«Ролевая игра как средство развития коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка»
статья по английскому языку

Загжевская Александра Викторовна

Изучение теоретических материалов и анализ специальной литературы, показали, что необходимо постоянно совершенствовать процесс обучения, позволяющий детям эффективно и качественно усваивать программный материал, находить максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление ребёнка к активной познавательной деятельности. Поэтому так важно использовать игровые элементы и игру на уроках.

Использование ролевых игр на разных этапах обучения английскому языку повышает мотивацию к изучению языка, так как делает процесс обучения более творческим и интересным, что свидетельствует об актуальности данной работы и способствует формированию иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Ролевая игра как средство развития коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка»

«Игра — путь детей  к познанию мира, в котором они живут и который призваны понять» М. Горький

        Игра является одним из самых эффективных средств в обучении школьников иностранным языкам. Включение  коммуникативных  игр как неотъемлемую часть в обучение иностранным языкам обеспечивает учащимся возможность практиковать изучаемый язык в устной речи. . Но одна из самых главных причин использовать игры на занятиях – это то, что они делают занятие увлекательным не только для обучающихся, но и для педагога.

           Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование ролевых игр. Ролевая игра — методический прием, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком. Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь ростом мотивации  и, как следствие, повышением интереса к предмету.

Существуют различные классификации ролевых игр. Например, Е.И. Пассов классифицирует их в зависимости от учебных задач, выделяя игры для формирования навыков, для развития речевых умений, для развития умения общаться, для познаний в сфере страноведения и т.д. Г.В. Рогова классифицирует их в зависимости от того, в какие игровые ситуации ставятся учащиеся – стандартные, где используется стереотипный языковой материал, или нестандартные, требующие применения неподготовленной речи. Р.П. Мильруд классифицирует ролевые игры по формам и их соответствию возрасту учащихся: для младших школьников – сюжетные игры сказочного содержания, для среднего возраста – сюжетные игры бытового содержания, для среднего и старшего – имитационные игры познавательного содержания и для старшего – имитационные ролевые игры мировоззренческого содержания. И для всех возрастов рекомендуются игры обиходного содержания (речевой этикет и культура поведения).

Виды ролевых игр

Ролевые игры на уроках английского языка можно классифицировать на две группы.

По степени вовлеченности учителя в процесс:

  • контролируемая,
  • умеренно-контролируемая,
  • свободная.
  1. По длительности:
  • эпизодическая,
  • длинная.

Контролируемая

Это задание строится на основе уже существующего образца. Может быть в виде диалога или текста. Например, диалог сначала прочитывается, потом разыгрывается по ролям. А в случае с текстом, он сначала изучается, далее участники разыгрывают сюжетные сценки.

Умеренно-контролируемая

Самый сложный вид. С одной стороны от учащихся ожидается импровизация, с другой – они должны придерживаться определенного.

Свободная

В этом случае ученики сами выбирают лексику, форму общения и развитие событий. Это уже сценарные игры, где участники самостоятельно распределяют свои роли. Учитель лишь оговаривает тематику и выступает лишь в роли зрителя и оценщика.

Рассмотрим этапы ролевой игры:

1. Этап подготовки. Подготовка ролевой игры начинается с разработки сценария — условного отображения ситуации и объекта. Затем составляется план проведения игры. На данном этапе я должна иметь общее описание процедуры игры и четко представлять характерные особенности действующих лиц;

2. Этап объяснения. На данном этапе идет ввод в игру, ориентация участников, определение режима работы, формулировка главной цели урока, а также необходимо обосновать учащимся постановку проблемы и выбор ситуации.

3. Этап проведения — процесс игры. На этом этапе учащиеся разыгрывают предложенную им ситуацию, выполняя определенные роли;

4. Этап анализа и обобщения. По окончании игры мы вместе с учащимися проводим обобщение, то есть учащиеся обмениваются мнениями, что, на их взгляд, получилось, а над чем стоит поработать.

Технологическую схему ролевой игры можно представить следующим образом:

Этап подготовки:

— разработка сценария;

— составление плана;

— общее описание игры;

— характерные особенности действующих лиц

Этап объяснения:

— ориентация участников;

— определение режима работы;

— формулировка главной цели;

— постановка проблемы;

— выбор ситуации;

— работа с пакетом документов;

— психологическая подготовка участников.

Этап проведения:

— процесс игры.

Этап анализа и обобщения:

— вывод из игры:

— анализ, рефлексия;

— оценка и самооценка работы;

 — выводы и обобщения;

— рекомендации.

Необходимые  методические условия подготовки и проведения ролевых игр

Ролевая игра имеет свои особенности. Методисты называют следующие условия успешности проведения ролевых игр:

  • ситуативно обусловленный выбор языковых конструкций;
  • уточнение ситуации общения;
  • языковая подготовка;
  • владение интонационными моделями, выражающими эмоции (гнев, радость, печаль) с целью реалистического исполнения ролей;
  • понимание целей игры и ее содержания.

Все это является задачей этапа, подготавливающего ролевую игру.

Для ее осуществления предлагается лишь общий сюжетный ход, распределяются и намечаются коммуникативные намерения.

А дальше следует саморазвивающийся процесс, открывающий широкие возможности для импровизации. Ролевая игра способствует развитию коллективистских качеств обучаемых, воспитанию чувства взаимной ответственности, так как для ее успешного проведения важны  взаимодействие, взаимопомощь и поддержка друг друга.

        Чтобы общение на уроке было эффективным, им надо управлять. Для этого учитель может взять себе роль, например, модератора или руководителя туристической группы. Преподаватель должен открыть возможность для активной речевой деятельности обучаемых незаметно, изнутри руководя их речевым поведением, не навязывая при этом своего мнения. Следует привлекать к ролевой игре как можно больше учащихся (группы можно увеличить до 7 человек), не игнорируя слабоподготовленных в языковом отношении обучающихся, поручая  им на первых порах немногословные  роли.

        

Фрагменты урока с использованием ролевых игр

В своей педагогической практике я использую ролевую игру или ее элементы на всех ступенях обучения.

УМК «Английский в Фокусе» Ю. Ваулиной позволяет использовать ролевую игру на разных этапах изучения языкового и речевого материала: на этапе тренировки (элементы ролевой игры или маленькие  игры), на заключительном этапе работы над темой или несколькими темами. Например, ребята берут интервью у персонажей различных текстов учебника, разыгрывают диалоги и читают тексты по ролям. Большой простор для деятельности дают книги для чтения: «Джек и бобовое зернышко», «Алиса в стране чудес», «Питер Пен», «Кантервильское привидение» и другие.

Например: Famous people. (Выдающиеся люди.)- 7 класс

Каждый учащийся выбирает себе знаменитость, о которой может рассказать от первого лица, не называя его фамилию. Остальные задают ему вопросы:

·  Are you a man or a woman?

·  What do you do?

·  What is the colour of your hair?

Задача “знаменитости” - отвечать на вопросы несколько неконкретно, чтобы его роль не так быстро разгадали. Если учащиеся догадываются, о ком идет речь, они пишут фамилию на листочке и отдают педагогу. Когда дано несколько правильных ответов, педагог останавливает игру и называет фамилию учащегося, который первый дал правильный ответ. Подведение итогов можно провести в виде обсуждения следующих вопросов:

·  Was it difficult for to guess?

·  How did you guess the name so quickly?

Заключение

Подводя итоги данной работы, я пришла к следующим выводам.

Изучение теоретических материалов и анализ специальной литературы, показали, что необходимо постоянно совершенствовать процесс обучения, позволяющий детям эффективно и качественно усваивать программный материал, находить максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление ребёнка к активной познавательной деятельности. Поэтому так важно использовать игровые элементы и игру на уроках.

Использование ролевых игр на разных этапах обучения английскому языку повышает мотивацию к изучению языка, так как делает процесс обучения более творческим и интересным, что свидетельствует об актуальности данной работы и способствует формированию иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся.

В связи с этим я буду работать над этой темой, предлагая учащимся разные ролевые игры с целью формирования у них учебно-познавательной деятельности, и помогать  сохранить интерес к изучаемому предмету на всех этапах обучения.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства формирования коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка

Термином "вербально-коммуникативная компетенция" обозначается способность учитывать при речевом общении контекстуальную уместность и употребительность языковых единиц для реализации когнитивной и комм...

Ролевая игра как средство развития диалогической речи на уроках английского языка

Содержание Введение.......................................................................................................... 31. Теоретические основы развития навыков диалогической речи............

Ролевые игры как средство развития коммуникативной компетенции на уроках бурятского языка

При обучении младших школьников бурятскому языку как второму важнейшей задачей я считаю повышение эффективности учебного процесса. Среди большого количества методов и приѐмов обучения хотелось бы выде...

«Использование аудиовизуальных средств для развития коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка»

Работа с мультфильмом на французском языке на начальном этапе обучения. Сам видео - материал можно найти в интернете (Youtube) "Trotro et le potager"...

Развитие коммуникативной компетенции на уроке иностранного языка

В современном быстро меняющимся мире основной целью обучения иностранному языку на уроке является развитие коммуникативной компетенции, иными словами,  практическое овладение иностранным языком. ...