Обучение чтению младших школьников на английском языке в рамках ФГОС.
статья по теме

Степаньян Яна Валерьевна

Данная работа посвящена некоторым проблемам возникающим в ходе обучения чтению младших школьников на английском языке и способы их решения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_problema_obucheniya_chteniyu.docx16.51 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема обучения чтению младших школьников на английском языке.

Учащиеся младшего школьного возраста характеризуются большой восприимчивостью к изучению языков, что позволяет им овладевать основами общения на новом для них языке с меньшими затратами времени и усилий по сравнению с учащимися других возрастных групп.

На современном этапе развития общества со всей очевидностью возрастает роль чтения.

Таким образом, чтение сегодня является не только одним из средств обучения – источником поступления новых слов в словарный запас ученика и отправная точка для разнообразных высказываний диалогического и монологического характера. Чтение стало восприниматься и как одна из основных целей обучения – источник получения новой интеллектуальной и эстетической информации, который заметно обогатит личность ученика, если процесс обучения выработает у него умение и привычку пользоваться этим источником. Обучение чтению сопутствует достижению следующих целей:

- формирование умения общаться на иностранном языке на элементарном уровне с учётом речевых возможностей и потребностей младших школьников в устной (аудировании, говорении) и письменной (чтение и письмо) формах;

- приобщение детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка: знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;

- развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений; развитие мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;

- воспитание и разностороннее развитие младшего школьника средствами иностранного языка.

Основой при обучении иностранному языку в начальных классах, вне всякого сомнения, является обучающая игра, поскольку в игре наиболее полно и порой с неожиданной стороны проявляются способности ребенка, с её помощью легко преодолевается психологический барьер в общении на иностранном языке.

Основными задачами обучения чтению на английском языке в начальной школе являются:

- прочное усвоение буквенно-звуковых соответствий;

- формирование технических навыков чтения (техника чтения), в частности скорости чтения;

- формирование навыка соотнесения графического образа слова с его звуковым  образом на основе знания основных правил чтения, соблюдать правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом;

- формирование основ коммуникативного умения читать.

Дети овладевают звуками, интонацией, словами, грамматическими формами, выполняя  речевые  действия  с языковым материалом и решая разнообразные задачи общения. Все формы и виды общения взаимодействуют друг с другом, и обучение  им  также  осуществляется взаимосвязано: дети читают  то,  что  усвоено  в  устной  речи  (слушании  и говорении), рассказывают о том, что они читают.  

В процессе формирования навыков чтения необходимо преодолеть массу трудностей. Прежде всего, это трудности, связанные с овладением техникой чтения, которая предполагает усвоение системы графических знаков, отличных от родного языка, формирование навыка звуко-буквенных и буквенно-звуковых соотнесений, синтагматического чтения.  Необходимо тщательно работать над техникой чтения вслух, так как учебные действия формируются сначала во внешней речи, а затем переводятся во внутренний план. Важно скорее подвести к этапу целостного восприятия блоков слов, иначе пословное чтение будет тормозить понимание содержания. Овладение техникой чтения сопровождается умственной работой по смысловому распознанию зрительных форм, значит необходимо обучать технике чтения на знакомом материале с элементами новизны. Обучение технике чтения на иностранном языке должно осуществляться на хорошо известном лексическом материале, уже усвоенном в устной речи. А это достигается в результате проведения устного вводного курса, устного опережения. Устное опережение помогает в содержательном плане, то есть учащиеся должны понимать то, что они читают, но практически не помогает в процессуальном плане. Многочисленные факты расхождения между графемно-фонемными системами родного и иностранного языков, расхождения в произнесении одной и той же буквы в различных буквосочетаниях, а также случаи разного графического изображения одного и того же звука имеют место в английском языке. Овладение чтением на английском языке представляет большие трудности для учащихся, вызываемые графическими и орфографическими особенностями языка. В то же время многие слова в английском языке читаются не по правилам, что в целом обрекает учащихся на заучивание чрезмерно большого количества правил чтения и исключений из них, а также на многократное повторение учебного материала. Таким образом проблема обучения чтению младших школьников является одной из ключевых проблем, требующих особого внимания при выборе обучающих методик и материалов.

В процессе овладения чтением необходимо преодолеть массу трудностей. Для этого учителю следует вовлекать учащихся в активную творческую деятельность, создавая различные ситуации речевого общения, где у учащихся происходит накопление и расширение лексического словаря, как базы для успешного овладения чтением.

В идеале чтение на иностранном языке должно носить самостоятельный характер, осуществляться не по принуждению, а сопровождаться интересом со стороны ребят. Однако практика показывает, что интерес к этому виду речевой деятельности у школьников очень низок.

Данный вид речевой деятельности не является для школьников средством получения информации, повышения культурного уровня или просто источником удовольствия, а рассматривается ими как чисто учебная задача.