Основные приёмы работы с английской народной сказкой в процессе воспитания младших школьников.
статья по теме

Польза раннего обучения многократно доказана, преимущества систематического обучения детей иностранному языку в младшем школьном возрасте подтверждены результатами многолетних исследований. Помочь ребенку как можно  раньше  преодолеть  языковой  барьер  и привить ему любовь к иностранному языку, добиться максимального повышения эффективности обучения английскому языку младших школьников поможет использование английских народных сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.07 КБ

Предварительный просмотр:

    Бегларян Софья Гамлетовна

МОУ СОШ № 5, г. Егорьевск

Основные приёмы  работы с английской народной сказкой в процессе воспитания младших школьников.

Польза раннего обучения многократно доказана, преимущества систематического обучения детей иностранному языку в младшем школьном возрасте подтверждены результатами многолетних исследований. Помочь ребенку как можно  раньше  преодолеть  языковой  барьер  и привить ему любовь к иностранному языку, добиться максимального повышения эффективности обучения английскому языку младших школьников поможет использование английских народных сказок.                                                                                                            Сказки не всегда в полной мере используются в семье и в системе общественного дошкольного воспитания, исходя из этого, хотелось бы привести  примеры основных приемов работы с английской народной сказкой, которые могут быть использованы учителем в поурочных разработках.  Во-первых, ребенку важно знать, для чего необходим «нравственный урок» сказки, в чем главный смысл, на что нацеливает она маленького слушателя,  какие моральные установки закладывает в его душе, в его сознании. Не зря существует поговорка: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Выявить этот не всегда напрямую сформулированный «намек», прояснить его суть, дать себе урок - вот главная задача. Немаловажно подчеркнуть, что в силу традиции сказка часто несет в себе много заветных чаяний забитых, малограмотных, бедных, изнуренных ежедневным тяжким трудом людей. Нетрадиционный подход как раз дает и учителю, и ребенку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. В английской сказке «The Cat booted» предлагается рассмотреть пословицу «Чужими руками хорошо жар загребать». Прежде всего, потому, что кот не может служить примером для подражания. А разве можно подражать тому, кто зачастую так некрасиво ведет себя, кто ради достижения цели легко обманывает ни в чем неповинных героев сказки? В сказке «Adventures of Jack the Giant-Killer» Джек, крестьянский сын, вступая в борьбу с великанами-людоедами, вначале думает только о награде, но потом становится истинным борцом за освобождение своего народа от злодеев-великанов. Детям главный герой импонирует, и они начинают оценивать его положительно. Ребенок непременно выносит из сказок большую и правильную мораль. Она состоит в том, что жадность и злоба, черствость и лень наказываются, а доброта и преданность, честность и смекалистость, упорство и трудолюбие вознаграждаются.                                                                                             Необходимо рассмотреть теперь воспитание добрых чувств. В целой системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют сказки. По многим причинам: дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно тактично направить мысли и чувства малышей в нужное русло. В каждом конкретном случае сюжет сказки обращает внимание лишь на отдельные компоненты из целой гаммы добрых чувств: или на самоотверженность, или на сопереживание. В этой связи и следует обратить внимание на значимые в нравственном плане моменты, а именно на то, что: учит детей сравнивать, сопоставлять; формирует привычку доказывать, что это, так или иначе; ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым, давая малышу возможность выбора собственной позиции. Хорошо известно также, что элементы лингвистического образования закладываются с самых ранних лет. Для развития речи детей нужно чаще прибегать к испытанному методу - придумыванию иных, новых названий известных сказок, не искажая идеи произведения. Работа со сказками идет в нетрадиционном ключе. Этому в немалой степени способствует введение вместо привычного главного героя продуманного нового персонажа. Это нужно для поддержания интереса к сказке и для того, чтобы нарушить привычные стереотипы, и для того, наконец, чтобы повернуть сюжет сказки в новое русло. Чтобы внести новизну, усложнить восприятие давно знакомой сказки, наконец, создать элемент неожиданности, загадочности, можно прибегнуть к довольно редко используемому приему - «Из сказки извлекаются все глаголы или существительные, или части слов». Детям предлагается игровая ситуация: «Некоторые слова обиделись на нас и убежали из сказки. Давай попробуем и без них отгадать, какая это сказка. Например: «On – up – a – tme - hre- was – a – little - grl» и т.д.  В этом случае уместны следующие приемы для работы со сказками:                                                                                                                    1)найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;                                       2)сочинить длинное и в то же самое время смешное слово;                                   3)разобрать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях и т. д.

Так же важна взаимосвязь речевой и умственной деятельности. В этой связи предлагаются задания типа «Определите лишнее слово». Ребенок должен по принципу системного подхода обобщить и отобрать нужное (только домашних животных или только диких). К примеру, из ряда слов: fox, hare, house, dog, cock - школьник определяет какое лишнее слово. Вполне понятно, что любая систематизация по обобщенным признакам формирует логическое мышление. Следующим существенным моментом является  развитие мышления и воображения. Здесь предлагается малышам впервые отойти от привычных стереотипов и изобрести новую сказку или какой-то ее эпизод.  Предлагается еще один метод в связи с развитием мышления, воображения и речи - объединить два коротких рассказа или сказки в одну с новым сюжетом. В данном случае активную роль играют и речь, и воображение ребенка. Следующий метод в общей системе развития мышления и воображения - «Постановка проблемного вопроса». Детям традиционно задается масса вопросов по тексту сказок. Они нередко сформулированы на уровне констатации. Но куда полезнее вопросы поискового характера.  Еще один метод - метод шифров. Шифровать название сказок, имена их героев или отдельные слова из произведений - значит развивать смекалку, сообразительность, юмор. А это спутники мышления и воображения. Шифровать можно по-разному: перевернуть слово слева направо («duck» -«kcud»);         изобразить вверх ногами всего две буквы («pig» - «big»); зашифровать слово или фразу с помощью флажковой грамоты и т.д. Учителя  могут по предложенному образцу составить свою схему, отражающую специфику тех задач, которые они собираются решать со своими детьми. Вполне понятно, что предлагаемые приёмы выбраны условно и не претендуют на полноту использования сказочных произведений. Их может быть меньше, может быть и больше. Каждый предлагаемый текст сказки по своему содержанию выдвигает на первый, главный план лишь одну - две из поставленных проблем, а остальные при этом остаются второстепенными, сопутствующими. То есть учителя могут самостоятельно выбирать те задания и вопросы, которые покажутся им важными, интересными и полезными для конкретного ребенка или конкретной возрастной группы детей.

Список использованной литературы:

  1. Выготский  Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк. / Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1997, - 613с.
  2. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным  языкам  в  школе. - М.: Просвещение, 1999, - 222с.
  3. Колкер Я.М. Практическая методика обучения иностранного языка. - М.: Академия, 2004, - 264с.
  4. Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам. - М.: Русский язык, 1997, - 216с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ в процессе физического воспитания младших школьников

Использование ИКТ в процессе физического воспитания младших школьников...

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ТВОРЧЕСКОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО.

Все большее значение в содержании учебно-образовательного процесса  приобретает комплексное развитие музыкальных способностей учащихся, опирающееся на раннее приобщение детей к творческому  ...

Отчёт по научно-исследовательской работе на тему "Народный танец как средство эстетического воспитания младших школьников"

Данное исследование Педагог дополнительного образования Денисов Г.В. проводил с учащимися своего коллектива....

Народная сказка как средство воспитания младших школьников

Сегодня как никогда широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. На мой взгляд, действенным средством в воспитании моральных качеств личности младших школьников яв...

Презентация "Нравственное воспитание младших школьников в процессе учебной деятельности"

laquo;Нравственное воспитание младших школьников – процесс целенаправленного формирования у школьников системы моральных отношений: к людям, к обществу, Родине, са...

"Сказка как средство духовно-нравственного воспитания младшего школьника".

Сказка комплексно воздействует на сферы личности ребёнка, помогает воспитывать в нём нравственно- волевые качества, развивает чувства и эмоции....