Занятие на тему: "Дискуссия как один из важнейших этапов формирования речевой компетенции и гражданской позиции. Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка".
план-конспект урока (10 класс) на тему

Краснова Ольга Юрьевна

В ходе дискуссии (просмотра видеоролика "Учитель года", изучения мнения в чатах, произведениях литературы, СМИ), высказывания популярных авторитетных личностей) её участники пытаются выявить истину по теме "Взаимоотношения "учитель - ученик": проблемы и пути их решения". Эта проблематика напрямую касается новой концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ (см ФГОС), формирования ответственного гражданина, способного защищать свои права, опираясь на власть, закон, правовые нормы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №111»

Советского района

Краснова Ольга Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

10 класс.

Электив «Русское правописание: орфография и пунктуация»

ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ

Дискуссия как один из важнейших этапов формирования речевой компетенции и гражданской позиции. Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка.

Оборудование:

  1. Видеопроектор.
  2. Интерактивная доска
  3. Видеоролик шоу «Уральские пельмени» «Учитель года».
  4. Презентация, подготовленная группой учеников, на тему «Динамика взаимоотношений «УЧЕНИК-УЧИТЕЛЬ» (20-21 века)
  5. Тексты: «Чему не учат в школе: 11 правил Билла Гейтса», повесть Б.Васильева «Завтра была война», рассказ А.Платонова «Песчаная учительница», рассказ Ф. Искандера «13 подвиг Геракла».

ЦЕЛИ:

закрепить навыки ведения дискуссии,

сбора материала к уроку (в т.ч.навыки проектной деятельности);

способствовать обогащению и совершенствованию

речи учащихся, проявлению уважения к чужой точке зрения;

воспитывать гармонически развитую личность:

воздействовать на мышление и речь учащихся,

 формировать активную гражданскую позицию,

 способность защищать свои права и интересы.

Ход урока:

  1. НАВСТРЕЧУ ДНЮ УЧИТЕЛЯ! Просмотр видеоролика «Учитель года»
  2. Вступительное слово учителя. Новая концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, созданная авторским коллективом членов-корреспондентов Российской Академии наук Александром Ярославовичем Данилюком, Александром Михайловичем Кондаковым и Валерием Александровичем Тишковым  определяет как ГЛАВНУЮ следующую задачу для педагогов (ЦИТАТА):  «Формирование ответственного гражданина, его способности защищать свои права и интересы как через власть и закон, так и путём воздействия на власть и правовые нормы». В связи с этим, хочется узнать: что может вызывать тревогу ИЛИ уважение в увиденном сюжете? Высказываясь, помните о принципах взаимоуважения и объективности.
  3. ДИСКУССИЯ учащихся с целью выявления спектра их мнений об отношении к уровню преподавания, желании школьников учиться.
  4.   Учитель. Чтобы примерно определить для себя стиль поведения школьника, готовящего себя к успешной социализации, выбрать стиль общения учителя, способствующего этому, давайте обсудим «11 правил» американского миллиардера Билла Гейтса, которыми он поделился на встрече со школьниками в 2007 году. Какое наиболее приемлемо для вас, что показалось сомнительным? Подтверждение какого из правил вы лично встретили в жизни? (Обратить внимание на правило № 4 – и к презентации).

            Учитель. Скажите: от чего зависит стиль общения учителей с учениками вообще, во всей стране?          

                                                                                                                                                                       

  1.    Учитель: Давайте теперь выслушаем ваших одноклассников.  Они приготовили презентацию на основе научного исследования вашей ровесницы, ученицы 9 класса Агинской средней школы № 2 на тему «ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ХХ ВЕКА» (Творческая работа участника V-ой Всероссийской дистанционной ученической конференции, проводимой Центром дистанционного образования "Эйдос"). Руководитель её работы – учитель русского языка и литературы Наталья Алексеевна Морева.  
  2.   Просмотр презентации. Учитель: Какие выводы можно сделать? (стили взаимоотношений «учитель-ученик» зависят от политической и экономической обстановки в стране и являются взаимопроникающими. Начало 21 века вобрало в себя поведенческие особенности всех этапов 20-начала 21 веков).
  3. Учитель. Литература в России наиболее тесно связана с историей. –Как изображаются образ учителя, его взаимоотношения с окружающими в различные исторические периоды?    (1 группа учеников – Хасанова Алсу, Настя Покровская, Егор, Денис, Шамиля, Рената – «Песчаная учительница» 1927 г, 2 группа – Гузель, Аделя, Тимур, Камилла- «Завтра была война» 1972 г, все – «13 подвиг Геракла» 2011 г. Можно вспомнить и о рассказе Распутина «Уроки французского», 1973).     Что общего в повествовании о педагогах? Чего ожидают от них дети и общество? Акцент на какую сторону деятельности учителя делает автор? (Общество ждёт от учителя проявления активной гражданской позиции. Эпизоды, посвящённые его деятельности на уроке, кроме рассказа Ф.Искандера, составляют небольшую часть текста. Для людей важны проявления чисто человеческих, даже, можно сказать, отеческих чувств к подопечным, коими могут являться и взрослые люди, например, жители Хошутово («Песчаная учительница»).
  4. Учитель. Вы провели небольшое исследование просторов СМИ на предмет: по какому принципу известные люди выбирают школу для своих детей. Расскажите о его результатах. (Московская школа № 1234, несмотря не вполне высокотехнологичное оборудование, привлекает детей знаменитостей практически равным отношением к «простым смертным» и «звёздам». ЦИТАТА ИЗ ЧАТА: «1234 - одна из немногих школ, которые, принадлежа к разряду крутых, со статусом родителей не считаются. Например, у внука Пугачевой Никиты Преснякова даже были «приводы» родителей в школу из-за слабой успеваемости. При этом привлечь роскошествами новых клиентов школа не пытается, ремонт тут более чем посредственный, туалеты «еще те», видавший виды актовый зал. Но из-за того, что тут из поколения в поколение учились дети звезд, от желающих и так отбоя нет».  Также, многие знаменитости стали отдавать детей в заграничные школы, где ограничен доступ детей к различным гаджетам и строгая дисциплина, дабы не развращать их ум, не пресекать творческие способности на корню легкодоступными готовыми картинами, образами из Интернета, активно развивать мелкую моторику. (Старший сын певицы Валерии). Вывод о критериях выбора школы для своих детей делают САМИ УЧЕНИКИ.
  5. Учитель. И самый главный вопрос нашей дискуссии: Какие они – ИДЕАЛЬНЫЕ УЧИТЕЛЬ и УЧЕНИК? (Вывод на экран цитат с чатов с сохранением орфографии.) Обсуждение отзывов с педагогических и детских чатов позволяют сделать вывод о том, что ИДЕАЛЬНЫХ педагогов и детей не существуют. Взаимоотношения зависят от обеих, даже от ТРЁХ сторон образовательного процесса: педагогов, школьников и РОДИТЕЛЕЙ. Ведь настрой, с которым ребёнок идёт в школу, - прямое отражение поведения взрослых по отношению к работе, по мнению психологов.
  6. Подведение итогов дискуссии. Учитель. – Что вы узнали нового, какие выводы сделали? - Так кого же, по вашему мнению, всё же можно назвать идеальным учителем? (Жизнь, её испытания и сюрпризы делают нас мудрее). – Кто виноват в конфликтах внутри школы и как можно повлиять на решение проблем в образовательной среде? (В конфликте почти в равной степени виноваты обе стороны: одна провоцирует, другая поддаётся этой провокации; нужно уметь идти на компромисс. Решение проблем более широких – подбор педагогических кадров, внедрение и утверждение образовательных программ находится в компетенции высокопоставленных чиновников – начинайте делать карьеру!
  7. Учитель. Нет пределов совершенству! Чтобы вы не переставали набираться мудрости, я вручаю вам тексты, наполненные с глубоким смыслом. Зрите в корень, да пребудет с вами успех!

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Коммуникативные качества личности, которые проявляются в процессе общения и взаимодействия с людьми»

Цель: определить понятие общения, функции, виды общения, условия эффективного общения, узнать о своих индивидуальных особенностях, выполняя специальные упражнения, тесты....

Тренинг "Толерантность как принцип взаимодействия между людьми"

Воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной,социальной и религиозной принадлежности, взглядов,...

Мастер-класс "Формирование и развитие коммуникативной, языковой и речевой компетенций"

При изучении второго иностранного языка речь идет о дальнейшем развитии общих компетенций, о формировании коммуникативной, языковой, речевой компетенций, о развитии межкультурной компетенции уже с уче...

«Толерантность - принцип взаимодействия между людьми»

Формирование установок педагогов на толерантное взаимодействие в сфере “ребенок – взрослый”, “взрослый – взрослый” и необходимость создания толерантной среды в обра...