Современные технологии и английский язык.
статья по теме

Цыганова Маргарита Генриховна

Одна из задач, стоящих перед выпускниками в будущем десятилетии, звучит так: "Доля  выпускников, способных критически мыслить, плодотворно работать в коллективе и решать поставленные задачи, должна существенно возрасти". Самый дорогостоящий товар - это мыслящие и образованные взрослые люди. Цель системы образования должна состоять в том, чтобы их было как можно больше. Поэтому одним из актуальных направлений, разрабатываемых современной педагогической наукой, является проблема критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennye_tekhnologii_i_angliyskiy_yazyk.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Современные технологии и английский язык.

Одна из задач, стоящих перед выпускниками в будущем десятилетии, звучит так: "Доля  выпускников, способных критически мыслить, плодотворно работать в коллективе и решать поставленные задачи, должна существенно возрасти". Самый дорогостоящий товар - это мыслящие и образованные взрослые люди. Цель системы образования должна состоять в том, чтобы их было как можно больше. Поэтому одним из актуальных направлений, разрабатываемых современной педагогической наукой, является проблема критического мышления. Под критическим мышлением ряд авторов подразумевают следующее: думать критически означает проявлять и использовать исследовательские методы, ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов.

Цель критического мышления — тестирование предложенных идей: применимы ли они, как можно их усовершенствовать и т. п. Ваше творчество будет малопродуктивным, если вы не сможете критически проверить и отсортировать полученную продукцию. По мнению американского философа и педагога Джона Дьюи, критическое мышление возникает тогда, когда ученики начинают заниматься конкретной проблемой. «Главный вопрос, который должен быть задан по поводу ситуации или явления, взятого за отправную точку процесса обучения, есть вопрос о том, какого рода проблемы это явление порождает».

Три основные фазы в технологии развития критического мышления:

Вызов позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности; побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Реализация (осмысление) позволяет ученику: получить новую информацию; осмыслить ее; соотнести с уже имеющимися знаниями.

Рефлексия. Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания, новой информации учеником; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Основные методические приёмы работы

Метод Инсерт (insert). При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки. Пометки должны быть следующие:

– v если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;

– если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали;

+ если то, что вы читаете, является для вас новым;

? если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

После чтения текста с маркировкой учащиеся заполняют маркировочную таблицу Инсерт, состоящую из 4-х колонок. Причём, заполняется сначала 1-я колонка по всему тексту, затем 2-я и т.д. После или в процессе заполнения таблицы идёт обсуждение получившихся результатов, и это придаёт развитию коммуникативной компетенции очень живой и естественный характер.

Разбивка на кластеры. Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Интерактивная стратегия «Таблица Знаем (З) – Хотим узнать (Х)– Узнаем (У)» Учение начинается с активизации того, что дети уже знают по данной теме. Когда дети начнут предлагать свои идеи, выписывайте их на доску в первую колонку таблицы. Попросите учащихся записать в рабочую таблицу любые вопросы, которые у них возникли, и ответы на которые они рассчитывают получить при чтении данной статьи. Предложите учащимся при чтении статьи помечать ответы на свои вопросы в таблице. Когда заполнят свои рабочие таблицы, обсудите, чтобы проверить, на всё ли получен ответ. Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали.

Творческая форма рефлексии – Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, состоящее из пяти строк. Правила написания синквейна: в первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным), вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными ), третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы),  четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой), последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. В рамках критического мышления существует множество других технологических приемов. Комбинируя эти приемы, можно адаптировать урок к конкретному материалу и к уровню развития учащихся. Я применяю следующие приемы: парная или групповая мозговая атака (мозговой штурм), составление «кластеров», заполнение конструктивных полей, систему маркировки текста «инсерт», таблицы «Плюс – Минус - Интересно», «Знаем-Хотим узнать - Узнали». Можно комбинировать вышеназванные приемы, а также обратиться к групповому подведению итогов, обсуждению результатов, возвратиться к поставленной в начале урока проблеме и проверить, нашла ли она свое решение. Развивать творческое начало учащихся можно, давая задание придумать «синквейн», написать эссе, сделать иллюстрации и т.д.

Благодаря критическому мышлению учение из рутинной «школярской» работы превращается в целенаправленную, содержательную деятельность, в ходе которой ученики проделывают реальную интеллектуальную работу и приходят к решению реальных жизненных проблем. Собирая данные, анализируя тексты, сопоставляя альтернативные точки зрения и используя возможности коллективного обсуждения, они ищут и находят ответы на волнующие их вопросы.

В завершение остается добавить, что каждый из нас волен выбирать, в каком мире ему жить – многомерном цветном или в плоском черно-белом, а также, кем быть - критически мыслящим человеком или просто жить, ни о чём особо не задумываясь, и иногда удивляться, почему течение жизни бросает его, как щепку, то в одну, то в другую сторону.

Литература:

1. Балашова Наталья Александровна, Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»

2. Клустер Дэвид, “Что такое критическое мышление?” 

3. Низовская Ирина, «Критическое мышление – это…».

4. Халпер Дайана,  «Психология критического мышления».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль мультимедийных средств в современной коммуникативной технологии преподавания английского языка

статья посвященна использованию современных мультимедийных средств на уроках английского языка...

Современные технологии обучения английскому языку как иноязычной коммуникативности на "пороговом уровне" в едином образовательном пространстве

Современные  технологии  обучения  английскому  языку как  иноязычной коммуникативности на "пороговом  уровне"  в  едином  образовательномпространств...

Современные педагогические технологии обучения английскому языку детей с ОВЗ (из опыта работы учителей иностранных языков МБОУ «СОШ № 19» г. Чебоксары)

Данный материал является обобщением опыта в области инклюзивного образования и обучения детей с ОВЗ английскому языку, который может использовать учитель с любым опытом работы. Применяя новые педагоги...

Доклад «Выявление и развитие одарённых детей на основе использования современных технологий обучения английскому языку» (с презентацией)

Доклад «Выявление и развитие одарённых детей на основе использования современных технологий обучения английскому языку»...

Проект, как одна из современных технологий обучения английскому языку

Метод  проектов входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Метод проектов - один из интерактивных ...

Современные технологии обучения английскому языку - обучение в сотрудничестве (cooperative learning)

Одна из современных технологий обучения английскому языку — обучение в сотрудничестве (cooperative learning). Идея обучения в группах относится к 1920-м годам, но разработка технологии совместно...