Использование наглядного материала при обучении лексике
статья по теме

Машкова Александра Николаевна

Статья по теме "Использование наглядного материала приобучении лексике на начальном этапе обучения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

За последние годы число людей, изучающий иностранный язык возросло. Иностранный язык сегодня становится в большей степени средством жизнеобеспечения общества, т.к. для развития экономики необходимо расширение экономических контактов. Кроме того, иностранный язык дает возможность распространять свою культуру и осваивать новую.

Овладение иностранным языком невозможно без овладения лексикой данного языка, т.к. овладение словом является предпосылкой говорения на данном языке.

Необходимость владеть иностранными языками, следовательно, изучать их, стоит перед людьми на протяжении всего существования человеческого общества. Проблемы, проявляющиеся в процессе обучения Иностранному языку, приводят к постоянному поиску наиболее эффективных методов и приемов. Актуальность выбранной темы определяется наличием недостатков в освоении лексической стороной речи, которые проявляются, прежде всего, в небольшом словарном запасе учащихся, в недолговременном удержании слов в памяти и забывании их значения, в неумении использовать знакомые слова в речи. Без знаний лексических основ, без формирования лексических навыков невозможно обучение иностранному языку, поэтому изучение данного вопроса актуально в настоящее время, так же, как и во все другие времена.

Проблемой обучения лексике Иностранного языка занимались Рогова, Пассов, Ляховицкий, Маслыко, Кэмбел, Нбюнен, Рэдмен, Вэйл, Скриненер и многие другие отечественные и зарубежные исследователи. И почти все авторы, которые занимались этим вопросом, отмечают специфические трудности лексического материала. Система лексики недостаточно выделена в лингвистике в отличие от грамматики и фонетики, лексический материал представляет собой совокупность единиц, не имеющих системы. И в связи с этим в обучении лексике существуют определенные трудности.

Большое место при работе по формированию лексических навыков отводится использованию наглядного материала, особенно на начальном этапе. В отечественной и зарубежной методиках имеется колоссальный опыт применения наглядности в процессе обучения иностранному языку. Одним из сравнительно новых наглядных средств является коллаж, который имеет иностранное происхождение, и был впервые предложен немецким методистом Б.-М. Мюллером, как «вспомогательный методический прием при самостоятельном изучении страноведческого содержания на уровне знаний и поведения». Для улучшения качества обучения английскому языку в настоящее время широко используются компьютеры и Интернет. Компьютеризация учебного процесса рассматривается как один из актуальных факторов организации обучения. В компьютерной лингводидактике можно выделить следующие преимущества:

  1. Применение компьютера позволяет повысить эффективность учебного процесса - увеличить скорость усвоения материала, активизировать речевую деятельность, достичь учебной цели наиболее рациональным способом, облегчить работу преподавателя и учащихся, сократить время обучения
  2. Компьютер используется в качестве средства справочно-информационного обеспечения учебного процесса т.к. позволяет получить максимальное количество информации за кратчайшее время
  3. Компьютер в процессе обучения иностранным языкам выполняет функции, как преподавателя, так и учащихся. Например, справочно-информационные системы могут рассматриваться, с одной стороны, как средства, реализующие информационную функцию преподавателя, а с другой стороны, в качестве инструмента информационной поддержки деятельности учащегося.
  4. Компьютер позволяет оптимизировать управление обучением. Преподаватель с помощью компьютера может отбирать материал для обучения, составлять лексические и грамматические минимумы, отбирать тексты и упражнения, анализировать их, самостоятельно составлять компьютерные обучающие программы (КОП)
  5. Учащиеся могут применять ПК (ноутбук) в соответствии со своими индивидуальными потребностями и возможностями: для самостоятельной и домашней работы, восполнения пробелов в знаниях и т.д.

Школьное обучение для ребенка- это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации.

В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации детей можно условно разделить на 3 категории:

Визуалы - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения

Аудиалы - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал

Кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения  и с помощью движений.

Почему нам важно знать, каким образом учащийся воспринимает информацию?

На уроке учитель может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений.

От того, какой канал у ребенка ведущий, зависит освоение многих важных навыков, в данном случае усвоение ЛЕ.

Если учитель знает, к какой категории относиться ученик, ему легче строить с ним отношения. Для того, чтобы выяснить какой ведущий канал восприятия у ученика, было проведено наблюдение по следующим критериям:

  • Словарь общения.
  • Особенности внимания. 
  • Особенности запоминания.
  • Как ученик  записывает домашнее задание.

В заключении следует сказать, что изучение теоретических основ проблемы, а также анализ результатов констатирующего и формирующего экспериментов позволил сделать обобщающие выводы:

- Обучение лексической стороне речи с использованием наглядного материала на занятиях английского языка, существенно повышает речевую активность учащихся;

- Применение на занятиях английского языка коллажа, как одного из видов наглядного материала целесообразно, так как, благодаря использованию коллажа повышается мотивация детей к изучению иностранного языка, наблюдается раскрепощение в общении на иностранном языке.

- Обобщая образовательный процесс можно сделать вывод, что наглядный материал способствует: 1. лучшему освоению лексических единиц (т.е. введение и закрепление новых слов и активизация известных слов), 2. формированию лексических навыков (т.е. выбор лексической единицы адекватно замыслу и правильному сочетанию с другими ЛЕ в соответствии с ситуацией и задачей речевой деятельности.)

- Исследование показало целесообразность вовлечения учащихся в творческий процесс создания собственного наглядного материала, что способствует развитию воображения и креативного мышления учащихся начальных классов

-  Наглядность делает материал более понятным и интересным и дает представление о предметах и явлениях, которые нельзя наблюдать на уроке

- В процессе получения знаний во время урока  устанавливаются связи между вербальным и наглядно- чувственным образом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические приёмы использования наглядного материала на уроках иностранного языка в 5-ом классе при изучении темы « Das Haus. Die Wohnung.»

Данный вид карточек может использоваться на этапе введения, закрепления лексики, а также как один из способов контроля, повышающий мотивацию, способствует более эффективному усвоению и закреплению лек...

Использование наглядных пособий при обучении иностранным языкам.

Предлагаю вашему вниманию статью об использовании наглядных пособий на уроках иностранного языка. Надеюсь, статья будет полезной коллегам....

Использование интернет-ресурсов в обучении лексике на уроках английского языка

В нашей школе раньше изучался только немецкий язык. Сейчас дети бывших учеников начинают изучать английский язык и родители не могут оказать им помощь, так как сами затрудняются. Прекрасным подспорьем...

Использование интернет-ресурсов в обучении лексике на уроках иностранного языка

Доклад для августовского городского семинара учителей иностранного языка....

Памятка по использованию наглядного материала на уроках у детей с нарушением зрения

Памятка по использованию наглядного материала на уроках у детей с нарушением зрения...

презентация "Обучение звуко-буквенному анализу слова с использованием наглядного материала"

12 апреля 2019г. принимала участие в работе МО учителей-логопедов, учителей-дефектологов ОО РТ...

Консультация для педагогов на тему: "Использование наглядного материала по развитию речи"

Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов &ndash...