Научно-методическая работа
(9 класс) на тему

Использование ИКТ в образовательном процессе

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon vasenina_v.v.zip32.2 КБ

Предварительный просмотр:

Средства ИКТ в образовании

Аппаратные средства

Программные средства

Компьютер

Устройства для ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами

Общего назначения

Телекоммуникационный блок

Источники информации

Проектор

Устройства для записи визуальной и звуковой информации

Тренажёры

Принтер

Комплексные обучающие пакеты

Внутриклассная и внутришкольная сети

Устройства регистрации данных

Виртуальные конструкторы

Аудио-видео средства

Управляемые компьютером устройства

Экспертные системы

Тестовые среды

Я и моя коллега Нестерова В.В. исследовали влияние компьютерных технологий на повышение мотивации учащихся к изучению ИЯ, развитие их интеллектуального уровня. Для этого была составлена программа экспериментальной деятельности.

Констатирующий эксперимент:

  • наблюдение и анализ работы преподавателя;
  • анализ знания компьютера учащимися (тестирование);
  • анкетирование;
  • беседа с детьми.

Перед тем, как приступить к урокам, я наблюдала и проанализировала работу  своего учителя коллеги. Уроки всегда проходили на высоком методическом уровне, достигались поставленные цели и задачи, учащиеся довольно активно работали на уроках. Но, к сожалению, уровень их мотивации недостаточно высок. Мы разработали тест и протестировали учащихся 9 Б класса, который подходил для эксперимента, потому что в нем учились дети, испытывающие интерес к немецкому языку, и наполняемость в группе была тоже высокая (16 человек). Кроме того, у многих были навыки работы с компьютером. Тест состоял из следующих вопросов:

  1. У тебя есть дома компьютер?
  • Да
  • Нет
  1. Он тебе помогает при выполнении домашнего задания?
  • Да
  • Нет
  1. Умеешь ли ты делать презентации?
  • Да
  • Нет
  1. Использование компьютера на уроке делает урок интересней?
  • Да
  • Нет
  1. Хотел бы ты, чтобы на уроках чаще применяли информационные технологии?
  • Да
  • Нет
  1. Какие программы, которые помогут при изучении иностранного языка, ты знаешь?
  2. Чем больше разрешение, тем .... изображение

  • качественнее
  • темнее

  1. Часто ли ты используешь Интернет для изучения чего-то нового?
  • Да
  • Нет
  • Иногда
  1. Использование какой мышки даёт наилучший результат?

  • Роликовой
  • Лазерной


  1. Главный "мозг" компьютера

  • Человек
  • Материнская плата
  • Жёсткий диск
  • Процессор
  1. Устройством ПЗУ (Постоянное запоминающее устройство) является:
  • Оперативная память
  • Винчестер
  • Видеопамять
  1. Тонер используют ........ принтеры
  • Лазерные
  • Матричные
  • Струйные
  • Бракованные

В результате проведения анкетирования мы получили следующие данные:

Проанализировав полученные данные теста, а также результаты успеваемости, мы убедились, что большинству детей действительно нравится изучать иностранный язык, хотя они недостаточно заинтересованы в изучении других стран, их культуры. Применение компьютерных технологий на уроке недостаточно развито, но детям это очень интересно. Мы убедились, что мотивация к изучению немецкого языка невысокая. Для повышения интереса к изучению ИЯ мы решили использовать на уроках различные обучающие компьютерные программы и слайд-фильмы.

Формирующий эксперимент.

Для повышения уровня знаний и мотивации детей к изучению ИЯ на своих уроках я использовала презентации. Действительно, практика показала, что использование компьютера на уроке и создание презентаций делают его намного интересней и содержательней.

  1. Цель эксперимента: выявить влияние компьютерных технологий на изучение немецкого языка и на интеллектуальное развитие учащихся.
  2. Гипотеза: применение компьютерных технологий в процессе обучения способствуют:
  • формированию и развитию мотивации к изучаемому языку;
  • повышению мыслительной активности;
  • совершенствованию иноязычной коммуникабельности;
  • языковому и речевому развитию;
  • решению задач образования, развитию и воспитанию личности.

3. Диагностирующий инструментарий. Средством оценивания является опрос учащихся.

4. Критерии и оценка ожидаемых результатов. Результаты опроса.

Для изучения новой лексики по теме "Die heutigen Jugendlichen. Welche Probleme hаben sie?" в 9 классе мы использовали слайд-фильм и видеоклип. Урок включал в себя лексику, видеоклип и задания, связанные с ним. Урок проходил в три этапа.

  1. Подготовительный (преддемонстрационный) этап.

Цель: снять трудности и подготовить учащихся к просмотру фильма.

На данном этапе мы снимали языковые трудности перед просмотром фильма.

Мною были введены новые слова и имена собственные. При введении в тему урока я спросила учащихся, что они могут сказать о проблемах молодежи в России, и известно ли им, какие проблемы возникают у немецкой молодёжи. Таким образом, учащиеся были психологически готовы к просмотру слайд-фильма и усвоению нового материала, связанного с проблемами молодых людей в России и Германии.

  1. Основной этап.

Цель: проверить понимание и усвоение нового материала.

На данном этапе состоялся просмотр компьютерного видеофильма. Этот этап урока был построен следующим образом: на экране появлялись слайды, и мы комментировали каждый слайд на немецком языке, стараясь облегчить и сделать более доступным для учащихся материал.

В это время ребята делали себе необходимые пометки по каждому слайду. Кадры фильма были логически взаимосвязаны.

После видеоклипа учащиеся выполняли различные виды упражнений для закрепления языкового и речевого материала по теме, при выполнении которых я могла делать вывод о качестве восприятия и понимания ими полученной информации. ( Приложение 1 )

  1. Заключительный этап.

Цель: проверить эффективность восприятия слайдфильма и осуществить контроль понимания содержания и языковых явлений.

На данном этапе учащиеся, опираясь на сделанные ими заметки по ходу фильма, а также на текст песни, который им раздали, выполнили проверочные задания, предложенные им на карточках

Таким образом, мы смогли оценить и проверить полученные знания, а также в очередной раз убедиться в эффективности использования слайд-фильмов в процессе обучения.

В качестве домашнего задания ребятам было предложено сделать презентацию. С этой целью класс был поделен на 2 группы, и каждой группе была дана тема на выбор:Jugendliche, wie geht es?, Erzählung über die Jugendlichen, Die erste Liebe, Literatur, Musik, Sport und Kino - ist es nicht interessant?, Jugendliche und die Filmen- unzertrennliche Freunde, Probleme der Jugendlichen.

Контрольный эксперимент.

Проанализировав результаты проведения опроса учащихся, можно без сомнений сказать, что детям очень понравился урок, тема которого соответствовала их возрастным особенностям и интересам. Им было небезразлично узнать новую увлекательную информацию об образе жизни юных немцев. После проведения урока у учащихся повысилась мотивация к изучению ИЯ. Компьютерные видеофильмы, несомненно, способствуют повышению уровня интереса к изучению языка, а также способствуют их интеллектуальному росту, помогают легче усвоить новый материал. В ходе исследования мы убедились, что слайд-фильм является надёжной опорой учителя в процессе обучения детей иностранному языку.

После окончания практики мы провели еще раз тот же тест, который был предложен в начале .

Проанализировав данные теста, мы отметили, что знание о ПК и успеваемость у класса, несомненно, повысились в результате применения на уроках ИЯ компьютерных технологий.

Вывод. Подводя итоги нашего исследования, стоит заметить, что применение компьютерных технологий способствует более успешному усвоению иностранного языка. Используя на своих уроках обучающие программы и слайд-фильмы, мы убедились, что дети с большим интересом вникают в материал, они значительно больше заинтересованы в процессе урока. Применение компьютерных технологий эффективно отражается на мотивации учащихся, а, следовательно, и на их знаниях в иностранном языке.


Приложение 1

Урок немецкого языка в 9 классе

Thema:„Die heutigen Jugendlichen. Welche Probleme haben sie?"

Цели:

-активизировать употребление лексики по теме;

-учить высказываться учащихся по теме;

-привлечь к изучению языка.

Ресурсное обеспечение:

-карточки;

-презентация;

-учебник для 9 класса под редакцией И.Л. Бим, Л.И. Рыжова;

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие:

Unsere Stunde beginnt.

Guten Morgen

Setzt euch.

Рапорт дежурного:

L: Wer hat heute Klassendienst?

Der wievielte ist heute? Wer fehlt heute?

Und welcher Tag ist heute?

Sch: Ich habe heute Klassendienst. Niemand fehlt heute. Die Tafel ist sauber. Die Kreide und der Lappen liegen da. Die Klasse ist sauber. Alles ist in Ordnung.

Könntet ihr mir jetzt bitte das aktuelle Problem der Stunde nennen?

Die heutigen Jugendlichen: haben sie Probleme?

  1. Основной этап.

Welche Pflichten haben die Kinder und die Eltern?

Übersetzt ins Russische!

Jetzt, wo ich dich wieder hab', ist es nicht mehr so leer (зд. одиноко).

Ich werd' dich beschützen, werd' dich unterstützen.

Dein Vater ist auch nicht perfekt, doch wer ist das schon jetzt?

Ich kann alles verstehen, auch wenn's schief läuft (=schlecht geht).

Ich mache meinen Fehler wieder gut,

ich beweise es dir.

Смотрим клип.

Ein Teil von mir

Rapsänger Sido

Jetzt, wo ich dich wieder hab', ist es nicht mehr so leer hier.

Komm her, wenn du etwas nicht verstehst, ich erklär's dir

Ein Junge braucht sein' Vater, ich hatte auch kein' Vater.

Ich weiß, ich hätt' ihn gebraucht, doch keiner war da.

Dir wird das nicht passieren, versprochen, nein, ich schwör's dir

Ich sag's der ganzen Welt: „Ich liebe dich, hört ihr"?

Ich werd' dich beschützen, werd dich unterstützen

Will dich jemand unterdrücken, endet er in 100 Stücken

Du kannst mir alles erzähl'n, ich bin wie 'n Freund

Ich kann alles verstehen, auch wenn's mal schief läuft.

Dein Vater ist auch nicht perfekt. Doch wer ist das schon?

Mach's einfach so wie ich: Bleib wie du bist, mein Sohn!

Jeder, der uns beide kennt, sagt du bist wie ich.

Wie du gehst, dich bewegst, und dies' Gesicht

Ich besorg' dir eine Freundin, wenn du 7 bist.

Du bist mein Fleisch und meine Blut, mein Sohn, ich liebe dich!

Refrain:

Du bist mein Sohn, ich liebe dich!

Ich werd' alles dafür tun, dass du zufrieden bist.

Ich mach' mein' Fehler wieder gut, ich beweis' es dir!

Du bist mein Fleisch, meine Blut, du bist ein Teil von mir.

Du bist mein Sohn, ich liebe dich

Ich werd alles dafür tun, dass du zufrieden bist.

Ich weiß jetzt, alles wird gut, du zeigst es mir.

Du bist mein Fleisch, mein Blut, du bist ein Teil von mir.

Fragen zum Lied "Ein Teil von mir"

Von wem ist die Rede im Lied?

Ist der Sohn groß oder klein?

Liebt der Vater seinen Sohn?

Will er sein Kind glücklich sehen?

Gefällt euch das Lied?

Ist der Videoclip schön und interessant?

Von wem ist die Rede im Lied?

Ist der Sohn groß oder klein?

Liebt der Vater seinen Sohn?

Will er sein Kind glücklich sehen?

Gefällt euch das Lied?

Ist der Videoclip schön und interessant?

Hört den Text zu und wählt (выбери) die richtige Variante.

Sido hat seinen Sohn wieder.

richtig falsch nicht gesagt

Jeder Junge braucht einen Vater.

richtig falsch nicht gesagt

Sido selbst hatte auch einen Vater.

richtig falsch nicht gesagt

Sido liebt seinen kleinen Sohn.

richtig falsch nicht gesagt

Er will den Sohn beschützen und unterstützen.

richtig falsch nicht gesagt

Er kann nicht alles verstehen, wenn es schief läuft.

richtig falsch nicht gesagt

Sido ist auch nicht perfekt.

richtig falsch nicht gesagt

Sein Sohn ist ihm ähnlich (похож).

richtig falsch nicht gesagt

Sido will seine Fehler nicht korregieren.

richtig falsch nicht gesagt

Er war immer mit seiner Frau glücklich.

richtig falsch nicht gesagt

  1. Заключительный этап. Подведение итогов.

-Heute habt ihr gut gearbeitet. Alle waren sehr nett!

-Was haben wir heute in der Stunde gemacht?

-Was hat euch gefallen?

-Und was hat nicht gefallen?

-Steht auf, bitte! Die Stunde ist aus. Auf Wiedersehen.

Список литературы

  • Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994 2
  • Беляев М.И., Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Демкин В.П., Краснова Г.А., Макаров С.И., Роберт И.В., Щенников С.А. и др. Теория и практика создания образовательных электронных изданий. // М.: Изд-во РУДН, - 2003
  • Гордиенко Г. А. Система тестовых технологий на уроках истории и обществознания // Учитель. – 2007. - № 3.
  • Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003
  • Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006
  • Клоков Е. В., Денисов А. В. Технология проектного обучения // Школа. – 2006. - №2.
  • Коноплева И. С., Чубова А. П. Компьютерные обучающие системы // Учитель. – 2007. – № 5. –
  • Пименова И. М. Слайд-фильм по обществознанию "Человек. Индивид. Личность" // Учитель. – 2007
  • Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2001
  • Сергеева М. Э. Новые информационные технологии в обучении английскому языку // Педагог.

                                                        Интернет-ресурсы:

1.http://www.grammade.ru

2.http://www.deutschland.de

3.http://www.goethe.de

4.http://www.goethe.de/oe/mos/

5.http://www.schulen_ans_netz.de/

6.http://www.fokus.msn.de

7.http://www.spiegel.de

8.http://www.deutsch_uni.com.ru

9.http://german.about.com        10.http://www.learn_german_online.net/learning_german_resouces/deutsch_via_internet.htm

11.http://www.lehrer_online.de

Размещено н11а Allbest.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методические рекомендации по выполнению научно-исследовательской работы

Исследование - это сложный сознательный и целеустремленный процесс изучения какого-либо  явления или объекта, который способствует определению особенностей его протекания; выявлению некоторых зак...

Организация научно-исследовательской деятельности кафедры. Баландина М.Б. заместитель директора по научно-методической работе МОУ «СШИ № 2" г. Магнитогорска

Организация научно-исследовательской деятельности кафедры. Баландина М.Б. заместитель директора по научно-методической работе МОУ «СШИ № 2" г. Магнитогорска...

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО

БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...