Статья "Формирование коммуникативных качеств личности ребенка в возрасте7-10 лет
статья по теме

Речкина Любовь Федоровна

Статья предназначена для педагогов-организаторов и классных руководителей.

"Социально-педагогическая деятельность педагога-организатора и временных детских коллективов взаимосвязаны общим делом (подготовка воспитательного мероприятия). И зачастую такие творческие, или временные коллективы воспитаников  разновозрастные. Педагог-организатор заинтересован в творческой деятельности такой группы и главной задачей  для формирования коммуникативных качеств является установление дружеских связей, развитие интереса к происходящему, создание атмосферы доброжелательности. Именно такая  атмосфера может быть нацелена на инициативу воспитанников и положительный результат совместной деятельности.."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_formir_kommu_kach.docx18.67 КБ

Предварительный просмотр:

Речкина Любовь Федоровна

Педагог-организатор МОУ ДОД «КЦ ДОД»

Красноселькуп, Тюменская обл. ЯНАО

Формирование коммуникативных качеств личности ребенка в возрасте7-10 лет

Задачей педагога – организатора, формирующего коммуникативную культуру, является установление дружеских связей у детей, развитие у них интереса ко всему происходящему, создание атмосферы доброжелательности, взаимного уважения и доверия, уступчивости и вместе с тем инициативности. Для достижения этого, более всего подходит организация работы малыми группами. Работа в малых группах менее утомительна для детей, так как они находятся в более тесном контакте между собой. Дети в малых группах работают по принципу «Знаешь сам, скажи другому», «Умеешь сам, научи другого». Важно также, что в малых группах формируется оценка на «себя». Ребенок учится объективно сравнивать собственное умение с умениями сверстников, сопоставлять свое мнение с мнениями других.

Воспитанников  6-7 лет  мы учим объединяться сначала в пары, затем в четверки, шестерки для знакомства и сближения, для возникновения общения. Лишь после этого появляется тема для обсуждения и выполнения задания.

Работа в паре учит детей слушать и слышать другого, давать и принимать советы, работать дружно и в едином темпе. Этому способствуют подвижные игры, конкурсы, творческие задания. Вначале формирование групп проходит по симпатиям, а со временем с помощью социальных игр «Разведчики», «Найди группу по цвету глаз, по цифре, по разрезным картинкам и др.».

Игровой метод позволяет сохранять познавательную активность и облегчать сложный процесс обучения. В социальных  играх дети раскрепощаются, у них развивается мышление, внимание, активизируется их речь. Для этого подходят игры «Шапка вопросов», «Составь слово», «Каверзные вопросы».

Игры «Эхо», «Замри», «Встать по пальцам» помогают созданию рабочего настроя, переключению с одного вида деятельности на другой. «Японская машинка», «Буквы-загадки», «Живой алфавит» обращают внимание детей друг к другу, ставят их в зависимость друг от друга.

В  этом возрасте  общие разговоры детей являются непременным условием становления метода конструктивного диалога. Дети учатся слушать других,

высказываться по поводу данной темы разговора. Общие разговоры — это беседа всех детей вокруг какой-то темы в свободной форме. Такая беседа опирается на существующие у детей знания, желания, интересы. Уже в начале учебного года  каждый ребенок узнает о правилах гостевого метода. Главное — уважение: уважение чужих чувств, мыслей, опыта.

В возрасте 8 лет  основная задача педагога- организатора - создание ситуаций и удерживание условий,  при которых общение приобретает предметный деловой характер. Этому способствует организация детей в группах, где отрабатываются и шлифуются внутригрупповые взаимоотношения, которые позволяют перейти к сотрудничеству и деловому разговору.

В рамках делового разговора даются новые знания, уточняются существующие знания и опыт. Дети обсуждают намерения и планы, каким образом выполнить то или иное действие, задание.

Работа в группах позволяет педагогу - организатору вникнуть в общение, увидеть каждого в работе. Часто в своей практике  приходиться пользоваться приемами КТД (коллективного творческого дела) для развития действий -  делать вместе и слаженно, -   групповых заданий

(например: поздравительная открытка коллективу педагогов, миниатюры, сценки в одно действие, приветствие команды, девиз, название команды) и т. д.,  которые развивают терпеливое и уважительное отношение к сверстникам. Изменяются и усложняются социальные  игры. Детей все больше увлекают игры для творческого самоутверждения — «Детские стихи по ролям», «Так не так», они дают стимул для индивидуального и творческого развития.

Со второй половины учебного года дети учатся работать в тройках: двое выполняют задание, третий наблюдает за происходящим и комментирует. Таким образом, постепенно мы выходим на индивидуальные разговоры.

Индивидуальные разговоры — это личная внутренняя подготовка ребенка к самостоятельной деятельности. Если ребенку необходимо, он может задать уточняющий вопрос, высказаться по поводу выполнения задания. Девиз гостевого метода: «Умеешь сам, научи другого». Дети уже могут определить знатока, который действительно может помочь по отдельным  заданиям.

Основное в работе с детьми 9 лет — создавать и поддерживать проблемными вопросами ситуации поиска, закреплять стремление искать, познавать, действовать самостоятельно. Для педагогов - организаторов тут главное — уметь держать паузу.

С помощью делового общения дети могут организовать работу между  командами, группами дошкольников во время совместных праздников, соревнований, уроков, олимпиад; могут выступить учащими детей младших классов и дошкольников, что свидетельствует о становлении учебной деятельности.

Игры в  этом возрасте  носят творческий характер: дети сами их придумывают, организовывают и четко контролируют выполнение правил.

К окончанию 10 годам   дети в основном владеют  навыками конструктивного общения. У них сформировалась личностная позиция: могут высказать и доказать свою точку зрения, могут уважительно отнестись к мнению другого, подчинить свое мнение мнению товарищей, они готовы к самостоятельной деятельности.

Литература

  1. 1.Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса./ Ш. А.Амонашвили - Минск, 1980.
  2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой./Н. П.Аникеева -  М., 1987.
  3. Белухин Д.А. Основы личностно - ориентированной педагогики./ Д. А. Белухин - М., 1996.
  4. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии /Под ред. Н.Е.
  5. Воспитание как педагогическое явление //В кн.: Педагогика. Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1995.
  6. Волков И.П.Цель одна-дорог много / И.П.Волков. – М,1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Коммуникативные качества личности, которые проявляются в процессе общения и взаимодействия с людьми»

Цель: определить понятие общения, функции, виды общения, условия эффективного общения, узнать о своих индивидуальных особенностях, выполняя специальные упражнения, тесты....

Становление духовно-нравственных качеств личности ребенка в рамках реализации курса ОРКСЭ

Данная статья предначначена для преподавателей курса ОРКСЭ, в ней освещается актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания в современной российской школе. Автор, опираясь на опыт преподавания...

«Приёмы, способствующие выработке коммуникативных качеств личности»

Адаптация учащихся в социуме за счёт развития коммуникативной личности....

Формирование качеств личности ребенка через учебно-воспитательную деятельность

«Формирование духовно-нравственных качеств личности учащихся через учебно-воспитательную деятельность»....

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС « ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР «КОДЗУВКОТКАР» КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ И ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА»

Система образования на современном этапе стоит на пути модернизации и инновационного развития, что нашло свое отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах. В соответствии с приня...

Формирование коммуникативных качеств личности младших школьников

Понятие общения, его уровни и виды .Психологические и педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности. Принципы и методы в сфере формирования коммуникативных навыков у младших шк...

Тестирование по выявлению коммуникативных качеств личности

Тест содержит материалы по выявлению коммуникативных качеств личности...