Развитие коммуникативной компетенции на уроке иностранного языка
статья по английскому языку

Макарова Алёна Алексеевна

В современном быстро меняющимся мире основной целью обучения иностранному языку на уроке является развитие коммуникативной компетенции, иными словами,  практическое овладение иностранным языком. Целью учителя в этом случае является показать пример, подтолкнуть и научить ребенка пользоваться полученными знаниями на практике, пусть даже в рамках класса, в искусственно созданных коммуникативных ситуациях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx21.05 КБ

Предварительный просмотр:

Способы активизации речевой деятельности обучающихся на уроках иностранного языка

В современном быстро меняющимся мире основной целью обучения иностранному языку на уроке является развитие коммуникативной компетенции, иными словами,  практическое овладение иностранным языком. Целью учителя в этом случае является показать пример, подтолкнуть и научить ребенка пользоваться полученными знаниями на практике, пусть даже в рамках класса, в искусственно созданных коммуникативных ситуациях. Ученик может чувствовать себя уверенно в условиях, когда он получает поддержку учителя и знает, что, даже сделав ошибку, не получит в свой адрес критики – но поддержку и разъяснение. Ученик не должен бояться пользоваться языком, не должен бояться ошибиться, тем самым, свозь практику, будет переступлен  часто присутствующий в сознании школьника  психологический порог, мешающий разговаривать на иностранном языке.

Как было озвучено ранее, для помощи  ученику в развитии коммуникативной компетенции, учителю, прежде всего, необходимо воссоздать на уроке так называемые коммуникативные ситуации и плавно вовлечь в них ученика.

Данные ситуации должны обладать рядом определенных черт:

Прежде всего, учителю следует опираться на используемый им УМК, выбранные темы и ситуации должны коррелировать с проходимыми модулями и лексикой.

Кроме того, предложенные ситуации или темы для обсуждений должны быть интересными для школьников – следует опираться на возраст, личностные приоритеты учеников, быть достаточно современными.

Помимо вышеперечисленного, не следует брать сложных тем – дети должны понимать, в первую очередь, что сказать на родном языке – и понимать предельно четко, о чем идет речь.

Учителю также следует обратить внимание на то, что подобранные им темы для обсуждений или  коммуникативные ситуации, предложенные для реализации, должны быть  одинаково просты как для применения в больших группах учащихся – так и в маленьких, при их реализации ученики должны оставаться вежливыми, внимательными  и, кроме того, должны получать удовольствие от процесса, быть вовлечены в него полностью.  

Кроме вовлечения учеников в разыгрывании коммуникативных ситуаций, учитель также может использовать другие, не менее действенные, способы активизации речевой деятельности учащихся. К данным видам работы мы можем отнести инсценированные, работу хором, использование и заучивание всевозможных небольших стихотворений, скороговорок и считалок, разнообразие фонетических зарядок, прослушивание и повторение песен на иностранном языке, решение всевозможных головоломок, кроссвордов и викторин.

Существует огромное разнообразие дидактических игр для различных уровней овладения иностранным языком для разных возрастных групп школьников, которые учитель также может использовать на уроках.

Также следует отметить, что, бесспорно, одним из сильнейших помощников в активизации речевой деятельности учащихся является метод проектов, причем важно помнить, что проекты могут быть как индивидуальные, так и групповые.

Помимо вышеперечисленного, хотелось бы отметить, что также одним из способов активизации в старшей и средней школе является дискуссия, и, исходя из собственного опыта,  можно сказать, что личное участие учителя в дискуссии очень помогает ученикам и подбадривает их.

Таким образом, хочется сделать следующий вывод: какой бы способ и методику не выбрал учитель, в первую очередь, он должен создать комфортные психологические  условия для учеников, позволяющие им чувствовать себя уверенно с коммуникацией на иностранном языке и своим личном примером мотивировать и побуждать учащихся к дальнейшему изучению предмета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад:"Повышение коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка".

Работая в школе, пришла к выводу, что общепринятая схема традиционного урока: опрос- объяснение нового материала – закрепление – повторение – контроль, не устраивает полностью ни меня, ни учен...

«Развитие коммуникативных компетенций при обучении иностранному языку»

Представленная работа посвящена теме «Развитие коммуникативных компетенций при обучении  иностранному языку».   С каждым годом возрастает значение межнационального общения, в связи с че...

Повышение коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка. Применение нетрадиционных форм урока. Опыт работы в современной сельской школе.

О компетенциях на уроках иностранного языка. Использование Интернета на уроках, применение метода проектов, видео-уроков, уроков- экскурсий, уроков- спектаклей. Предоставление собственного опыта...

«Повышение коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка. Применение нетрадиционных форм урока».

В настоящее время проблема преподавания иностранного языка в школе является актуальной. Перед преподавателями иностранного языка стоит задача сформировать личность, которая будет способна участвовать ...

«Использование аудиовизуальных средств для развития коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка»

Работа с мультфильмом на французском языке на начальном этапе обучения. Сам видео - материал можно найти в интернете (Youtube) "Trotro et le potager"...

«Ролевая игра как средство развития коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка»

Изучение теоретических материалов и анализ специальной литературы, показали, что необходимо постоянно совершенствовать процесс обучения, позволяющий детям эффективно и качественно усваивать программны...