Изучение и обобщение педагогического опыта
статья на тему

Якимова Ирина Федоровна

     Обобщение опыта дает возможность увидеть за отдельными фактами главное – педагогическую идею, которая в них материализуется.

     Изучение и обобщение лучшего педагогического опыта, наряду с профессионально-педагогическим самообразованием, становится предпосылкой организации методической работы преподавателя, т.е. конструирования оптимального учебного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_obobshch_opyta.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КУРСКИЙ МОНТАЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»

Якимова И.Ф.

Изучение и обобщение педагогического опыта

     Педагогический опыт   - это реальная практика организации учебно-воспитательной деятельности, осуществляемая коллективом преподавателей определенного региона, области, района, города, отдельного образовательного учреждения, группы, а также отдельными преподавателями, воспитателями, классными руководителями.

     С точки зрения профессионального самосовершенствования преподавателя наибольший интерес представляет опыт его деятельности по организации учебного процесса.

     Труд преподавателя отличается исключительной неоднородностью и многоплановостью. Различным его целям соответствуют такие направления (виды) работы, как профессионально-педагогическое самообразование, внедрение новейших достижений психолого-педагогической науки в практику, совершенствование отдельных сторон учебного процесса, конструирование оптимальной методической системы. Но в конечном итоге все они подчинены единой основной цели  –   повышению педагогической эффективности учебного процесса. Любой вид работы преподавателя, пусть даже самой добросовестной и хорошо организованной, теряет всякий смысл, если ее результаты не оказывают положительного влияния на достижение этой основной цели. Следовательно, когда говорят о передовом опыте работы преподавателя, то имеют в виду, прежде всего, такой вариант ее организации, который отличается высокими конечными результатами, т.е. высокой педагогической эффективностью учебного процесса.

     Однако в практике выявления и изучения передового педагогического опыта обнаруживается весьма существенный недостаток, который выражается в том, что содержание, объем, характер и продуктивность деятельности преподавателя рассматриваются и оцениваются в отрыве от ее конченых результатов.

     Когда речь идет о выявлении лучшего педагогического опыта, объектом изучения должны быть такие его варианты, которые отличаются относительно высокими конечными результатами. Однако нередко попытки внедрения такого опыта в массовую практику оканчиваются неудачей. Дело в том, что опыт всегда конкретен, он рассчитан на определенных обучающихся и реализуется в данных обстоятельствах  и условиях работы. Это тоже нужно учитывать при определении возможностей его использования другими. Кроме того, высоких результатов в обучении и воспитании достигают преподаватели, находящиеся на таком высоком уровне профессионального мастерства, когда оно уже стало органически присущим им стилем работы и общения с обучающимися. Не обладая педагогической «техникой» и профессионализмом мастеров, трудно приблизиться к их результатам.

     Передовым называют педагогический опыт, который отличается новаторством, оригинальностью, новизной решения педагогических задач. Критерием передового педагогического опыта должны быть, прежде всего, его конечные результаты, т.е. повышение качества обучения и воспитания студентов.

     Сложность изучения конечных результатов деятельности преподавателя обусловлена тремя главными обстоятельствами: эти результаты определяются не каким-либо одним, а многими показателями; они не всегда поддаются «измерению» и, следовательно, объективной оценке; их нестабильностью, постоянной изменчивостью.

     Учебные возможности студента характеризуют не только и не столько количественную, сколько качественную сторону его учения. Определить их -  значит найти ответ на вопрос: как может учиться студент в условиях оптимального варианта организации учебного процесса? Знание учебных возможностей каждого обучающегося и всего коллектива в целом очень важно для оценки эффективности учебного процесса по его конечным результатам и, следовательно, для выявления лучших его образцов. При этом не столь важны сами по себе уровни учебных возможностей студентов, сколько тенденции их изменения.  Лучшим вариантом организации учебного процесса следует считать такой, в условиях которого обнаруживается тенденция постоянного роста учебных возможностей каждого обучающегося или их стабильное развитие.

     Определяя лучшие образцы педагогического опыта, следует брать во внимание не сами по себе учебные возможности, а показатели их реального использования в учебном процессе при сохранении тенденции роста или стабильности. Иначе говоря, необходимо достигнутые фактические результаты обучения соотнести с потенциальными учебными возможностями обучающихся. Например, оценивая успеваемость студента по какой-либо дисциплине, мало сказать, что он учится на «отлично», «хорошо» или «удовлетворительно». Необходимо установить так же, как он может учиться, и какая тенденция развития его учебных возможностей обнаруживается в течение более или менее длительного периода времени. Лучшим следует считать обучение, в условиях которого каждый обучающийся занимается в соответствии с присущим ему уровнем развития учебных возможностей, несмотря на внешние показатели этого уровня.

     Такой подход к выявлению передового педагогического опыта исходит из идеи оптимизации учебного процесса.

     В научно-педагогической и психологической литературе указывается на то, что об эффективности любой деятельности судят по ее результатам. Чаще всего в качестве показателей педагогической эффективности обучения используют: подготовленность обучающихся, т.е. качество их знаний, умений и навыков, уровень развития и степень воспитанности. При этом уровень воспитанности не является результатом работы только отдельного преподавателя или даже коллектива педагогов. Точно так же и общее развитие зависит не только от организации учебного процесса,  а значит, по нему нельзя судить об эффективности собственно педагогической деятельности.

     Одним из критериев выступает, прежде всего, отношение студентов к изучаемому предмету. Оно выражается таким показателем, как число обучающихся, проявляющих глубокий и устойчивый интерес к данной дисциплине, по сравнению с общим количеством студентов, которых учит этот педагог. Именно познавательная активность обусловливает и характер учебной работы обучающихся, и ее результаты.

     Другой важнейший показатель эффективности учебного процесса – подготовленность студентов к самостоятельному приобретению знаний и их практическому применению в нестандартных ситуациях.

     При сравнении педагогического опыта и оценке его эффективности необходимо учитывать такие характеристики работы преподавателя, как:

     относительная стабильность результатов обучения. Только высокие достижения в течение длительного времени дают основание для предположения о наличии передового педагогического опыта.

     комплексность решения всех педагогических задач, осуществляемых средствами данной учебной дисциплины;

     научно-педагогическая обоснованность применяемой методики. К сожалению, создание опыта нередко ведется на эмпирическом уровне, в отрыве от теории. В результате часто «открывается» то, что давно стало достоянием науки и практики. Подлинно передовой  педагогический опыт создается не интуитивно, а на основе научных теорий и осмысляется  в категориях педагогической науки.

     Изучающий опыт должен предварительно определить, что станет предметом анализа, какие вопросы его интересуют, какие сведения необходимо собрать, какими методами он будет пользоваться, в какой форме лучше фиксировать полученную информацию.

     Так, эффективность занятия обеспечивается, прежде всего, подготовительной работой преподавателя. Поэтому нужно сначала установить, исходя из особенностей и специфики учебной дисциплины, как педагог осуществляет комплексное планирование задач обучения, воспитания и развития студентов, как отбирает содержание учебного материала для занятия, как учитывает особенности группы и отдельных обучающихся, как определяет тип занятия и его структуру, какими принципами руководствуется при выборе метода обучения, приемов, средств наглядности, ТСО и т.п.

     После этого предметом анализа становится само занятие, в процессе которого реализуется его замысел, выраженный в проекте учебного процесса.

    Анализ занятия следует проводить, ориентируясь на такие основные характеристики учебного процесса, как цель и конкретизирующие ее учебно-воспитательные задачи, содержание учебного материала, методы обучения, формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся, принципы обучения. Причем в центре внимания должны быть не сами педагогические явления,  а связи, взаимозависимости между ними. Чаще всего изучающего опыт интересует, как влияет тот или иной элемент учебного процесса на конечные результаты, например педагогические средства активизации учения студентов на качество их знаний.

     Обобщение опыта дает возможность увидеть за отдельными фактами главное – педагогическую идею, которая в них материализуется.

     Таким образом, изучение и обобщение лучшего педагогического опыта, наряду с профессионально-педагогическим самообразованием, становится предпосылкой организации методической работы преподавателя, т.е. конструирования оптимального учебного процесса.

           

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по внедрению технологии «Формирование диалогического опыта личности в процессе изучения литературы», разработанной Светланой Владимировной Беловой.

Опыт моей пятилетней работы показал, что в ситуации не-чтения учащимися программных произведений данная технология является одной из самых действующих, помогающей развитию диалогичности не только личн...

Обобщение педагогического опыта по теме «Изучение лексики и грамматики английского языка путем работы с текстами зарубежных песен на занятиях»

Не одно поколение преподавателей и учителей внедряют в свою творческую работу песни на иностранном языке. Но что же может дать песня на английском языке в изучении языка? Достаточно, чтобы выучить опр...

Обобщение педагогического опыта на тему "Формирование коммуникативных УУД учащихся в изучении иностранного языка на разных ступенях образования"

Материал содержит теоритический материал по данной теме, рассмотрены основные технологии, используемые мной для формирования коммуникативных УУД,  упражнения, которые я применяю на своих уроках п...

Обобщение педагогического опыта по теме: «Применение информационных технологий как средство повышения мотивации к изучению математики»

Обобщение педагогического опыта по теме: «Применение информационных технологий как средство повышения мотивации к изучению математики»...

Обобщение педагогического опыта «Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи посредством опоры на нестандартное использование произведений живописи с учетом расширения форм работы и социокультурное наслед

Обобщение педагогического опыта «Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи  посредством опоры на нестандартное использование  произведений ...

Практическое обобщение педагогического опыта "Творческие работы обучающихся и их значение при изучении физики"

Практическое обобщение педагогического опыта "Творческие работы обучающихся и их значение при изучении физики"...

Развитие творческой активности учащихся при изучении информатики. Обобщение педагогического опыта

Представители многих научных направлений и школ, рассматривающие развитие человека, его личностных, психологических, дидактических и других качеств, подтверждают продуктивность протекания данного проц...