Методическая статья "Использование интерактивной доски на уроках немецкого языка"
статья по теме

В методической статье "Использование интерактивной доски на уроках немецкого языка" представлены способы работы, различные упражнения для развития аспектов языка и видов речевой деятельности на уроках немецкого языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_statya.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Использование интерактивной доски

на уроках немецкого языка

(методическая статья)

                       Автор: Поползина Марина Андреевна,

учитель немецкого языка

2013 год

Использование интерактивной доски на уроках немецкого языка

Мы живем в век информационных технологий. Наша жизнь наполнена различными информационными технологиями. Все сферы обслуживания оснащены новейшими техническими средствами. Школы нашей страны тоже не являются исключением.

В условиях поиска более современных форм и методов работы с целью повышения уровня образования повысился интерес к интерактивным технологиям, использование которых способствует эффективности усвоения учебного материала. Информационно-коммуникативные технологии заняли прочное место в процессе обучения. Компьютерные программы успешно используются при изучении различных предметов и дисциплин. Практика показывает, что они имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения: интенсификация самостоятельной деятельности, индивидуализация обучения, повышение познавательной активности и мотивации.

За последнее время в школы поступает инновационное оборудование: компьютеры, интерактивные доски, проекторы, различные адаптеры, электронные микроскопы и многое другое. Одним из актуальных нововведений стало активное использование интерактивной доски как средства повышения интенсивности процесса обучения за счет интерактивности, наглядности и динамичности подачи материала.

Использование интерактивной доски является эффективным средством вовлечения учащихся в активный процесс познания на основе использования интерактивных способов обучения, что позволяет создать условия, способствующие формированию и развитию различных компетенций учащихся. 

Возможность анимации, перемещение объектов, изменение и выделение наиболее значимых элементов при помощи цвета, шрифта позволяют задействовать визуальные, аудиальные, а также кинестетические каналы усвоения информации, что особенно актуально для учащихся средних классов, для которых именно кинестетический способ восприятия информации является наиболее эффективным. Рассеянные ученики лучше воспринимают информацию, размещенную на большом экране, это активизирует их воображение, и усвоение материала не вызывает затруднений. Школьники работают сообща, придумывают и обсуждают новые идеи, комментируют изображение. Дети учатся успешно проявлять свою самостоятельность, сотрудничать с одноклассниками и учителем, развивают коммуникативные качества. В результате повышается мотивация и активизируется познавательная деятельность учащихся. Создание на уроках и во внеурочной деятельности доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества поднимает авторитет детей среди одноклассников, помогает верить в себя. 

Являясь учителем немецкого языка, мне хочется рассказать о преимуществах работы с интерактивной доской на уроках немецкого языка.

Какие же преимущества работы с интерактивными досками?

Основные преимущества

Электронная доска SMART позволяет осуществлять:

  • Активное комментирование материала: выделение, уточнение, добавление дополнительной информации посредством электронных маркеров с возможностью изменить цвет и толщину линии;
  • Полноценную работу по переводу текста и отдельных предложений с указанием связей и взаимоотношений между словами;
  • Набор посредством виртуальной клавиатуры любого текста задания в любом приложении и его демонстрацию в режиме реального времени;                          
  • Сохранение результатов в отдельном файле.

Ценной представляется и программа SMART  VIDEO, позволяющая просматривать видеоматериалы, которые, как известно, значительно расширяют объём воспринимаемой информации, без обращения к прикладным программам.

  • Усиливает подачу материала, позволяя преподавателям эффективно работать с веб-сайтами и другими ресурсами.
  • Предоставляет больше возможностей для взаимодействия и делает занятия интересными и увлекательными для преподавателей и учащихся благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов.

Преимущества для преподавателей

  • Позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса
  • Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя преподавателям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов
  • Позволяет преподавателям сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала    
  • Позволяет преподавателям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их
  • Удобна при работе в большой аудитории
  • Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост

Преимущества для учащихся

  • Делает занятия интересными и развивает мотивацию
  • Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков
  • Освобождает от необходимости записывать благодаря возможности сохранять и печатать все, что появляется на доске
  • Учащиеся начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала
  • Делает занятия интересными и увлекательными для преподавателей и учащихся благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов.

Каждый урок немецкого языка должен быть направлен на практический результат, на достижение коммуникативной компетентности, т.е., определенного уровня языковых, страноведческих знаний, коммуникативных умений и речевых навыков, позволяющих осуществлять иноязычное общение. Использование на уроках ИКТ, позволяет разнообразить процесс обучения, представить учебный материал более наглядным и доступным для восприятия учащимися. Любая схема, иллюстрация, анимация, звукозапись, используемые при организации учебного процесса, становятся не просто украшением урока, а делают его более содержательным.

На уроках немецкого языка интерактивная доска может применяется на различных этапах урока и при обучении различным видам речевой деятельности: во время фонетической и речевой зарядки, введения и отработки лексики и речевых образцов, активизации грамматического материала, обучению правописанию и восприятию иноязычной речи на слух. 

Поделюсь своими методами работы с интерактивной доской при обучении различным аспектам видам речевой деятельности.  Начнем с развития навыков чтения. После того как учащиеся прочитают текст, можно выполнить следующие упражнения (такие же упражнения можно применять при обучении аудированию):

  1. «Текст с пропусками» - на доске написаны предложения из текста с пропущенными словами, слова можно записать ниже, учащимся нужно при помощи электронного пера поставить подходящее слово в предложение.
  2. «Восстанови порядок» - на доске расположены предложения, задача учащихся расставить предложения по порядку появления их в тексте.
  3. «Найди слова» - на доске изображен буквенный ряд, в котором учащиеся должны найти и зачеркнуть слова из текста.
  4. «Найди соответствия» - на доске представлены предложения на русском и немецком языках, учащиеся находят перевод предложения и ставят предложения друг против друга.                                                                                                    

При обучении говорению на экран можно вывести картинку, которую учащиеся должны описать. Так мы описываем природу, погоду, человека, животное по картинкам.

При введении лексического материала наиболее эффективными являются такие приемы как:

  • «Убери лишнее» - на доске написан логический ряд слов, либо изображены какие-либо предметы (учащиеся сначала называют их по-немецки), ученики нажимают на лишнее слово, и выходит ответ, правильно ли они выбрали слово.
  • «Распределение на группы» - данное задание применимо при изучении темы «За окнами листопад» в 6 классе, в которой вводятся названия фруктов и овощей. Можно предложить учащимся разложить в корзины с овощами и фруктами слова по теме.
  • «Заполнение пробелов» - на доске предложения с пропущенными слова из словарных слов, ниже предложены слова для вставки, учащиеся при помощи карандаша передвигают слова в нужные предложения.
  • «Сопоставление» - сопоставить слово и картинку, соответствующую данному слово (этот прием применим при изучении цветов).
  • Составление слов из букв или слогов.

При отработке грамматического материала можно использовать следующие приемы:

 * «Восстанови порядок» - на доске перемешаны разные формы глагола, надо распределить их по лицам и числам.

* «Составление предложений» – в немецком языке устойчивый порядок слов. Из набора слов учащимся нужно составить предложения грамматически верно.  

 -  Подстановочные упражнения – при изучении многих грамматических тем применим данный способ упражнений. Вместо пропусков учащимся нужно вставить правильный глагол/ частицу/ предлог.

Работа с интерактивной доской обеспечивает преемственность, полноту и согласованность логической подачи материала при изучении языковых аспектов и совершенствовании умений и навыков учащихся, а также в процессе формирования социокультурной компетенции для презентации страноведческого материала по географии, культуре, истории, традициям стран изучаемого языка.

Опыт работы с интерактивной доской подтверждает эффективное положительное влияние сочетания ее возможностей и реализации дидактических принципов новизны, наглядности, коммуникативной активности, межпредметных и метапредметных связей, интерактивности, обратной связи, сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы, а также личностно-ориентированного обучения. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для интерактивной доски к уроку немецкого языка "Здравствуй, школа!", 6 класс

Здесь представлена презентация для интерактивной доски для 6 класса по немецкому языку к уроку "Здравствуй, школа!"...

Методическая разработка использования интерактивной доски на уроках русского языка по теме "Наречие" в 7 классе

Материал может быть использован как на отдельно взятом уроке по теме «Наречие», так и на нескольких уроках по данной теме. Он включает в себя три раздела: сведения о наречии как части речи, правописан...

Использование интерактивной доски на уроках английского языка как методическая проблема. Выбор: индивидуальная или групповая работа?

В этой статье я представляю свой опыт работы в группе с  использованием  интерактивной доски  и мобильного класса....

Использование возможностей интерактивной доски на уроках татарского языка с русскоязычными обучающимися / учебно-методическое пособие к учебнику 8 класса «Татар теле», Ф. С. Сафиуллина Рус телле балаларны татар теленә өйрәтү дәресләрендә интерактив та

татарского языка и литературы как неродногоСовершенно очевидна необходимость использования интерактивных форм организации учебного процесса, когда обучающиеся учатся языку через обучение. Наиболее эфф...

Использование возможностей интерактивной доски на уроках татарского языка с русскоязычными обучающимися / учебно–методическое пособие к учебнику 7 класс «Татар теле», автор учебника Ф. С. Сафиуллина/

Лучшее, что существует из технических средств обучения для взаимодействия учителя с классом – это интерактивные доски. В них объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством, поэтому...

Методическая разработка "Интерактивные игры на уроках немецкого языка" + дидактический материал 20 23 год

Разработка представляет собой набор игр для уроков немеукого языка, которые можно применять не только в начальном, но и в среднем звене как для повышения мотивации к предмету, так и для закрепления ле...