Особенности работы с детским коллективом "Вокальный ансамбль JOY" (English sining) ( из опыта педагога ГБОУ № 628 "Александринская гимназия", Санкт-Петербург
статья по теме

Автор рассуждает на тему об актуальности, эффективности, востребованности, результативности образовательной программы "Ансамблевое пение на английском языке"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности работы с детским коллективом

«Вокальный ансамбль «JOY» (пение на английском языке).

Из опыта работы  педагога ГБОУ №628

«Александринская гимназия» Волковой Г.И.

Знакомству с какой-либо национальной культурой, историей, праздниками способствует изучение песенного народного творчества. Поэтические тексты песенного фольклора часто посвящены народным, а также общемировым светским и религиозным праздникам (например: Рождеству, Пасхе, Дню матери).

Программа дополнительного образования Вокальный  ансамбль «Joy» основывается на изучении фольклора англоязычных стран – Англии, Ирландии, Шотландии, США, что способствует не только углубленному изучению английского языка, но и соприкосновению с культурой этих стран.

 Ансамблевое пение на английском языке как эффективный      познавательный процесс одновременно с эстетическим развитием детей.

Программа дополнительного образования «Ансамблевое пение на английском языке» включает в себя два развивающих направления: музыкальное и образовательное в сфере английского языка. Весь песенный репертуар подбирается на английском языке.

Пение на иностранном языке вносит в его изучение яркий эмоциональный элемент, способствует быстрому и лёгкому запоминанию иностранных слов и целых разговорных фраз, и поэтому существенно обогащает словарный и фразеологический запас, а также способствует закреплению и практическому использованию  иностранного языка – дети ещё не могут свободно говорить на английском языке, но могут успешно петь на нём, таким образом используя на практике полученные лингвистические знания.

Очень важным фактором является то, что дети получают знания и развиваются эстетически в легкой, раскрепощающей  форме. В изучении иностранных языков существует довольно скучный элемент, когда приходится повторять одну и ту же фразу или слово по нескольку раз. Благодаря песенному жанру, где формообразование рождается за счёт повторов фраз, эти повторения  слов и поэтических фраз становятся естественным делом. И это является очень целесообразным аспектом в использовании песен в обучении языкам. Происходит развитие процесса запоминания, заметно улучшается лингвистическая память, тренируется произношение.

Современные методические средства (прослушивание аудио- и СД- материалов, использование компьютерных образовательных программ с элементами  караоке и анимации) позволяют это сделать в яркой, эмоционально притягательной  форме, позволяющей увлечь ребёнка и привить любовь к изучению иностранного языка, а одновременно и к вокальному искусству. Здесь музыкальное исполнительство стимулирует мотивацию обучения иностранным языкам.

Тексты песен помогают отработать произношение, расширить лексический запас, изучить грамматические конструкции, обеспечивают развитие навыков восприятия на слух живой речи и чтения.

Немаловажным является тот факт, что английский язык очень мелодичен, и пение на нём само по себе доставляет поющему эстетическое удовольствие, что опять же положительно влияет на детскую психику, и недаром известнейшие вокальные группы избрали именно этот язык для своего исполнительства (шведская «ABBA», немецкая «Modern Talking», испанская «Baссara»).

Основой данной программы является фольклор англоязычных стран, который представлен огромным количеством песен, большинство из которых имеют прекраснейшие мелодии. Тексты многих песен по форме и содержанию являются весьма дидактичными и представляют собой живой материал для изучения грамматических правил.

Несложные, мелодические песенки - прекрасные помощники для начинающих изучать иностранный язык. Они облегчают запоминание множества слов и речевых оборотов, помогают освоить грамматику английского языка. Игровой элемент многих песен позволяет превратить занятия в настоящее удовольствие для детей.

С точки зрения психологии пение на иностранном языке даёт положительный эффект в том смысле, что изучение иностранного языка происходит путём погружении через ансамблевое пение - одному ребёнку подчас трудно исполнить песню, да ещё на иностранном языке, а в коллективе происходит поддержка друг друга. Подключение игровых и танцевальных моментов в исполнении песен помогает ещё большему раскрепощению участвующих в этом действе детей.

При выборе песенного материала следует учитывать возраст обучаемых детей и их интересы. Учебный песенный материал постепенно усложняется. И вот уже при работе с старшими учениками подбираются песни, знакомящие с культурным наследием англоязычных стран, помогают понять их историю, традиции, праздники. Появление в песнях языковых особенностей, характерных для разговорной речи или только для песенного текста, имеет большое значение для развития разговорных навыков обучаемых.

Ансамблевое пение активизирует стремление детей к контакту друг с другом и учителем, разрушается барьер между учеником и учителем, и здесь мы уже говорим о педагогике сотрудничества (или сотворчества).

Учебный материал должен усложняться постепенно, и следующим этапом является обращение к репертуару современных популярных песенных образцов. Здесь существует множество завлекающих своей красотой ярких, запоминающихся, а подчас уже знакомых мелодий - шедевров мировой эстрадной культуры, лучшие образцы песенного творчества 60-70 годов (Beatles, ABBA и множество других), а также и самых современных песен. В выборе репертуара изучаемых песен необходим строгий отбор содержания текстов, цензура. Использование текстов популярных песен дает широкие возможности для активизации образовательного процесса и познавательной деятельности, способствует закреплению языковых явлений в памяти, созданию устойчивых зрительных и слуховых образов, установления коллегиальности, сотрудничества. Ученики уже становятся соавторами творческого процесса, участвуют в выборе репертуара, придумывают движения, сопровождающие пение.  

 Обращение к данной интерпретации освоения иностранного языка является актуальной, востребованной, современной и очень целесообразной. Соприкосновение с поэтическим песенным материалом существенно углубляет и дополняет знания учащихся по иностранному языку. Одновременно происходит и эстетическое  (музыкальное) развитие детей в непринуждённой, психологически позитивной обстановке.

Называя мою образовательную программу «Вокальный ансамбль “Joy”, что переводится на русский язык как РАДОСТЬ, мною ставились задачи в психологически раскрепощенной обстановке, с радостью, в доступной форме заниматься с детьми пением на английском языке. Дети приходят на занятия уже после уроков в школе. Дети устают от напряжения на уроках, а после них они уже нуждаются в отдыхе, в переключении на иные, отличные от школьных уроков, виды деятельности. Так как на занятиях пения на английском языке предполагается близкая к основным урокам работа (выучивание английских песенных текстов, перевод их на русский язык), она  воспринимается некоторыми детьми как продолжение той же образовательной  деятельности, что и на основных уроках по школьной программе. Берясь за создание программы «Пение на английском языке»  на базе дополнительного образования в общеобразовательной школе, я не задумывалась над тем, что придется иметь дело с уставшими после уроков детьми. Поэтому уже позже, в процессе работы с детьми,  появилась задача, как сделать так, чтобы дети не слишком  переутомлялись от получения информации и умственной работы.

Не сосредотачивая внимание детей на выучивании иностранных слов и фраз, мне удалось выработать некоторые приемы, помогающие этой трудной, но необходимой работе.

Занимаясь вокальным развитием детей, я добивалась прежде всего  правильного интонирования звуков. Часть детей от природы наделена способностью слышать звук и точно повторять его голосом. Но многие дети не имеют этой естественной  способности. Я пришла к выводу, что все дети могут добиться правильного интонирования музыкальных звуков, если заострять на этом внимание и работая в этом направлении. Главным приемом в этом деле явилось подражание детям, у которых легко и просто получается точно интонировать звуки, такие дети являются на моих занятиях основными помощниками. Беря за своеобразный эталон правильное интонирование способных детей, другие дети подтягиваются за ними и стараются «брать» звук так же чисто. В результате, если в начале занятия звучит диссонирующий хор, то к концу, после проведенной работы, дело обстоит куда лучше в отношении общего музыкального строя хора.

Параллельно с работой над вокалом и интонацией идет выучивание иностранного текста песенного материала. Это происходит как бы само собой и дети не заостряют свое внимание специально, не утруждают себя заниматься этой довольно скучной и не творческой работой. Многократно повторенные английские фразы выучиваются  очень быстро. Таким образом, работая над музыкальным материалом выучиваются и параллельно переводятся (педагогом) иностранные слова и фразы. Работа по развитию музыкальности и вокальных навыков превращается в параллельную работу по выучиванию английских слов и фраз.  

Проводя основную работу по развитию вокальных навыков, развитию музыкального слуха и выучиванию иностранных песенных текстов, появилась необходимость  включения движений, в том числе и танцевальных. Особенность ввода движения в исполнение песен в том, что эти движения не могут быть слишком интенсивными. Это движения рук, головы, шаги, иногда прыжки, повороты тела, хлопки. Они включаются в основном в короткие паузы или музыкальные проигрыши в связи с тем, что невозможно петь и дышать и при этом энергично двигаться. Пение с элементами танцевальных движений очень нравятся детям, а также обогащают и делают более выразительными и интересными  их публичные выступления. Дети чувствуют себя более свободно, раскрепощаются психологически. Большое значение имеет ввод танцевальных движений при пении на развитие чувства ритма и координации ребенка. Иногда ребенок сам становится автором «хореографии», всем детям дается такая творческая возможность сочинить движения к исполнению песни.

Огромным стимулом к работе является возможность концертного выступления детей. Дети очень любят участвовать в концертах. Тем более, что ставятся такие «высокие» цели как порадовать и удивить маму и папу выступлением. Репетиционные уроки проводятся с множественным повторением английских песенных текстов, дети запоминают совсем не напрягаясь много трудных фраз и слов, которые бы специально выучивать (без пения) было бы очень скучным, а для некоторых детей и невозможным делом.

В методических материалах по изучению иностранных языков существуют специально сочиненные учебные песни для освоения  различных грамматических правил. Эти песни являются часто яркими и обладающими художественными достоинствами, как это не странно. Я использую даже в концертных исполнениях такие песенные опусы. Главное добиться эстетического и художественного воплощения детьми этих произведений. Для самых маленьких исполнителей я составляю музыкальные композиции из коротких песенок, продумывая подходящий и логический тональный план чередования этих песенок и попевок, а также чередование по принципу контраста ритмического, ладового, образного, темпового.

 

Результатами работы по программе вокального ансамбля «Пение на английском языке» являются:

  • развитие вокальных навыков
  • расширение словарного и фразеологического запаса по английскому языку
  • психологическая адаптация в коллективе
  • развитие лингвистической памяти
  • развитие чувства ритма и координации движений
  • знакомство с культурой англоязычных стран через изучение песенного материала, в том числе фольклора этих стран
  • самоутверждение личности ребенка и его художественное самовыражение через концертные выступления
  • получение ребенком эстетического удовольствия от вокального исполнения на английском языке, так как сам по себе английский язык является красивым и удобным для пения
  • практическое использование полученных знаний по изучению английского языка - ребенок еще не может говорить и общаться, но уже может петь на английском языке
  • развитие понимания на слух английского языка.

Таким образом занятия пением на английском языке в рамках дополнительного образования в школе является целесообразным, востребованным и развивающим ребенка одновременно в нескольких направлениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая система учителя географии ГБОУ СОШ№335 Санкт- Петербург, Пушкин Смирновой Раисы Владимировны

Создание совокупных психолого-педагогических условий для формирования ключевых компетенций учащихся и повышения качества географического образования....

Методы вокально-ансамблевой работы в детском коллективе

Статья о специфике обучения вокально-ансамблевому пению, об общедидатических и специальных методах обучения в детском вокальном ансамбле....

Урок русского языка в 5 классе. «Тире между подлежащим и сказуемым» Автор разработки - учитель ГБОУ школы№459 Санкт-Петербурга Казицкая Ирина Борисовна

Урок с использованием современных образовательных технологий:Информационно – коммуникационная технологияГрупповые технологии.Технология проблемного обучения Здоровьесберегающие технологии Технологии у...

Отчет о работе ШМО учителей английского языка ГБОУ лицей №329 Санкт-Петербург

Отчет о работе ШМО учителей английского языка 2018-2019 учебный год. Сделан полный анализ работы каждого учителя....