Средства формирования коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка
статья по теме

Янина Светлана Владимировна

Термином "вербально-коммуникативная компетенция" обозначается способность учитывать при речевом общении контекстуальную уместность и употребительность языковых единиц для реализации когнитивной и коммуникативной функций. Под "меттакомпетенцией" понимается владение понятийным аппаратом ("Язык о языке"-"language about language "), необходимым для анализа и оценки средств речевого общения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Средства формирования коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка

Автор: Янина С.В.

Коммуникативный подход - это реализация способа общения, при котором осуществляется упорядоченная, систематизирующая и взаимосоотнесенная модель обучения иностранному языку как средству обучения в условиях, моделируемых на учебных занятиях речевой деятельности как части экстралингвистической деятельности. Данное определение стало наиболее употребляемым в последние десятилетия в среде преподавателей иностранного языка, так как главной тенденцией процесса обучения данному предмету в настоящее время является коммуникативность. И большинство учебников и учебных пособий построено на коммуникативной основе.

Что же представляет собой коммуникативная компетенция при обучении иностранному языку?

Термин "компетенция" (от лат.competere - быть способным к чему-либо) был введен Н. Хомским в связи с исследованием проблем порождающей генеративной грамматики. Первоначально он означал способность, необходимую для выполнения определенной языковой деятельности в родном языке.

В методической литературе термин "коммуникативная компетенция" включает в себя в настоящее время ряд понятий:

1. Вербально-когнитивная компетенция (verbale-kognitive Kompetenz)
2. Лингвистическая компетенция (lingwistische Kompetenz)
3. Вербально-коммуникативная (verbale-kommunikative Kompetenz)
4. Меттакоммуникативная компетенция (mettakommunikative Kompetenz)

Под "вербально-когнитивной" понимается способность обрабатывать, группировать, запоминать и при необходимости вспоминать сведения, знания, факты, прибегая к языковым обозначениям. "Лингвистическая" обозначает способность понимать/продуцировать неограниченное число правильных в языковом отношении предложений с помощью усвоенных языковых знаков и правил их соединения. Термином "вербально-коммуникативная компетенция" обозначается способность учитывать при речевом общении контекстуальную уместность и употребительность языковых единиц для реализации когнитивной и коммуникативной функций. Под "меттакомпетенцией" понимается владение понятийным аппаратом ("Язык о языке"-"language about language "), необходимым для анализа и оценки средств речевого общения.

Наиболее употребительным в последние годы стал термин "коммуникативная компетенция", в который все выше перечисленные компетенции входят как составные элементы. Коммуникативная компетенция предполагает владение лингвистической компетенцией, знание сведений о языке, наличие умений соотносить языковые средства с задачами и условиями общения, понимание отношений между коммуникаторами, умение организовывать общение с учетом социальных норм поведения и коммуникативной целесообразности.

Что, прежде всего, необходимо для формирования коммуникативной компетенции у студентов? Любая познавательная деятельность наряду с операционными компонентами (знания, умения и навыки) включает и мотивационные (мотив, интерес, отношение). Именно мотивационные компоненты определяют для студента значимость того, что им познается и усваивается, его отношение к учебной деятельности, её содержанию, способам выполнения и результатам деятельности.

Именно мотивация - главный источник активности и источник направленности личности, в результате чего и возникает активность. Для достижения поставленной цели желания и влечения недостаточно, как отмечает психолог Л.И. Леонтьев, необходим еще и объект, который, отвечая потребности, явился бы побудителем деятельности, придал бы ей определенную направленность, т.е. необходим мотив. Иначе говоря, мотив - "опредмеченная потребность", но предметы потребности могут быть разными.

Итак, первоочередным условием формирования коммуникативной компетенции и повышения интереса к предмету "иностранный язык" является формирование мотивации - мотивации коммуникативной. Какими средствами этого можно достигнуть?

Как показала практика, наиболее действенным средством стало включение деятельности по овладению иностранным языком в деятельность, являющуюся ведущей на данном этапе, т.е. использование ролевых, интеллектуальных игр, игр соревновательного характера, которые оказывают огромное влияние на психическое развитие студентов.

Как учителем иностранного языка XXI века, использующим современные подходы к обучению данному предмету, мной на практике в процессе формирования коммуникативной компетенции активно применялись ситуативно-ролевые игры. Я старалась построить уроки таким образом, чтобы получилась не сухая выдача информации, а была затронута и решена проблема.

Еще одним эффективным средством формирования коммуникативной мотивации у изучающих иностранный язык является наглядность. Следовательно, при обучении иностранному языку наглядность не должна рассматриваться однобоко, как простая демонстрация конкретного предмета. Ведь закреплению подлежат языковые явления, а не предметы. Но тут следует учитывать тот момент, что наглядность должна быть содержательной, нести смысловую нагрузку, соответствовать возрастным способностям. На уроках, семинарах  я предлагала студентам заполнить таблицы недостающей информацией, общаясь друг с другом на изучаемом языке. Студентам предлагалось выполнить вариационный тест: чтобы установить, истинные данные утверждения или ложные, студенты должны обменяться информацией, объединить её и принять решение; или студентам предлагалось дополнить незавершенные предложения, руководствуясь жизненным опытом и т.д.

Итак, рассмотрев методические приемы реализации коммуникативного подхода к обучению иностранному языку, средства и условия его реализации, мы можем сделать вывод, что в распоряжении творчески работающего преподавателя имеются большие резервы для стимулирования интереса студентов к овладению иностранным языком и повышение качества обучения данному предмету, с учетом современных методических тенденций, эффективность которых подтверждена практикой.

Литература

1. Школа самоопределения. Изд-во "Политекст", 1994.

2. Васильева М.М. Условия формирования мотивации при изучении иностранного языка.

3. Гез Н.И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований.

4. Шилова Н.В. Обучение иностранному языку.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийная образовательная программа “Professor Higgins. Английский без акцента!”как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка.

Перед современным учителем встает проблема поиска нового педагогического инструмента. В своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьезную за...

Формирование коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка.

"Формирование коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка" ( печатный вариант + компьютерная презентация) педагогический проект...

Презентация "Формирование коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка"

В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, так как коммуникативная компетенция ори...

Видеореклама как средство формирования коммуникативной компетенции в обучении иностранному языку.

Данная статья рассматривает вопрос возможности использования видеорекламы на уроках иностранного языка с точки зрения ее ценности в формировании коммуникативной компетенции. В статье уделено внимание ...

Современные педагогические технологии как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка

Антуан Экзюпери писал: «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». Современное человеческое  общество невозможно представить без живого общения. Акт общения – это связь ...

Стратегия работы по формированию коммуникативных компетенций на уроках иностранного языка

Стратегия работы по формированию коммуникативных компетенций на уроках иностранного языка...

«Ролевая игра как средство развития коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка»

Изучение теоретических материалов и анализ специальной литературы, показали, что необходимо постоянно совершенствовать процесс обучения, позволяющий детям эффективно и качественно усваивать программны...