"Профессионально обусловленные психологические проблемы педагогов и их возможная профилактика"
статья по психологии по теме

Московкина Любовь Алексеевна

Профессионально обусловленные психологические проблемы педагогов и их возможная профилактика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья15.16 КБ

Предварительный просмотр:

«Профессионально обусловленные психологические проблемы педагогов и их возможная профилактика»

        В наши дни педагог подвержен большому количеству деструктивных факторов. Воздействие профессиональной среды, включающей в себя повышенную ответственность, высокий уровень интеллектуальных и физических нагрузок могут способствовать деформации личности учителя, и, как следствие, вызвать понижение уровня его психологического здоровья.

        Обратившись и изучив исследования за последние несколько лет, можно смело заявить, что педагог сталкивается с рядом трудностей. Это такие трудности, как неблагоприятный социально-психологический климат, профессиональный стресс. Их следствием являются синдром эмоционального выгорания и деформация личности.

        Неблагоприятный социально-психологический климат в педагогическом коллективе может возникать из-за неэффективной работы администрации учебного заведения или же из-за отсутствия элементарной конфликтологической культуры. Продуктивное функционирование любой организации, каковой так же является школа, невозможно без благоприятного социально-психологического климата.

Поддержание отношений на должном уровне побуждает сотрудников на профессиональный рост: учителя могут делиться достижениями и собственным опытом в освоении различных методик обучения, способов коммуникации с учениками и т.д.

Отношения ученик–учитель являются основополагающими в процессе образования, а напряженная обстановка внутри педагогического коллектива не может на них не повлиять. Поэтому педагогам необходимо освоение навыков самопомощи и релаксации, а также психологическое сопровождение и помощь извне. Учитывая личностные особенности учителей и уровень напряжения между ними, нужно выбирать способ, подходящий конкретному коллективу.

        Следующим заявленным фактором, нарушающим механизмы адаптации психики и организма, является профессиональный стресс. Его уровень может зависеть не только от уровня стрессоустойчивости учителя, но и от отсутствия навыков ситуативной саморегуляции и совладающего поведения. Предположительно, профессиональный стресс связан со стадией и уровнем профессионального развития: уровень развития и уровень стресса коррелируют между собой таким образом, что низкий уровень развития влечет за собой повышение уровня стресса. В результате недавних исследований было установлено, что удовлетворены содержанием своего труда 26,6% учителей, а уровень стресса, в свою очередь, имеет крайне высокие значения. Лишь 1/5 часть учителей относятся к условной норме и их функциональное состояние соответствует нормативным физиологическим величинам. Некоторые ученые считают, что вегетативные нарушения учителей могут быть обусловлены стрессом. К примеру, напряжение механизмов адаптации сердечно-сосудистой системы: рост индекса функциональных изменений растет вместе с уровнем стресса.

        Преобразование педагогом своего внутреннего мира, реконструкция жизненных ценностей – основополагающие условия предупреждения профессионального стресса. Это способствует приобретению гармонии и внутреннего равновесия, что влечет за собой формирование и сохранение здоровья (психологического, духовного и физического благополучия). Тогда, и только тогда, когда учитель осознает себя творцом, активным преобразователем действительности, строителем не только своего мира, но и мира в целом, он сможет продуктивно функционировать в современных условиях. Психологическое сопровождение в данном случае должно быть направлено на повышение уровня стрессоустойчивости, предупреждение переутомления и снятие напряжения.

        Риском, связанным с вышеуказанными проблемами современного учителя, является возникновение синдрома эмоционального выгорания (далее СЭВ). Согласно МКБ-10, СЭВ – это состояние полного истощения организма с явными невротическими проявлениями. Помимо профессионального стресса и неблагоприятного социально-психологического климата, причиной СЭВ могут стать: эмоциональная нестабильность и перенапряжение, высокая социальная активность, повышенный уровень ответственности, низкая самооценка и многие другие неблагоприятные факторы. В данном случае, психологическое сопровождение может быть направлено на формирование культурной и этической компетенций, преодоления экзистенциального вакуума, духовного и личностного кризиса. Это могут быть психологические тренинги на основе интерактивных технологий, групповые и индивидуальные занятия.

Говоря о личности учителя, можно сделать вывод о том, что она имеет тенденцию изменяться. Вышеперечисленные факторы, несомненно, способствуют ее реконструкции. В условиях стресса механизмы адаптации запрограммированы на развитие и укрепление, но, тем не менее, излишнее влияние этих самых факторов могут привести к деформации и распаду личности.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности кинотерапии для повышения психологической компетентности педагогов, работающих с одаренными детьми. Методические рекомендации для педагогов-психологов

Одной из популярных форм повышения психологической компетентности педагогов являются тренинги. Разнообразие приёмов и методов, которые можно использовать во время тренингов, позволяет достаточно эффек...

Психологические проблемы депривированных детей и их профилактика

Об основных причинах депрессивных состояний, рекомендации о том, как справиться с тревогой и др....

Психологические проблемы депривированных детей и их профилактика

Об основных причинах депрессивных состояний, рекомендации о том, как справиться с тревогой и др....

Социально-психологические проблемы трудоустройства выпускников Психологическое сопровождение профессионального самоопределения выпускников школ

Профессиональное самоопределение - многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать как  средство индивидуализации и повышения личностного смысла образования. В выпускном класс...

Психологическое занятие с элементами тренинга по повышению профессиональной компетентности педагогов «Психология здоровья: профессиональные риски и здоровье педагога».

Сегодня никого не нужно убеждать, что  учить ребёнка может только развивающийся педагог. Как развивать ученика, знают все, а вот как развивать учителя, взрослого человека, уже сформировавшегося в...

Социально-педагогическая работа в школе.Примерный план работы социального педагога. План работы Совета профилактики.Месячник психологического здоровья .Отчёт месячника психологического здоровья2015-2016гг

Примерное планирование работы социального педагога школы. Основные принципы деятельности социальной службы школы.Основные направления деятельности. Формы отчётности и другая документация необходимая в...

Анкета осведомленности и компетентности педагогов по проблеме профессионального выгорания, знания основных факторов риска, понимание роли профилактики

Целью исследования является выявление осведомленности и компетентности педагогов по проблеме профессионального выгорания, знаний основных факторов риска, понимание роли профилактики. ...