речь, вносить соответствующие изменения и поправки.

Строевой единицей диалогической речи является диалогическое единство: сочетание двух или более взаимосвязанных реплик. Чтобы овладеть этой формой речи, нужно усваивать различные типы диалогических единств.

На начальном этапе обучения дети овладевают лишь элементами диалогических единств (вопросами и ответами); учатся задавать вопросы, строить вопросительные предложения, дополнять недоконченные диалоги. Затем начинают знакомиться со строением диалога. Диалогические единства строятся по определенным схемам: вопрос-ответ /вопрос-ответ-вопрос /сообщение-вопрос /сообщение-сообщение /побуждение-сообщение и т. д. Овладение диалогическим единством того или иного типа будет идти через группу упражнений. Вначале обучающиеся знакомятся с образцом диалогического единства. Затем они учатся строить отдельные реплики. Наконец, упражняются в составлении целого диалога. Для упражнений в диалоге предлагаются ситуативные задания. Обучение происходит поэтапно.  

Первый этап. Вопросно-ответная форма речи. Вопросно-ответная форма диалогического общения наиболее типична и она используется как для решения познавательных, так и социально-коммуникативных задач. С одной стороны, коммуникативная задача вопроса заключается в получении новой информации или уточнении уже имеющихся сведений. С другой, именно вопрос чаще всего становится инициативной диалогической репликой. Он служит не только носителем информации, но и побуждает к ответному высказыванию. Умение и желание ребенка задавать вопросы свидетельствуют о его активном восприятии и сознательном усвоении знаний. Чтобы спросить о чем-то, дети должны уметь выделить главное, осознать проблему и верно сформулировать ее. Таким образом, обучение умению отвечать на вопросы помогает развитию умения лексико-синтаксически оформлять результаты мыслительной деятельности. Для формирования вопросно-ответной формы речи используются различные виды беседы, игры. Сначала необходимо развивать у детей умение отвечать на вопросы и задавать их. Особое внимание уделять формированию умения слушать и слышать собеседника, используя для этого различные игры. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. По сюжетной картинке первый обучающийся составляет простое нераспространенное предложение, каждый следующий добавляет к нему по слову. СНЕЖНЫЙ КОМ. Требуется составить рассказ на заданную тему по кругу. Каждый участник начинает свою фразу с повторения конца фразы предыдущего.

Техника  "Merry-Go -Round" "Карусель": обучающиеся встают в 2 круга, задают друг другу вопросы по теме "Знакомство", затем заполняют общую таблицу с информацией. Следующим заданием может быть рассказ о друге.

Техника "Ask and answer" "Вопрос-ответ": обучающимся предлагается поиграть в игру «Вопрос-ответ». Учитель произносит утвердительное предложение и кидает мячик любому из обучающихся, обучающиеся должны задать специальные, альтернативные или общие вопросы.   (Приложение 2)

Второй этап. Обобщение. Здесь на первый план выходит общение детей друг с другом. Для этого создаются различные коммуникативные ситуации, игры для общения.

Игра «Интервью»: обучающимся предлагается поиграть в игру «Интервью», но учитель предупреждает о том, что они могут задавать только разделительные вопросы. Один из обучающихся выходит к доске и отвечает на разделительные вопросы остальных обучающихся. (Приложение 3)

Третий этап. Применение полученных и усвоенных навыков. На этом этапе используются диалоги, сюжетно-ролевые игры, диалоги с незнакомыми взрослыми и сверстниками. Сюжетно-ролевая игра отвечает потребности детей воплотить в жизнь собственные замыслы, выразить свои переживания. В процессе игры они переходят от реализации хорошо усвоенных сюжетов к самостоятельному построению новых.  

Техника "Новый ученик": Учитель сообщает детям, что у них в классе появился новый обучающийся, и детям необходимо познакомится с ним. «Новый» обучающийся выходит к доске, а остальные обучающиеся задают ему различные вопросы. Тему вопросов лучше задать, причем в два приема: 1. Имя, возраст, откуда приехал, семья. Затем ближе к изучаемому материалу: 2.  В каком классе, где провел каникулы, ездил ли за границу, любимый предмет, т.е. необходимо сформировать у детей определенные логические схемы ведения беседы. (Приложение 4)

Можно выделить несколько типов диалога, которые позволяют особым образом предъявлять ценности, создают основу для глубокого их переосмысления и реализуют иноязычный акт коммуникации. Одним из таких типов является духовный диалог. Для него свойственны глубокое понимание сущности проблемы, высокий уровень культуры диалогического взаимодействия. Например, детям предлагается познакомиться с писателем и его книгой, а затем на основе предложенной информации они должны ответить на следующие вопросы:

1. Вы еще не прочли эту книгу, но вы уже можете кое-что о ней сказать. Что вы ожидаете от этой книги? Выскажите, пожалуйста, ваши предположения.

Возможен смыслотворческий диалог, активно включающий участников в поиск новых смыслов, в процесс определения системы индивидуальных ценностных ориентации.

1. Посмотрите на картину и скажите, какой теме она посвящена. (любовь)

2. Что  вы  ожидаете  от  серьезной любви?

3. Нравятся ли вам герои картины?

4. Что приходит вам на ум, когда вы смотрите на эту картину?  Выскажите ваши предположения, чем может закончиться эта любовная история. Как по-вашему, подходит ли картине название? Как бы вы ее назвали? Обсудите содержание данной картины с вашим другом.  Разыграйте диалог.

Имеет большое значение рефлексивный диалог, позволяющий оценить собственный потенциал. Например: Составьте диалог к следующим ситуациям: конспект урока "Health is above wealth". (Приложение урок).

Для участников субъектно-смыслового общения может стать привлекательным самореализующий диалог, назначение которого, прежде всего, в утверждении личности, полноценной самопрезентации и самовыражении.

1. Чем  бы  вы  занялись  во  время поездки в незнакомую страну в качестве туриста?

2. Что бы вы делали, если бы оказались в чужой стране на долгое время или навсегда?

3. Спросите ваших одноклассников, что бы они делали, если бы очутились в Британии, в США или в Швейцарии. Разыграйте диалог.

Нетрадиционные методы коммуникативного общения на уроках английского языка

Практические потребности обучения иностранным языкам определяют приоритет тех или иных методов. В настоящее время в методике преподавания иностранных языков предпочтение отдается: структурно-ориентированным методам, направленным на формирование определенных навыков произношения, отбор лексического материала, грамматического оформления высказывания; коммуникативно-ориентированным методам, направленным на формирование умений адекватно выражать мысли на конкретном языке. При этом приоритетное использование коммуникативного метода представляется наиболее логичным и обоснованным, поскольку ведущая роль коммуникативной функции неоспорима. Применение нетрадиционных методов коммуникативного общения на уроках английского языка дают лучший результат, будут наиболее приемлемыми и действенными, что является достаточно актуальным на современном этапе. Чаще всего под коммуникативностью мы понимаем оптимальность обучения с точки зрения эффективности воздействия на обучаемого. Коммуникативность- (лат. сomminicatio - акт общения) связь между двумя и более индивидами, основанная на взаимопонимании. Следовательно, в основе всех методов коммуникативного обучения должно лежать умение установить связи, находить успешные формы общения на любом языке.

Иностранный язык, в этом плане, изучать труднее, т. к. не всегда обучающиеся понимают друг друга. Основным принципом коммуникативно-ориентированного обучения является речевая деятельность. Участники общения должны научиться решать реальные и воображаемые задачи совместной деятельности при помощи иностранного языка. Обучение при этом осуществляется через задания (activities), которые реализуются с помощью методических приемов (techniques) и упражнений (exercises). Примером нетрадиционных методов общения учащихся в этом случае будут задания следующих видов:

Communication games (коммуникативные игры)

Игра "Сыщик". На столе лежит много предметов. Обучающийся выходит из класса, остальные решают, какой предмет он должен найти, задавая разделительные вопросы. (Приложение 5)

Role-plays. (ролевое общение).  Нетрадиционной формой можно считать ролевое общение, которое реализуется в ролевой игре. Однако ролевое общение организуется в соответствии с разработанным сюжетом и требует развитых социальных умений. Поэтому ролевые игры на уроках английского языка нередко включают элементы социального тренинга (упражнений в общении):

line-up (учащиеся стараются как можно быстрее выстроиться в ряд в соответствии с предложенным признаком); например: дни рождения по временам года; занятия, хобби; любимые праздники и т.д.

smile (учащиеся подходят друг к другу и с обязательной улыбкой обмениваются репликами);

merry-go-round (школьники образуют внешний и внутренний круг и, двигаясь по кругу, обмениваются репликами);

contact (участники подходят друг к другу и начинают беседу);

kind words (учащиеся говорят любые приятные слова в адрес собеседника);

reflection (участники пытаются представить, что думают о них другие школьники);

listening (учащиеся внимательно слушают партнера, кивая в знак согласия и выражая согласие с ним) и т.д.

Ролевая игра позволяет моделировать ситуации реального общения и отличается, прежде всего, свободой и спонтанностью речевого и неречевого поведения персонажей. Ролевая игра предполагает наличие определенного количества персонажей, а также игровой проблемной ситуации, в которой участники игры действуют. Каждый участник в ходе игры организует свое поведение в зависимости от поведения партнеров и своей коммуникативной цели. Итогом игры должно стать разрешение конфликта.

Socialization (свободное общение). Одним из приемов в методах коммуникативного общения является коммуникативное задание. Авторы рассматривают рассматривают коммуникативное задание как цель, поставленную в определенных условиях общения, из которых понятно, кто, что, кому, при каких обстоятельствах и зачем говорит. Коммуникативные задания, используемые в интенсивной методике, помогают вывести учащихся за пределы чисто учебной деятельности, благодаря заранее определенной роли. Ситуация плюс роль управляют речевым поведением учащихся. "У меня есть новость,- говорит учитель, обращаясь к обучающимся,- завтра к нам приезжает Д.Браун, журналист из Лондона. У него поручение написать статью для газеты о школьной жизни. Что можно порекомендовать ему посмотреть в первую очередь в нашей школе, ведь он пробудет у нас всего несколько дней?". Назначение коммуникативных заданий в том, чтобы побудить учащихся к решению новых задач общения с помощью языковых средств, усвоенных на основе исходных полилогов. При создании и формировании коммуникативных заданий нужна большая изобретательность. Важно строить их на увлекательном материале реальной действительности, мобилизуя также фантазию учащихся. У учителя должен накапливаться «банк фактов», своего рода коллекция удивительных случаев, которые могут быть превращены в такие задания, которые повышают тонус общения, стимулируя речетворчество.

В настоящее время получает все большее распространение трехчастная форма выполнения коммуникативно-ориентированных заданий (three-phase frame-work). Практически любое задание может выполняться в три этапа: pre-activity (подготовительный); while-activity (исполнительный); post-activity (итоговый). Приём - таблица « Кто? Что? Когда? Где? Почему?"
«5-W» — Method. Обучающиеся читают текст, заполняют таблицу, затем задают вопросы  друг другу, уточняя выписанные данные.

При этом необходимо создать положительные условия для активного и свободного участия личности в деятельности. Эти условия сводятся к следующему:

-учащиеся получают возможность свободного выражения своих мыслей и чувств в процессе общения;

-каждый участник группового общения остается в фокусе внимания остальных;

-самовыражение личности становится важнее демонстрации языковых знаний

-поощряются пусть противоречивые, парадоксальные, даже "неправильные" суждения, но свидетельствующие о самостоятельности учащихся, об их активной позиции

-участники общения чувствуют себя в безопасности от критики, преследования за ошибки и наказания;

-использование речевого материала подчиняется задаче индивидуального речевого замысла;

-языковой материал соответствует речемыслительным возможностям говорящего;

-отношения строятся на безоценочности, некритичности ( сопереживания и понимания переживаний других)

При этом речевые ошибки следует считать не только возможным, но и нормальным. Разговорная грамматика допускает определенные отклонения от грамматики письменной речи. Вышеуказанные условия являются непременными при обучении иностранному языку. Не  маловажную роль при реализации нетрадиционных методов играет информативная компетенция учащихся, которая включает:

- сложившиеся знания;

- языковую картину мира в ее иноязычной форме;

- общий кругозор.

Это является важным условием вовлечения учащихся в общение. Молчание обучающегося на уроке нередко объясняется тем, что он не владеет предметом разговора, не имеет личного отношения к обсуждаемой проблеме, не знаком с возможными способами поведения, хотя и выучил лексику с грамматикой. Коммуникативно-ориентированное обучение английскому языку может осуществляется с применением заданий, типа «информационное неравенство» участников (information gap).

Задания типа (information gap) могут иметь нетрадиционные формы:                picture gap: у обучаемых имеются почти одинаковые картинки, некоторые изображения отличаются, и различия нужно обнаружить при помощи вопросов, не видя картинки партнера;

text gap: у школьников имеются фрагменты одного и того же текста, чтобы знать содержание целого текста, недостаток информации нужно восполнить, задавая вопросы);

- jig-saw reading: учащиеся разбиваются на группы 4-6 человек,  включая как сильных, так и слабых обучающихся; каждый получает для разработки подтему или часть текста (небольшой по объёму материал); идёт обмен информацией в группе, каждый является экспертом в своём вопросе; все слушают друг друга, задают вопросы, делают пометки, т.к. это единственный способ ознакомиться со всей информацией; по пройденной теме отчитывается вся команда, или один из её членов; заинтересована вся команда, чтобы её члены знали всё, т.к. это отразится на общей итоговой оценке. (Приложение урок).

knowledge gap: у одного обучающегося имеется информация, которой нет у другого, и ее нужно восполнить (complete-the-table tasks)

Примером задания типа «information gap» является любая коммуникативная игра, например, «Treasure Island». Два участника общения («искатели клада») имеют контурные карты с изображением необитаемого острова. Информация на карте одного участника отсутствует на карте другого. Участники, задавая друг другу вопросы, пытаются обнаружить все подстерегающие их опасности и наносят на пустые квадраты своих карт соответствующие обозначения опасности.

Особое внимание при использовании нетрадиционных методов коммуникации на уроках английского языка следует уделить коммуникативным умениям, которые можно разбить на следующие блоки:

-Сферы общения и тематика (умение общаться со сверстниками).

- Диалогическая речь (различные виды диалогов, в т.ч. расспрос, обмен мнениями, информацией и т. п.).

-Монологическая речь (высказывания, пересказывание услышанного, увиденного или прочитанного и т. п.).

Перечисленные умения коммуникативного общения должны реализовываться при коммуникативно-ориентированном обучении как в базовом курсе, так и в процессе интенсивного обучения английскому языку с использованием нетрадиционных методов коммуникативного общения. Каждый из блоков подразумевает развитие определенных коммуникативных умений. Наиболее полно этот метод реализуется в том случае, когда учитель использует нетрадиционные методы коммуникативного общения.

Как известно, традиционные методы предусмотрены базовой программой и ориентированы на заучивание, «зазубривание» штатных задач по темам, регламентированным программой. Эти методы не всегда дают позитивные результаты, т.к. не побуждают учащихся к активному «говорению», т.к. их суть сводится к овладению минимальным словарным запасом и умением воспроизвести заученный диалог.

Интерес представляют методы, стимулирующие активную мыслительную деятельность и побуждающие учащихся к высказыванию мыслей на английском языке.

Эвристический метод, результатом применения которого всегда является создаваемая обучающимися образовательная продукция: идея, гипотеза, диалог, текстовое произведение, способствует умелому применению полученных и усвоенных умений на практике.

Метод эмпатии (вживания) означает «вчувствование» человека в состояние другого объекта, «вселения» обучающихся в изучаемые объекты окружающего мира, попытка почувствовать и познать его изнутри. Например, вжиться в сущность дерева, кошки, облака и других образовательных предметов. В момент вживания ребенок задаёт вопросы объекту-себе, пытаясь на чувственном  уровне воспринять, понять, увидеть ответы. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть образовательный продукт, который может затем быть им выражен в устной, письменной, рисуночной форме. Затем "объекту" задаются разнообразные вопросы или происходит общение двух" подобных объектов", при этом получается достаточно интересный образовательный продукт, и такой вид работы вызывает огромный интерес у обучающихся.

Большинство коммуникативных заданий основано на драматизациях. Драматизация является точной моделью истинного общения, сохраняя его основные черты. Суть в том, что самые разнообразные события, пусть фантастические и сказочные, психологически всегда мотивированны и актуальны, в них все происходит сейчас и здесь, а это оживляет их и способствует усвоению материала. Очень важно, что в коммуникативных заданиях можно использовать постоянные, «сквозные» персонажи: репортер, автор, лидер, пессимист, оптимист, скептик, популярные сказочные персонажи, любимые герои книг.

Целесообразно иногда «сталкивать» разные маски, поместив их в одну ситуацию. Например, как бы оптимист, пессимист и скептик оценили выступление рок-ансамбля, на котором побывали втроем.  Родитель-обучающийся-учитель решают проблему плохого поведения и неуспеваемости и т.д.

В качестве примеров нетрадиционных методов можно привести «скетч», «круглый стол», «дискуссию».

Скетч - это короткая сцена, разыгрываемая по заданной проблемной ситуации с указанием действующих лиц, их социального статуса, ролевого поведения. Скетч, в отличие от ролевой игры, характеризуется меньшей сложностью и свободой речевого поведения персонажей. В виде скетчей могут быть разыграны небольшие сцены, относящиеся к социально-бытовым сферам по темам «Питание», «Покупки», «Город и его достопримечательности», «Путешествия».

Круглый стол - представляет собой обмен мнениями по какому-либо вопросу, проблеме, интересующей участников общения. Участвуя в круглом столе, обучаемый высказывается от своего лица. Проблемы, обсуждаемые за «круглым столом», могут быть весьма разнообразными: социальными, страноведческими, морально-этическими и др. Участие в круглом столе требует от учащихся достаточно высокого уровня владения языком и наличия определенных знаний по проблеме. Поэтому как прием контроля «круглый стол» можно применять на продвинутом этапе обучения.

Дискуссия представляет собой одну из форм спора как словесного состязания. Это обмен мнениями в отношении какого-либо предмета с целью достижения единства взглядов на этот предмет. Обязательным условием дискуссии является наличие какого-либо спорного вопроса. Окончательное решение этого вопроса и вырабатывается в ходе дискуссии.

Нетрадиционные методы как раз стимулируют учащихся к проявлению речевой активности и в этом их привлекательность и приоритетная значимость. Практическая значимость: Урок развития навыков говорения опирается на сформированные лексические и грамматические навыки в рамках изучаемой темы. Обучающиеся говорят подавляющую часть урока. Все дети принимают равное участие в общении.  Соотношение речи учителя и обучающихся в пользу последних. Роль учителя здесь - это направлять и моделировать различные формы речевого взаимодействия, широко используя коллективные формы работы (парные, групповые). Помимо лексических и грамматических структур обучающиеся знают и умеют использовать различные формы связи речи, ее логического выстраивания с помощью речевых клише, союзов, вводных структур, реплик реагирования. Языковой уровень соответствует реальным возможностям данной группы. Задания построены с учетом информационного запаса обучаемых. Используются опоры вербального характера:  памятка – инструкция, а также невербального характера: картинки, презентация. Уровень мотивации на уроке очень высок, благодаря использованию различных источников мотивации (целевая мотивация, мотивация успеха). Для того чтобы максимально минимизировать боязнь совершить ошибку создается атмосфера доброжелательности и доверия.

Приложение 1.

(фрагмент урока, учебник для 5-6 класса, автор М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева)) Цели урока: совершенствование лексических и орфографических навыков.

Обучение диалогической речи (полилог)

Задачи: уметь отвечать на вопросы; уметь составлять диалог по образцу

1. Организационный момент

T: We will make the dialogues in group of 3.  Than we will learn to arrange a date and time. And I want you to recall some words and to train yourself to ask tag questions.

 2. Речевая разминка

I want you to agree or disagree with me. You will listen to my statements. If you agree with me you will repeat my sentence. If you disagree with me, correct my statement, please.

Если утверждение верное, то обучающийся должен повторить его. Если утверждение неверное - учащиеся исправляют его.

-   You are going to visit your Granny on Sunday. (I agree with you. I am going to visit my Granny on-Sunday.)

-   Your mother is going to Moscow at the weekend. (I disagree with you. My mother is not going to Moscow at the weekend.)

   You are not going to do your homework in the evening. (I disagree with you. I am going to do my homework in the evening.)

-  Your father is going to clean the flat on Saturday. (I agree with you. My father is going to clean the fiat on Saturday.)

-  Your sister is not going to visit her friend tomorrow. (I agree with you. My sister is not going to visit her friend tomorrow.) Etc.

3. Совершенствование навыков чтения и диалогической речи

Стр.33-34, №24 (здесь представлен диалог в учебнике)

Вопросы по содержанию диалога:

-  What are the children speaking about?     Why will not they have a party at five tomorrow?  -   When will they have a party then?   -  Who will be responsible for music?

-   Who will be responsible for sandwiches?-   Who will buy sweets?

-   Can the boys arrange the tables?

4. Обучение диалогической речи.   №25, стр. 34. 5 минут, №24 стр.34 - образец

-  T: You will have 5 minutes to make your dialogues in pairs and then we will listen to your dialogues carefully and choose the best one.

S: Примерный диалог:            

- Why is Dick absent?

-  He is ill.

-  We should visit him.

-  I agree with you. Could we arrange a date and time right now?

-  Of course we can. What about visiting him today?  

-  I am afraid I can't. I have arranged to go to the shop with my mother.

-  Sorry, but I can't. I have a Music lesson in the afternoon.

-  What about tomorrow?

-  OK. Let's decide how to organize our visit.

-  You will phone him, won't you?

-  Yes, I will..


Приложение 2.   (фрагмент урока, учебник для 5-6 класса, автор М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева)

Урок 22. Изучаем разделительные вопросы.

Цель урока:   контроль навыков диалогической речи

Задачи урока: ознакомиться с разделительными вопросами (tag-questions); активизировать грамматические навыки по составлению вопросов разных типов.

1. T:-   We shall play an interesting game. Let's make a circle. I will pronounce the sentence and throw the ball to one of you. Your task is to ask me different questions. For example, I'll say «I have an apple» and you will ask me «Do you have an apple? », «Do you have an apple or an orange? » and other questions.

2.  Контроль навыков диалогической речи (контроль выученных диалогов)

-  Now it's time to listen to your dialogues. You have a minute to remember your dialogues in pairs. Your time is up. I want listeners to be very attentive. You will help me to choose the best dialogue.

Учащиеся разыгрывают выученные диалоги перёд классом. Учитель предлагает детям выбрать лучший диалог.

-  Now you can tell me whose dialogue is the best. I agree with you. Helen and Mike acted out the dialogue very well. Clap your hands, please.

3. Знакомство с разделительным вопросом.


Приложение 3.

Урок 27. Расскажи о семье своего друга

Цели урока: совершенствование навыков диалогической речи

Задачи: уметь задавать разделительные, общие вопросы и отвечать на них

 Игра «Интервью».   Учитель предлагает учащимся поиграть в игру «Интервью», но предупреждает ребят о том, что они могут задавать только разделительные вопросы. Один из обучающихся выходит к доске и отвечает на разделительные вопросы остальных обучающихся.

Примерные вопросы обучающихся:

-  You are a pupil, aren't you? (Yes, I am, I am a pupil)

-  You went for a walk yesterday, didn't you? (Yes, I did. I went for walk yesterday.)

-  You like to read books, don't you? (No, I don't , I don't like to read books.)

-  Your friend is not a teacher, is he? (Yes, he is. He is not a teacher.)

-  You will answer the question, won't you? (Yes, I will. I will answer the question.) Etc.

V. Совершенствование навыков диалогической речи. Стр. 33, №22

- Let's work in pairs. I want you to open your textbooks, page 33, exercise 22.

 Read the task, please. You will ask your partner what he and the members of his family usually do in the evening or at the weekend.

You will put«+» if he does it. You will put«-» if he doesn't do it.

Учитель организует выполнение упр. 22, с. 33. Учащиеся делятся на пары и задают вопросы из данного упражнения. Положительные ответы отмечаются плюсом, отрицательные ответы - минусом.


Приложение 4.

Урок 15. Конкурс диалогов "Летние каникулы"

Цели урока: совершенствование навыков диалогической речи по теме «Каникулы»;                           Задачи: активно использовать изученную лексику.  

Речевая разминка.  

1. T:-  Imagine we have a new pupil in our class. Let us ask him some questions about his family, his friends and his summer holidays.  

Who wants to be a new pupil?  Who is ready to ask the first question?

Учитель сообщает детям, что у них в классе появился новый одноклассник, и с ним необходимо познакомится. «Новый» обучающийся выходит к доске, а остальные задают ему различные вопросы. Тему вопросов лучше задать, причем в два приема: 1. Имя, возраст, откуда приехал, семья. Затем ближе к изучаемому материалу: 2.  В каком классе, где провел каникулы, ездил ли за границу, любимый предмет.

Примерные вопросы детей:

-  What is your name?/-  How old are you?/-   Where are you from?/-  Do you live in a house or in a flat?

-  Have you got a mother (a father, a sister, a brother, a grandmother)?/-   What is your mother (father)?

-  Where did you spend your holidays?/-  Did you go abroad?

-  Do you like Maths (Literature, Russian, and Information Technology)?/-   When do you usually get up?

 2. Совершенствование навыков диалогической речи по теме «Каникулы»                                         T:- Now you will work in pairs and make up the dialogue about your summer holidays. You can see the plan of your dialogue on the blackboard. Don't forget to greet your partner and to thank him for the talk.

Учащиеся делятся на пары для составления диалога по теме «Каникулы». Для подготовки диалога детям дается 5 минут.

На доске представлен примерный план диалога

Ask your friend /The place /The weather /Activities/People you've met/Interesting places

3. Контроль навыков диалогической речи

T:- Now it's time to act out the dialogues. You will go to the blackboard one by one. We shall listen to the dialogues of all the pupils and choose the best one. Listen to the dialogues carefully because you will help me to decide whose dialogue is the most interesting one. Try to role play the dialogues artistically.

Учитель предлагает детям разыграть подготовленные диалоги перед классом и выбрать лучший диалог. Дети парами по очереди выходят к доске и представляют свои диалоги. В конце урока ребята - победители конкурса диалогов награждаются грамотами.   Примерный диалог:

-  Hello, Mike!/- Hello, Helen!                                                                                              -  I haven't seen you for ages. Where did you spend your holiday?                                      -  I went to Great Britain, to London./-  Who did you go to London with?                                            -  I went there with my parents./-  What interesting places did you visit?                            -  We visited Trafalgar Square and Hyde Park./-  What about the British people?              -  Were they friendly?                                                                                                                         -  Yes, they were. They were very friendly and polite. I made friends with two girls there.      -  What was the weather like? They say it often rains in Britain.                                              -  The weather was sunny and warm. We spent a lot of time outdoors.                                          -   I can see you liked your travel very much.                                                                        -  You are right. Visit me some day. I shall show you some pictures.                                          -  Thank you very much. Good-bye, Helen!/-  Good-bye, Mike!

Приложение 5.

   Тема "Мы собираемся путешествовать"  

Цели урока: Контроль  диалогической речи (полилог)  

Задачи: уметь задавать разделительные вопросы, уметь строить краткие ответы

3. Речевая разминка  Игра «Сыщик» (Detective)

-   One of you will be a detective. He comes out of the classroom and we decide what thing he must find here. Then he will come in and ask us the tag-questions about the thing you can see in the classroom.

-  May I come in? (Yes, you may.)

-   It is a toy, isn't it? (No, it is not.)

-   I can't see it on my desk, can I? (Yes, you can.)

-   It is not small, isn't it? (No, it is not).

-  It is black, isn't it? (Yes, it is).

-  We usually write on it, don't we? (Yes, we do.)

-   It is a blackboard, isn't it? (Yes, it is.)


Приложение 6. Список литературы:

1. Абрамова А.М. Образование в политике и политика в образовании// Вестник высшей школы. – М., 2005. - № 1.

2. Андриевская В. В. Возрастные особенности учебной деятельности старшеклассников на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе, 2007. – № 6.

3. Артемов В. Д. Психология обучения иностранным языкам.- М., 2003.

4. О.Г. Бырдина О.Г. Диалоговая технология. // Иностранные языки в школе. – 2010.- № 9.

5. Борков, В.Ф. Культура диалога/ В.Ф. Борков. - Минск, 2002.

6. Бим И.Л. Обучение иностранным языкам: поиск новых путей // Иностранные языки в школе. – 2004.- № 1.

7. Витлин Ж.Л. Современные проблемы обучения грамматике иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2008. - № 5.

8. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. О взаимодействии учителя и учащихся на уроке иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2001. - № 1.

9. Гез Н.И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований // Иностранные языки в школе. – 2005. – № 2.

10. Дворник М.В., Чуйкова С.Л. Игра и игровая ситуация на начальной и средней ступенях обучения // Иностранные языки в школе. – 2002. - № 4.

11. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. – М., 2006.

12. Зимняя И.А. Индивидуально-психологические факты и успешность обучения речи на иностранном языке // Иностранные языки в школе. – М., 2000. – № 1.

13. Кларин М. В. Инновации в обучении (метафоры и модели). - М., 2003. 27. Леонтьев А.А. Принципы коммуникативности сегодня // Иностранные языки в школе.– 2006. - № 2

14. Максимова И.Р., Мильруд Р.П. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. – 2000. - № 4.

15. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе / Е.И. Пассов. - М.: Просвещение. - 1988.

16. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – М., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование средств наглядности для формирования речевой компетенции у младших школьников

Средства обучения имеют существенное значение для реализации информационной и управленческой функции учителя. Они помогают возбудить и поддерживать деятельность познавательных процессов учащихся...

Памятка как средство формирования речевых компетенций

Изменения социально – политической и экономической жизни в нашей стране обусловили изменения и в области образования. Применительно к иностранному языку как учебному предмету образовательная ситу...

Формирование речевой компетенции учащихся на уроках английского языка через речевые клише.

Формирование коммуникативной компетенции-цель изучения ИЯ. Как можно сделать это проще и интереснее? Через джазовые чанты...

Формирование речевых компетенций в изучении английского языка по УМК Spotlight 9

Аннотация В данной методической разработке рассмотрены вопросы обучения говорению, как средства формирования речевой компетенции учащихся средней школы; представлена технология работы по говорени...

Статья для конференции по теме: « Формирование социокультурной компетенции обучающихся через использование на уроке диалога культур в условиях дистанционного образования детей с ограниченными возможностями».

Статья для конференции  по теме: « Формирование социокультурной компетенции обучающихся через использование на уроке диалога культур в условиях дистанционного образования детей с ограниченными во...

Формирование речевых компетенций на уроке иностранного языка посредством Интернет технологий

Использование ресурсов сети Интернет в обучении иностранным языкам, интеграция интернет средств в учебный процесс, позволяет более эффективно решать целый ряд дидактических задач:• формировать и...

Занятие на тему: "Дискуссия как один из важнейших этапов формирования речевой компетенции и гражданской позиции. Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка".

В ходе дискуссии (просмотра видеоролика "Учитель года", изучения мнения в чатах, произведениях литературы, СМИ), высказывания популярных авторитетных личностей) её участники пытаются выявить истину по...