Языковая личность и лингводидактика
статья по теме

Кудрявцева Марина Геннадьевна

        Языковая личность - это совокупность способностей к иноязычному общению на основе личностного опыта. При обучении языковой личности среди других подходов  к организации образовательного процесса важен личностно-ориентированный подход.

        Лингводидактика - это наука, которая занимается теорией овладения языков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yazykovaya_lichnost_i_lingvodidaktika.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

«Языковая личность  и лингводидактика»

Учитель немецкого языка  школы ГБОУ СОШ №1987

Кудрявцева М.Г

ХХ век, и особенно его последние десятилетия, явился веком интеграции в различных областях общественной, культурной и научной жизни. Образовательная сфера также не является исключением. А. П. Лиферов, исследуя проблему интеграции мирового образования, пишет, что «…усиление взаимодействия стран, принадлежащих к различным «мегаблокам», процесс взаимной адаптации территориальных хозяйственных структур все более ослабляют изоляционистские тенденции, и отдельные государства, как и целые регионы, во все возрастающей мере втягиваются в мировое общество… Подчиняясь глобальным  тенденциям интернационализации, современное образование в разных своих частях с разной интенсивностью, последовательностью и результативностью все же движется в сторону взаимного сближения и взаимодействия» (Лиферов А. П., 1977, с. 59). Существенную роль в интеграционных процессах играет также научно-техническая революция, обусловленная складывающейся инфраструктурой электронных средств хранения, переработки и передачи информации. В связи с этим роль языкового образования трудно переоценить. ЮНЕСКО определяет в настоящее время в качестве стратегической задачи переход человечества от культуры войны к культуре мира. Навыки и умения диалога и переговоров между народами, поиска того, что людей объединяет, последовательного стремления к демократии составляют аспекты гуманитарного образования.

Лингводидактика – относительно молодая научная дисциплина, восходящая своими истоками в 1970-е годы. В этот период практическое владение иностранными языками стало насущной потребностью людей. Необходимостью явилось,  как дать  описание механизмов усвоения языка, так и управлять этими механизмами в учебных условиях. Теорией овладения языков  и  занимается лингводидактика.

Результатом образования в области современных неродных языков призвана стать сформированная языковая личность. Это  личность, выраженная в языке и через язык (Ю. Н. Караулов). Языковая личность определяется как совокупность способностей к иноязычному общению на основе личностного опыта. При обучении языковой личности  среди других подходов к организации образовательного процесса  важен личностно-ориентированный подход.

Учет личностного компонента при организации учебно-познавательной деятельности означает, что все педагогические решения должны преломляться через призму личности обучаемого. Личностно-ориентированное образование означает «раскрепощение педагогических отношений, изменение самой их сути, выход из системы подчинения или противостояния в систему сотрудничества. Это изменение тактики и стратегии образования, его поворот к человеческому фактору, гуманизации образования, что означает его «очеловечение» и требует пересмотра, переоценки всех компонентов педагогического процесса в свете их человекообразующей функции. Человек ставится в центр педагогического процесса. Основным смыслом становится развитие  личности и ее  творческих возможностей. Функция преподавателя меняется, он отказывается от диктата. Преподаватель становится партнером, стимулирующим творческое взаимодействие членов коллектива. Нормой общения становится доброжелательность, сопереживание, щедрость на похвалу. Гуманизация  образования, вызванная самой жизнью, означает глубокие качественные преобразования в методике обучения, смещение всех акцентов на человеческий, личностный фактор. В качестве главной цели наряду с приобретением знаний ставится цель развития личности средствами того или иного учебного предмета, а в нашем случае с помощью иностранного языка.  Концепция личностно-ориентированного образования утверждает идеи сотрудничества, диалога.

Поскольку контингент одной учебной группы может быть самым разнородным как по уровню знаний, так по индивидуальным психологическим данным, важно учитывать такие свойства языковой личности, как тревожность, эмоциональную стабильность, а главное, основные особенности их психических функций, проявляющихся во внимании, памяти, мышлении.

Такое индивидуальное свойство личности как «тревожность» отрицательно сказывается на результатах обучения. В состоянии тревожности  обучаемые  испытывают чувство неполноценности, дискомфорта на занятиях, не могут переступить барьер боязни говорения на иностранном языке. В этом случае требуется индивидуальный подход , постепенное снятие чувства скованности.

В зависимости от типа нервной системы школьники  по-разному проявляют себя в процессе овладения иностранным языком. Так называемые «экстраверты» с интуитивно-чувственным способом мышления успешно проявляют себя в устной речевой деятельности. «Интроверты» с рационально-логическим способом мышления тяготеют к логико-грамматическому аспекту языка.

Экстраверты характеризуются общительностью, импульсивностью, оптимистичностью. Они легче и быстрее приобретают любые иноязычные коммуникативные навыки, чувствуют себя раскованно в процессе речевого общения, редко теряются, если допускают грамматические и лексические ошибки, охотно идут на партнерское иноязычное общение. Это дает возможность преподавателю реализовать на занятиях ситуативные игры и коммуникативные задачи, требующие интенсивной речевой деятельности.

Интроверты отличаются замкнутостью, сдержанностью, пессимистичностью, обладают большой устойчивостью при выполнении письменных языковых заданий, предпочитают выполнять индивидуальные упражнения, переводить тексты со словарем. При партнерском общении они испытывают некоторую скованность. Это требует от преподавателя составления для них заданий для самостоятельного индивидуального поиска требуемой информации, для составления аннотаций и рефератов.

Успешность иноязычного устно-речевого профессионального общения связана в основном с экстравертированностью, так как обучаемые с данными свойствами личности более способны к речевому общению, к коммуникативной деятельности, у них лучше развито творческое мышление, воображение. У них  нет барьера боязни говорения на языке в отличие от студентов-интровертов, которые хотя и обладают другими свойствами личности, но при наличии языковых знаний, способностей к языку, серьезного отношения к учебе, выполняют с должной ответственностью и те речевые ситуативные задания, которые не соответствуют их индивидуальным психологическим свойствам и не пробуждают в них должного интереса, в результате чего они не полностью реализуют свои возможности и способности.

В настоящее время в условиях развития рыночных отношений и международных связей у значительной части населения возникает практический интерес к быстрому и эффективному овладению иностранными языками. По мнению ряда ученых, наиболее близка к решению проблем, связанных с ускоренным овладением иностранных языков, интенсивная методика обучения. Основную цель интенсивного обучения можно определить как овладение с определенным успехом знаниями, умениями, навыками изучаемого предмета при максимальной мобилизации интеллектуального, творческого потенциала группы и преподавателя при минимальных затратах времени и сил. Речь идет об обучении, цели и средства которого направлены на развитие всех видов коммуникативной деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма. Обучение всем видам коммуникации осуществляется в тесной взаимосвязи, но при дифференцированном подходе к каждому из них. Предполагается высокий темп и динамичность ведения занятия, необходимость постоянного поддержания интереса и высокого эмоционального тонуса обучающихся. Немаловажную роль играет предварительное тестирование слушателей. Легкая, игровая форма занятий призвана снять излишние трудности в овладении языком. Эффективность обучения зависит от группового сотрудничества в условиях максимальной доброжелательности и тактичности в общении. Существенно повышается мотивация к изучению предмета как следствие интересно организованного дидактического процесса, построенного на ролевой игре,  когда играющие ставятся в проблемную ситуацию, выход из которой они должны найти сами. Возможность опоры на игровую деятельность позволяет обеспечить естественную мотивацию речи на иностранном языке, сделать интересными и осмысленными даже самые элементарные высказывания.

При разыгрывании речевых ситуаций к ученикам  с хорошими языковыми знаниями можно эффективно подключать и «слабых»  с тем, чтобы они принимали участие и в составлении сценария беседы, и в разыгрывании ролей. «Сильные» ученики  помогают им составлять маленькие роли, подсказывают слова и фразы, давая им почувствовать себя равноправными участниками беседы и поверить в возможность овладения  иностранным языком.

Важным является изучение интересов и потребностей ученика, его коммуникативных и эмоционально-волевых особенностей, а индивидуализм выразится потом в выборе того вида деятельности, в которую наиболее рационально включить данного индивида в целях развития его способностей.

Успешность обучения профессионально ориентированной речевой деятельности школьников зависит в значительной степени от умелого управления этой деятельностью. Управление следует рассматривать как целенаправленное воздействие педагога на психику и мотивационную сферу обучаемого в процессе развития и формирования его личности.

Одной из важнейших воспитательных задач при обучении иностранному языку является нравственное воспитание. Нравственное воспитание проводится в ходе всего процесса обучения и тесно связано с решением практических задач – обучением речи и чтению.

Преподавание иностранного языка теснейшим образом связано с воспитанием ответственности за свои действия и поступки, любви к родной стране, ее культуре, природе, языку. Процесс обучения направлен на формирование у  школьников уважения к народу и культуре народа и страны, язык которой они изучают. Внимание  всегда обращено на то, как следует вести себя в общественных местах и дома, культуре быта, какие делать подарки, как их преподносить, как говорить по телефону, как держаться и на многое другое. То есть иностранный язык как учебный предмет обладает большим потенциалом воспитательного воздействия.

Разнообразие форм организации учебного процесса по овладению иностранным языком приучает  к самостоятельности, развивает творческое мышление, побуждает к развитию познавательных возможностей. Особую роль приобрели здесь проекты. В основе проекта всегда лежит какая-то проблема. В процессе ее решения нужно не только знание языка. Ученики овладевают также определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями.

Обучая  иностранному языку, мы избегаем излишних поучений, отобранный материал не предполагает, как правило, однозначного ответа и носит проблемный характер.

При интенсивном методе обучения обучаемые говорят на иностранном языке «то, что им хочется сказать» (У. Риверс). Для этого они должны быть поставлены в личностно-значимые для них ситуации. Основные принципы интенсивного метода обучения следующие:

- обучающийся изучает язык, общаясь на нем,

- в центре внимания – личность обучающегося,

- курс обучения должен быть ориентирован на удовлетворение речевых потребностей ,

- овладение языком должно осуществляться в ходе творческой деятельности, которая стимулирует познавательную активность студента,

- активное взаимодействие всех участников учебного процесса: и учеников, и преподавателя в обстановке сотрудничества, соревнования,

Важную роль играет внедрение научной организации труда (НОТ) в деятельность руководителей учебных заведений, преподавателей и обучаемых. Это минимум затрат сил, средств, времени и максимум результата. Важен не любой результат, а, прежде всего тот, который достигается быстро, легко, экономично.

Данные исследований показывают, что основными задачами в этом направлении в любом образовательном учреждении служат:

- исключение нерационального расхода времени, особенно его потерь;

- четкое и конкретное планирование;

- укрепление трудовой и учебной дисциплины учебно-педагогического коллектива и обучающихся;

- повышение квалификации и педагогического мастерства;

- организация рабочего места с учетом научных рекомендаций;

- оптимальный режим труда и отдыха, их чередование;

- постоянное совершенствование условий труда;

- внедрение технических средств в образовательный процесс.

       Не менее важна реализация принципа доступности и посильности информации  а также  проблемности в обучении. Создание проблемной  ситуации направляет мысль обучающихся на самостоятельный поиск ответа.

Преподаватели, подходящие к организации своих уроков творчески, а не формально, учитывая низкую эффективность их второй половины, стремятся вначале давать наиболее сложные задания, а вторую часть урока отводят творческой, активной самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучаемых. Так, учитывая естественную утомляемость человеческого организма в результате продолжительной и однообразной деятельности, составители концертных программ выпускают интересного артиста всегда в конце программы. Известно, что при интеллектуальной деятельности человека имеют место так называемые кризисы внимания. В начале они следуют друг за другом через 14-18 минут, затем через 11-14 минут , третий кризис – через 9-11 минут, четвертый и все последующие – через 5-6 минут. Вот почему в ходе урока необходимы повторы,  неоднократное акцентирование внимания на самом важном и постоянное его подчеркивание. Чередование и смена видов деятельности обучающихся в ходе занятий – очень важный момент в их организации. Однообразная деятельность очень утомительна для любого человека.

Важно умение преподавателя наладить и поддерживать на должном уровне обратную связь со всеми обучающимися в ходе всего урока.  Крупская говорила: «Важен вопрос умения поголовно всех ребят втянуть в активную работу. Не тот учитель хорош, который работает с группой наиболее сильных учащихся и достигает очень большого, а тот учитель хорош, у которого все ребята поголовно имеют определенные достижения» (Указ. Соч. Т. 3. С. 573). Данное положение чрезвычайно актуально и в наши дни.

Литература:

1. Гальскова Н. Д. , Гез Н. И. «Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика».

2. Давыдова Э. Р. «Иностранный язык и специальность».

3. Карманова Г. В. «Компьютер, Интернет, электронная почта при обучении иностранному языку».

4. Латышева О. А. «Обучение иностранному языку и воспитание личности студента».

5. Симонов В. П. «Педагогический менеджмент. Ноу-хау в образовании».

6. Волгоградский государственный педагогический университет. Центр интенсивного обучения иностранным языкам. «Интенсивное обучение иностранным языкам: проблемы методики и лингвистики». Сборник научных статей. (Волгоград 2001).

7. «Интенсивное обучение иностранным языкам: проблемы методики и лингвистики. Сборник научных статей. Выпуск 2.(Волгоград, 2004 г).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ (ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ ПО АВТОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ Б.С.ДЫХАНОВОЙ )

Это небольшой опыт моей работы по авторской технологии преподавания литературы профессора Воронежского педагогического университета Б.С.Дыхановой. Очень интересно было работать. Учила детей и училась ...

Работа с текстом на уроках иностранного языка как средство формирования языковой личности.

В соответствии с формированием новой парадигмы образования, приоритетной целью воспитания и обучения выступает не совокупность знаний, умений и навыков, а создание оптимальных условий для своб...

Языковая личность автора объявления о знакомстве

Данная работа относится к исследованиям, посвященным изучению обобщенного образа языковой личности и рассматривает языковую личность автора объявления о знакомстве.  К числу важнейших функци...

Методическая система учителя русского языка и литературы "Воспитание элитарной языковой личности в процессе обучения русскому языку и литературе"

Переход России из индустриального в постиндустриальное (информационное) общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале, привел к процессам глобализации, информатизации,...

Языковая картина мира и проблемы формирования языковой личности школьника.

В современной лингвистике в результате бурного развития семантики и прагматики, сопоставительного изучения языков, усилившихся контактов с поэтикой и логикой идея систематической и национально-своеобр...