Главные вкладки

    Современные профессионально обусловленные требования к личности учителя
    статья по теме

    В данной статье содержатся основные характеристики профессиограммы учителя иностранногот языка 21 века. В работе рассматриваются как личностные качества преподавателя, так и профессиональные качества, которые необходимы педагогу, чтобы стать яркой личностью и мастером своего дела.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Современные профессионально обусловленные требования к личности учителя.

            Современная ситуация, которая сложилась в сфере образования, характеризуется направленностью на свободный выбор учеником путей образовательного маршрута, распространением педагогической поддержки и созданием других условий, способствующих самореализации школьников. И все это напрямую зависит от профессионально-педагогической подготовки учителя, уровня его квалификации, и конечно от личностных  качеств  преподавателя, которые являются важным фактором в  обучении и в формировании личности учащихся.

            Каким должен быть учитель 21 века? Каковы его основные черты, развитию которых должны способствовать реформы педагогического образования, инновационные процессы, происходящие в учебных заведениях?

            Исследователи, решавшие эту проблему, пришли к выводу, что учителю 21 века придется решать новые педагогические задачи. Ему предстоит существенно влиять на отношение ребенка к окружающему миру, людям, себе, содействовать развитию у него способностей и желания решать проблемы, с которыми он встречается сегодня, и с которыми ему придется встретиться завтра.  И все это  учитель должен донести до учащегося с помощью своих личностных качеств и профессионального мастерства.  Поэтому, тема данной работы очень актуальна в наши дни. В представленной работе  рассматривается личность  современного учителя и уровень его профессионализма, а также характеристики личностных и профессиональных качеств и пути их развития.

        Задачи представленной работы: изучить личность педагога; рассмотреть уровни профессионализма, охарактеризовать профессиональную культуру педагога.

         В современном цивилизованном обществе педагог является  фигурой, которая требует особого внимания. Говорят, что педагог должен обладать всеми хорошими качествами, но в большей степени, чем любой другой человек. Ведь профессия учителя относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из ряда других выделяют, прежде всего, по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. Поэтому, педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в отдельную группу. Суммируя требования к труду и личности учителя, предъявляемые условиями развития общества на современном этапе, их можно представить следующим образом: высокая культура и нравственность, самоотдача, благородность, острое чувство нового, умение заглядывать в будущее и готовить своих питомцев к жизни в будущем, максимальная реализация индивидуального таланта в сочетании с педагогическим сотрудничеством, общность идей и интересов учителей и учащихся, творческое отношение к делу и социальная активность, высокий профессиональный уровень и стремление к постоянному пополнению своих знаний, принципиальность и требовательность, отзывчивость, эрудиция и социальная ответственность.

        Уже сама личность педагога, его пример могут оказать сильнейшее воздействие на  формирование духовного мира ребенка, и то каким будет новое поколение, во многом зависит от профессионально-личностных качеств и особенностей учителя. Конечно, каждая личность уникальна, неповторима, но главное- это ее направленность.

        Великий педагог  К.Д. Ушинский писал: «Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер». Развивая эту мысль, А.В. Мудрик утверждает: «Только видя в себе личность, педагог может в каждом ученике увидеть неповторимую личность». Следовательно, влияние учителя тем сильнее, чем самобытнее его личность. Прежде всего, это касается кругозора учителя, его общей культуры. Ведь невозможно дать другому человеку того, чего ты не имеешь сам. Значит, чтобы учить и воспитывать других,  в первую очередь, надо быть  воспитанным и образованным самому. Необходимо, чтобы кругозор учителя пополнялся, а не ограничивался одной школьной программой. Ведь индивидуальность учителя главный источник мотивации к учению. Своим отношением к работе, выдумкой, заинтересованностью, творчеством, он мотивирует учеников, пробуждает у них интерес к делу. Поэтому многие педагоги утверждают, что становление учителя-это в первую очередь формирование его как личности и лишь затем уж как предметника.

         Таким образом, все вышеперечисленные качества являются основными признаками индивидуального стиля педагогической деятельности и в совокупности составляют индивидуальность педагога, в силу которых, каждый хороший преподаватель представляет собой уникальную и своеобразную личность.

         Но помимо личностных качеств преподавателя, ведущим аспектом является уровень его профессионализма.

            Профессионализм-это способность человека, опираясь на знания, умения, навыки и личностно-профессиональные свойства соответствовать требованиям социального устройства и субъекту деятельности.

    Совокупность профессионально обусловленных требований к учителю определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности. Содержание профессиональной готовности отражено в профессиограмме,  содержащей параметры личности и  основные требования к профессиональной деятельности учителя. К настоящему времени накоплен богатый опыт построения профессиограммы учителя, который позволяет объединить профессиональные требования к учителю в три основных комплекса, взаимосвязанных и дополняющих друг друга: общегражданские качества; качества, определяющие специфику профессии учителя; специальные знания, умения и навыки по предмету. Профессиограмма – это идеальная модель учителя, преподавателя, классного руководителя, педагога. Это образец, эталон, в котором представлены основные качества личности, которыми должен обладать учитель; знания, умения, навыки для выполнения функции учителя. Профессиограмма учителя – документ, в котором дана полная квалификационная характеристика учителя с позиции требований, предъявляемых к его знаниям, умениям и навыкам, его личности, способностям, психофизиологических возможностям и уровню подготовки.

    Профессиограмма учителя иностранного языка содержит не только общее, что типично для педагогической профессии вообще, но и то особенное, что характерно только для деятельности учителя иностранного языка. Она содержит характеристику основных педагогических функций учителя иностранного языка, его личностных качеств, общепедагогических и профессионально- методических умений, обеспечивающих реализацию этих функций. В профессиограмме ведущее место занимает позиция педагога- система его интеллектуально-волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру Различают социальную и профессиональную позицию педагога. Социальная позиция педагога складывается из системы его взглядов, убеждений и ценностных ориентации. Профессиональная позиция - отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности. Педагог может выступать в качестве информатора, друга, диктатора, советчика, просителя, вдохновителя и т.д. Каждая из этих профессиональных позиций может давать и положительный, и отрицательный эффект в зависимости от личности педагога, от его социальных позиций. 

       Возрастание роли профессионализма в современных условиях с особой остротой ставит проблему профессиональной компетентности. Что же включает в себя понятие "профессиональная компетентность"? Чем она отличается от привычных, встречающихся в педагогической литературе знаний, умений, навыков?

            Профессиональная компетентность - это интегративное качество личности специалиста, включающее систему знаний, умений и навыков, обобщенных способов решения  типовых задач. Формирование профессиональной компетентности зависит от различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и собственный опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности.  Основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию.

           Рассмотрим  три группы профессиональных качеств учителя иностранного языка. Первую составляют знания преподаваемого языка (практическое и теоретическое) и культуры народа-носителя данного языка. Вторую – методические знания и умения учителя, третью-педагогические.

            Практическое владение языком - основа предметных качеств. Оно предполагает умения выражать мысли в устной и письменной форме, читать с полным пониманием художественную и публицистическую литературу в оригинале, понимать произнесенную в нормальном темпе речь на слух. Кроме того, педагогу необходимо владеть правильным произношением, интонацией, иметь достаточно  широкий запас слов и выражений, владеть нормами грамматики. Все это обеспечивает коммуникативную компетенцию преподавателя  (т.е. способность  средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках той или иной сферы деятельности). К тому же ему надо различать стили речи, чтобы не пользоваться на уроке сленгом или книжным языком. К предметным качествам относятся и знания культуры страны изучаемого языка (или стран)- географии, истории, литературы и т.д.

             Не менее важным качеством является знание методики преподаваемого предмета. К ним относится умение учителя разбираться в вопросах методики обучения иностранным языкам, чтобы в состоянии правильно  понять и оценить методическую структуру учебника, по которому он преподает уроки. Методические качества тесно связаны с предметными. Практическое владение  языком позволит, при соблюдении методических норм, успешно обучать детей устной речи, чтению, аудированию, письму, правильно подбирать аудиоматериалы и книжки для чтения. Кроме того, знание теории иностранного и родного языков позволит прогнозировать затруднения учащихся, подобрать им нужные упражнения. Использование страноведческих знаний   поможет пробудить и поддержать интерес учащихся к изучаемому языку, к чужой стране, ее  народу. От  наличия методических знаний зависит умение учителя целесообразно  спланировать цепочку уроков, учитывая ступень обучения, содержание материала, предоставленного учебником, подготовленность учащихся, их интересы и склонности.

             Необходимо также вспомнить и про методическую культуру, и что она собой представляет. Для того чтобы учащиеся  овладели иноязычной культурой, учитель, естественно, должен сам владеть ею. Но этого недостаточно: человек, даже блестяще владеющий всеми видами речевой деятельности, владеющий всеми аспектами иноязычной культуры, еще не учитель, так как  надо уметь передать иноязычную  культуру  своим ученикам, т.е. надо уметь обучать. И в этом учителю помогает его методическая культура. Главной целью методической подготовки учителя иностранного языка является  усвоение методической культуры, т.е. накопленного человечеством социального опыта обучения иностранным языкам.  Без него невозможно выполнение учителем своих функций, своей профессиональной деятельности. Культура, воплощенная в социальном опыте, по утверждению И.Я. Лернера, понятие глобальное. Он предлагает выделить в ней четыре элемента или вида содержания. Применительно к учителю иностранного языка эти элементы могут выглядеть следующим образом.  Во-первых, это знания, без которых обучающая деятельность не может быть эффективной: знания о цели  обучения, средствах, субъекте учения, приемах обучения, о себе самом, о закономерностях обучения, о взаимодействии учителя и учеников и т.д. Во-вторых, можно знать, как следует делать, но не уметь этого. Чтобы уметь, нужно освоить опыт осуществления приемов обучения, доведя владение ими до уровня навыка. На этой основе и происходит воспроизведение накопленного опыта обучения. В-третьих, можно знать, как обучать, уметь это делать в знакомых условиях, но быть не готовым к деятельности в новых учебных ситуациях. Для этого надо обладать способностью творить. Развить методическое мышление так, чтобы сформировалась готовность к  творческой деятельности - важнейшая задача профессиональной подготовки. В-четвертых, это желание работать. Нередки случаи, когда учитель знает, умеет, способен творить, но не хочет работать, как следует: нет потребности, мотива, сознания необходимости своей работы, мешает отрицательный эмоциональный опыт и т.п.

          Однако, ни предметные, ни методические знания и умения не обеспечат успеха в работе, если не сформированы отношения учителя к учащимся, к своей деятельности, к самому себе. Сформированность таких отношений проявляется в педагогических качествах. Они включают знания возрастной психологии, умении найти индивидуальный подход к учащимся, найти сильные и слабые стороны каждого ученика и помочь ему в преодолении трудностей изучения иностранного языка. Индивидуальный подход и педагогический такт особенно важны при оценке успехов учащихся и их усилий. Не следует также  злоупотреблять «двойками», иногда оценку можно и не поставить. Большее значение, чем отметка, должна бы для ученика иметь оценка учителя, его порицание, поощрение, указание. Важной составляющей процесса обучения является общение учителя с учащимися. Особенно это важно на уроках иностранного языка, так как  учителя иностранных языков обучают коммуникативной деятельности.  Поэтому надо стремиться к тому, чтобы атмосфера в классе была непринужденной, такой, которая вызывает желание высказаться. Педагогические качества помогают учителю правильно организовать процесс обучения, они необходимы и для завоевания авторитета со стороны учащихся, так как без уважения со стороны учащихся никакое воспитательное воздействие на них невозможно, немыслимо и полноценное общение. Ученики ценят такого учителя, в котором видят профессионала, человека, обладающего собственным достоинством, личность.

           Итак, мы рассмотрели личностные и профессиональные качества учителя с разных точек зрения и установили, что  мастер педагогического труда - яркая личность.  На основе проведенной работы можно сделать следующие выводы: учитель- эта та личность, которая формирует не только личность ученика, но и тот человек, который оказывает непосредственное воздействие на общество в целом. Деятельность педагога является отражением реальной современной жизни, и это требует от него постоянной работы над собой как в профессиональном плане, так и в личностном. Ведь именно педагог закладывает фундамент будущей личности учащегося, которая должна быть не ущербной или озлобленной, а полноценной и творческой.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Современные психолого-педагогические требования к формированию целей обучения

    Профессиональная подготовка современных специалистов должна осуществляться как практика развития личности и потенциальных сил человека....

    Современный урок и требования к нему

    Урок был исследован достаточно основательно, глубоко. И все же, что такое современный урок? И каким он должен быть? Почему современный урок является одним из условий предоставления эффективного и каче...

    Современный урок и требования к нему.Синягина М.Е., учитель географии школы №148.

    Современный урок в представлении педагогов, учащихся, родителей, администрации школы?  Можно долго спорить каким он должен быть. Несомненно одно, он должен быть  одухотворённым личностью учи...

    Интерес к личности учителя как средство активизации интереса к предмету

    Профессия педагог - особенная. Это те люди, вокруг которых постоянно вращается большое количество коллег, родителей и детей. Без интереса к личности учителя не может быть и интереса к предмету....

    Требования к личности учителя русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ООО

    Проблема внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ООО) последнее время, безусловно, является одной из обсуждаемых проблем в нашем обществе. И  это понятно... С введе...

    Эссе "Требования к личности учителя русского языка и литературы в условиях реализаци ФГОС"

    Эссе представляет собой размышление о том, какими качествами должен обладать учитель в условиях реализации ФГОС"...

    Требования к личности учителя русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ООО.

    Каким должен учитель в современном мире? Какие качества ему присущи? Именно на эти вопросы ищем ответ....