Классный час «Коммуникативные качества личности, которые проявляются в процессе общения и взаимодействия с людьми»
классный час (10 класс) по теме

Алескерова Ирада Гидаятовна

Цель: определить понятие общения, функции, виды общения, условия эффективного общения, узнать о своих индивидуальных особенностях, выполняя специальные упражнения, тесты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kommunikativnye_kachestva.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Коммуникативные качества личности, которые проявляются в процессе общения и взаимодействия с людьми»

Цель: определить понятие общения, функции, виды общения, условия эффективного общения, подвести итоги.

Материалы: простые карандаши, листы, ручки, плакат «Факторы которые помогают и мешают в общении»

 

Ход классного часа

 

Общение – это разносторонние контакты между людьми, обусловленные потребностями общей жизни, общения и деятельности.

Функции общения. В характеристике общения важными являются такие его функции:

Первая функция - регулирование общей деятельности (эта функция заложена уже в самом слове "общение").

Участие в общей деятельности требует от каждого человека определенных знаний. Отсюда вытекает вторая функция общения – познание.

Даже грудной ребенок, общаясь с взрослыми, уже усваивает основные компоненты общения как деятельности: способность сосредотачивать внимание на том, кто к нему обращается, возбуждаться при установлении контакта, способность поочередно вслушиваться и «отвечать». В возрасте трёх лет ребенок уже знает, как общаться, его основные правила. Отсюда вытекает третья функция общения – оно является первичным инструментом формирования сознания человека.

 

Общение бывает вербальным (словесным) и невербальным (жесты, мимика).

В вербальном общении важным является: значение и смысл слов, темп речи, модуляция высоты голоса, тональность голоса, ритм тембр интонация, дикция речи.

Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.

Невербальную сторону общения характеризуют дистанция, жесты, мимика.

Одним из важных параметров, которые характеризуют невербальну сторону общения, является межличностное пространство – дистанция, которая неосознанно устанавливается в процессе непосредственного общения с людьми. Чем более тесные отношения между людьми, тем меньшая пространственная дистанция между ними в процессе общения. Весьма близкая, как и отдаленная, дистанция отрицательно отражается на эффекте общения.

Дистанции в общении (по Э. Холлу):

Интимная (до 40-50 см –полное доверие. Родители, дети, влюбленные).

Межличностная (до 1,5 м –доверчивое обсуждение личных проблем)

Социальная (до 2 м – обмен новостями, деловое общение. Приятели, коллеги по работе).

Формальная (3-4 м – прием у начальника. Начальник –подчиненный).

Публичная (Больше 4м – лекция, урок, публичное выступление).

 

Жесты также являются важным невербальным компонентом в общении. Они указывают на то, как люди реагируют на все, что происходит вокруг них. И. Кант назвал руку человека «видимой частью мозга».

Как показали исследования, жесты и мимика несут до 40% информации.

Ежедневный акт общения человека состоит из:

слов – 7%,

звуков и интонации – 38 %,

неречевого взаимодействия – 53%.

 

Тест 1. «Умеете ли вы общаться?»

Широко известные слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Самая большая роскошь в жизни – это роскошь человеческого общения». Но для некоторых эта роскошь превращается в мучение (если человек очень стыдливый и неуверенный в себе). Встречаются и «гении» в общении - люди, которые в той или иной ситуации интуитивно находят правильные приемы контакта.

Проверьте свою коммуникабельность с помощью этого теста. Каждый ваш ответ «да» оценивается в 2 балла, «иногда» - 1,

«нет» - 0.

1. Завтра у вас свидание. Вы постоянно думаете о нем, возможно, долго не можете заснуть?

2.Вы приехали в чужой город, где живут ваши родственники. Остановились у одного из них, другие тоже знают о вашем приезде, и нельзя не посетить их. Вы откладываете визиты до последнего момента?

3.Вас попросили выступить на собрании с сообщением. Вы недовольны?

4.Жизнь «дала трещину»: и дела не идут, и в любви «прокол». Вы можете поплакать в жилетку даже не очень близкому человеку?

5.Настроение паршивое. А на улице к вам подходит незнакомец и просит показать дорогу. Вы отвечаете раздраженно?

6.К старым неприятностям прибавилась ссора с родителями. Объясните ли вы ее тем, что родители и дети никогда не смогут понять друг друга?

7.Знакомый одолжил у вас небольшую сумму денег и забыл об этом. Напомните вы ему о долге?

8.В столовой вы получили супертвёрдый шницель. Вы будете устраивать скандал по этому поводу?

9.В электричке напротив вас сидит человек, явно настроен поговорить. Вы отвечаете на вопрос односложно, мысленно отсылая его... в другой вагон?

10.В магазине очередь – дают нужную вам вещь. Будете стоять?

11.Ваши друзья поссорились. Оба обращаются к вам: рассудить, кто прав. Вы беретесь за роль судьи с большой неохотой?

12.Вы любите Аллу Пугачеву, а ваша приятельница считает ее вульгарной. Ей нравятся фильмы Тарковского, а вы отдаете предпочтение французским комедиям. Ее мысль вы категорически отвергаете, признавая только свой вкус?

13.В гардеробе вы услышали, как двое обсуждают, что рок-звезда повесилась. А вы только что видели ее живой в прямом эфире. Вы проинформируете их?

14.Приятель просит вас проверить сочинение или задачу по алгебре. Просьба вызывает у вас неудовольствие?

Теперь подсчитайте баллы.

26-28 баллов. Назвать вас коммуникабельным невозможно. Вы явно отдаете предпочтение уединению, хотя сами себя за это наказываете. Все коллективные дела вас бесят, и при каждом удобном случае вы стараетесь от них уклониться. Ясно, что это не способствует улучшению ваших контактов с окружающими, которые постепенно отдаляются от вас. Подумайте, может, дело не в том, что вы не желаете быть в коллективе, а в вашем нежелании идти навстречу другим людям.

24-25 баллов. Не очень вы разговорчивый, во всяком случае, сами разговор наврядли начнете. Приятелей у вас немного, хотя друг, который вас видел давно, извиняет вам замкнутость, понимая, что это не главное. Переход на другое место обучения или работы вас пугает – именно из-за необходимости установления новых контактов. Впрочем, бывает, что увлекшись каким-нибудь делом, вы забываете о своей нелюдимости и становитесь коммуникабельным человеком. Вот такое состояние и старайтесь поддерживать.

19-23 балла. Ну что же, вы достаточно коммуникабельный и в незнакомой компании чувствуете себя «в своей тарелке». Новые знакомства вас не смущают, но это не означает, что вы будете их всегда продолжать. В разговоре вы можете свободно вставить свои «пять копеек», однако в дискуссии вступаете редко. Иногда вы саркастический, это у некоторых вызывает раздражение, так что контролируйте себя, когда собираетесь отпустить очередную шутку.

14-18 баллов. У вас с коммуникабельностью все в норме. Благодаря любознательности вы выслушиваете каждого нового собеседника. К вашим достоинствам нужно отнести и то, что вы возражаете,не горячась, не подавляя других, а стремитесь убедить. Новые контакты даются вам легко и просто. Если что-то вас и бесит, то это многословие, суетливость, экстравагантность. Хотя и в этих случаях вы умеете сдерживаться.

9-14 баллов. Да, в некоммуникабельности вас не упрекнешь. Вам не мешало бы немного уменьшить любознательность, несколько меньше говорить, а главное – меньше высказываться по любому поводу. Признайтесь, вы любите быть в центре внимания. Отвечать отказом в просьбах вы не умеете, даже когда выполнить их не в силах. Бывает, вдруг вспыхиваете, но к счастью быстро успокаиваетесь. Чему вам не мешало бы поучиться, так это усердию и умению не пасовать перед трудностью. Однако если вы пожелаете, то сможете заставить себя не отступать, довести начатое дело до конца.

4-8 баллов. О таких, как вы, говорят «рубаха-парень». Общаться, быть на людях – ваша потребность. Никакое дело мимо себя не пропустите, особенно если делать ничего не нужно, а только можно поспорить. Вступаете в разговор вы обязательно, даже когда совсем не представляете о чем идет речь. Начать дело для вас важнее, чем его закончить. Окружающие относятся к вам доброжелательно, но с некоторым сомнением. Немного больше самоиронии вам бы не помешало.

3 балла и меньше. Общение с вами требует некоторых усилий. Ваша словоохотливость, возможно, и не вызвала бы протеста, если бы вы не стремились быть судьей в делах, к которым не имеете ни малейшего отношения и в которых, по правде говоря, не очень понимаете. Объективность, терпеливость, сдержанность не входят в число ваших положительных черт, а вот обидчивы вы через меру. Подумайте о том, что каждый характер, в том числе и свой, можно улучшить

 

Задание 1.

Возьмите по два листа и на одном напишите фактор, который мешает вам в общении, а на другом – тот который помогает в общении. Потом эти листы прикрепите к плакату «Факторы, которые помогают и мешают в общении»

 

Факторы, которые мешают общению        

Факторы, которые помогают в общении

Плохое отношение к собеседнику;

Отсутствие интереса к собеседнику;

Стереотипы;

Неумение слушать.        

Доброжелательность;

Умение слушать;

Сопереживание;

Принятие другого человека.

 

Обсуждение выделенных факторов, выработка памятки как стать хорошим собеседником.

 

В завершении нашего классного часа хочется сказать следующее:

Мы не просто знакомились с факторами, изучая такие понятия как нейрофизиологические особенности организма, темперамент, характер, эмоциональные проявления и сила воли, общение. Мы узнавали о своих индивидуальных особенностях выполняя специальные упражнения, тесты, составляя памятки.        

Итог:

Что бы вы хотели изменить в себе?

Ваш психологический портрет, который мы создали,за время работы на наших классных часах, поможет вам в дальнейшем более точно определиться с выбором будущей профессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование коммуникативных качеств личности ребенка в возрасте7-10 лет

Статья предназначена для педагогов-организаторов и классных руководителей."Социально-педагогическая деятельность педагога-организатора и временных детских коллективов взаимосвязаны общим делом (подгот...

Оптимизация процесса общения и взаимодействия воспитателя с воспитанниками через ЭОТ и релаксацию – визуализацию.

Статья описывает подход к взаимоотношениям педагог - воспитанник с целью оптимизации процесса общения и достижения наибольшей продуктивности....

«Приёмы, способствующие выработке коммуникативных качеств личности»

Адаптация учащихся в социуме за счёт развития коммуникативной личности....

Занятие на тему: "Дискуссия как один из важнейших этапов формирования речевой компетенции и гражданской позиции. Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка".

В ходе дискуссии (просмотра видеоролика "Учитель года", изучения мнения в чатах, произведениях литературы, СМИ), высказывания популярных авторитетных личностей) её участники пытаются выявить истину по...

Формирование коммуникативных качеств личности младших школьников

Понятие общения, его уровни и виды .Психологические и педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности. Принципы и методы в сфере формирования коммуникативных навыков у младших шк...

Тестирование по выявлению коммуникативных качеств личности

Тест содержит материалы по выявлению коммуникативных качеств личности...

ПАМЯТКА ДЛЯ СОТРУДНИКОВ рекомендации психолога Этические нормы, правила общения и взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

Этические нормы, правила общения  и взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью...