ТОГИС – как средство развития когнитивных способностей
статья по теме

Алеева Нелли Владимировна

В данной работе излагается  видение использования метода проекта в учебной практике. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aleeva.docx68.54 КБ

Предварительный просмотр:

ТОГИС – как средство развития когнитивных способностей

Алеева Нелли Владимировна,  преподаватель

отдельной дисциплины иностранный язык

Скажи, и я забуду.

Покажи, и я запомню.

Вовлеки, и я научусь.

  1. Актуальность использования ТОГИС

Научно-технический процесс предъявляет высокие требования к совершенствованию учебного процесса. Эти требования обуславливают необходимость повышения эффективности обучения, вооружению учащихся методами и приемами самостоятельной учебной работы, выработке умения и потребности самостоятельного добывания знаний. От того, как ученик может применить свои знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развитие творческих способностей. В настоящее время в образовании наблюдается возросший интерес к методу проекта (ТОГИС), как форме организации учебного процесса, позволяющей обучить учащихся умению получать знания через свою деятельность. Именно проектная деятельность позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности.

Использование метода проекта в педагогической практике показывает, что учащиеся умеют:

  • устанавливать причинно-следственные связи, строить умозаключения, выражать свою мысль;
  • ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно работать с различными источниками;
  • могут выполнить самостоятельно некоторые практические работы по заданной теме.

Считаю, что именно метод проекта (ТОГИС) обогатит учебный процесс, позволит образованию стать свободным, открытым, обновляющимся и будет способствовать самопознанию, самоопределению и самореализации личности.

В данной работе излагаю свое видение использования метода проекта в учебной практике. Предлагаю материал по организации метода проекта на уроках и во внеурочной деятельности.

  1. Проект, как метод обучения

Технологии Образования в Глобальном Информационном Сообществе.

Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание». Это толкование получило свое дальнейшее развитие: «Проект – прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т.п., а проектирование в конце XX века превратилось в наиболее распространенный вид интеллектуальной деятельности».

Метод проектов – это определенная совокупность учебно-воспитательных приемов, позволяющих решить ту или иную проблему в процессе самостоятельной деятельности учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Можно сказать, что метод проектов – это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов. В ходе проектной деятельности учащиеся достигают цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным результатом, обладающим субъективной и объективной новизной. Отсюда видно, что проектное обучение отличается от других форм деятельности:

  • наличием идеи, предлагающей новое решение существующей проблемы;
  • вещественной формой конечного результата;
  • необходимостью реализации проекта;
  • возможностью массового использования и результатами проектирования.

В центре проектной  деятельности  находится ученик, у которого появляется возможность реализовать себя, проявить активность, ощутить успех. Ученик имеет возможность применить собственный опыт, соединить теоретические и практические знания, умения, навыки.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательской деятельности.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних - инициатором может являться учитель, тему проекта подсказывает учебная ситуация по предмету. Целью таких проектов является  углубление и систематизация знаний учащихся по учебной теме. В других случаях - тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.  Темы проектов должны относиться  к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету.

Целью метода проектов является развитие самообразовательной активности у учащихся. В результате своей творческой практической деятельности обучаемые создают конечный продукт в виде новых знаний и умений.

С помощью ТОГИС возможно научить учащихся:

  • выявлять и формулировать проблемы;
  • проводить их анализ;
  • находить пути их решения;
  • находить необходимый источник, например, данные в справочной литературе или в средствах массовой информации.

Метод учебного проекта характеризуется как:

  • личностно ориентированный;
  • деятельностный;
  • обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;
  • построенный на принципах проблемного обучения;
  • развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии;
  • формирующий навыки самостоятельности в мыслительной и волевой сферах;
  • воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;
  • здоровьесберегающий.

Велико разнообразие учебных проектов: от проекта на один урок до проекта на весь учебный год; от мини-проектов для изучения предметных тем до межпредметных, внепредметных и внешкольных.

Этапы работы над проектом

  1. Беседа учителя, где выдвигается проблемная ситуация
  2. Постановка проблемы
  3. Выбор темы проекта по поставленной проблеме и распределение по группам (может быть  самостоятельный  выбор темы проекта по поставленной проблеме и  выполнение работы)
  4. Определение цели и задач проекта (в группе или самостоятельно)
  5. Составление плана работы над проектом. 
  6. Сбор информации: анализ предметной и дополнительной литературы; опрос; использование коммуникативных источников; интернет; посещение музеев, выставок, библиотек
  7. Индивидуальные или групповые сообщения для одноклассников и их обсуждение.
  8. Подведение итогов, составление  портфолио (папка документов).
  9. Защита проекта.
  10. Конечный этап работы над проектом – рефлексия.

I этап - подготовка

Учебно-воспитательная задача на данном этапе заключается в привлечении учеников  к изучению нового, именно здесь необходимо замотивировать их  на открытие.

На этом этапе учитель пробуждает в учащихся  интерес к теме проекта, очерчивает проблемное поле, расставляя акценты значимости, предлагая тот или иной ракурс рассмотрения темы.

Если тема уже выбрана, приступать к ее выполнению надо немедленно, пока не угас интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе. Тема проекта должна быть сформулирована естественным  для учеников языком, чтобы она была понятна и вызвала интерес учащихся. Тема должна находиться в зоне ближайшего развития.

II этап – планирование фронтальное

В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы как бы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы – нет деятельности. Проблема проекта обуславливает мотив деятельности, направленный на ее решение. Целью проектной деятельности становится поиск  способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных  условиях.

Для каждой группы можно подготовить инструкционную карту, в которой четко прослеживается вся последовательность проектной деятельность, иными словами алгоритм работы.

III этап – принятие решения в группах

Данный этап является основным. Именно здесь учащиеся  выдвигают свои гипотезы, анализируют, синтезируют свои идеи, выполняют исследовательскую работу. Одним словом происходит «Мозговой штурм». В основе этого метода лежит высказывание самых разных  идей, которые могут способствовать разрешению проблемы. Особенность «Мозгового штурма» - никаких критических высказываний. Принимаются все идеи – и здравые, обдуманные, фантастические и даже абсурдные. Учащиеся выбирают наиболее оптимальные варианты решения проблемы.

Примерный план:

1.Определение источников информации.

2.Планирование способов сбора и анализа информации.

3.Планирование итогового продукта (формы представления результата).

Продукт:

  • отчет (устный, письменный, с демонстрацией материалов);
  • фильм, макет, сборник и др.;
  • конференция, праздник и т.п.;
  • выработка критериев оценки результатов работы;
  • распределение обязанностей среди членов команды

IV этап – выполнение

Учащиеся истинность своих высказываний подтверждают практической работой.

На данном этапе учитель вообще может «потеряться», т.е. стать малюсеньким наблюдателем. Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как учитель их подготовил. Если ученики должны  провести какое-то исследование в рамках проекта, они должны владеть методами и технологиями данного исследования (химического, биологического, физического и т.д.) Когда учащимся не хватает знаний, умений, наступает благоприятный момент подачи нового материала. Учитель постоянно наблюдает за ходом деятельности ребят, за уровнем их самостоятельности. Пускать все на самотек нельзя.

V этап – оценка результатов

Перед защитой проекта учащиеся подводят итоги своей деятельности.

Дается оценка выполнения проекта: достигнуты ли цели, каков результат. Оценивают работу каждого члена группы. Обычно предлагается учащимся оценить работу товарищей по следующим критериям:

  • активность;
  • выдвижение гипотез;
  • помощь товарищам;
  • анализ, синтез, проделанной работы.

VI этап – защита проекта

Цель данного этапа – раскрытие содержания и результатов проекта, которые осуществляются в форме доклада и презентации.

Презентация это не только демонстрация продукта, но и рассказ о своей деятельности, о том, какие были трудности в ходе работы над проектом, какие возникали проблемы, как они обсуждались, какие идеи были отвергнуты, какие приняты и почему, как преодолевались трудности, т.е. получает представление, что и как было сделано во время проектной деятельности.

В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: учащиеся  учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность. При этом демонстрируется и наглядный материал, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений.

Форма презентации может быть разнообразной:

  • Мультимедийная презентация
  • Концерт
  • Итоги исследовательской работы
  • Выставка рисунков и поделок
  • Творческий отчет
  • Деловая игра.
  • Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий.
  • Игра с залом.
  • Инсценировка реального или вымышленного исторического события.
  • Научная конференция.
  • Отчет исследовательской экспедиции.
  • Пресс-конференция.
  • Реклама.
  • Ролевая игра.
  • Спектакль.
  • Телепередача.
  • Экскурсия.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить ощущение гордости за полученный результат.

3. Роль учителя в проектной деятельности

В проектной деятельности коренным образом изменяется характер взаимоотношений как между учениками, так и между учениками и учителем: учащиеся меньше нуждаются в помощи взрослого, чем в условиях традиционного учебного процесса. Помощь педагога становится необходимой лишь при вхождении учеников в совместную работу. Учитель становится организатором учебной деятельности, помощника, координатора и советчика, передает учащемуся свои функции управления учением, тем самым обеспечивая переход от внешнего к внутреннему контролю.

Поведение учителя в процессе работы подчинено инициативе проектантов. Им дана полная свобода даже в понимании и трактовке проблемы проекта и формулировании задачи. Учитель оказывает помощь только тогда, когда это необходимо. Они сами определяют последовательность  своей деятельности, работают самостоятельно.

По завершению работы над каждым проектом учителю необходимо подвести итоги,  какие знания, умения и навыки приобрел ученик в ходе проектной деятельности.

4. Заключение

Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности школьников. В решении данной задачи важная роль отводится новым инновационным  технологиям.

Сегодня мы все чаще говорим о толерантности, терпимости, о толерантной педагогике. Она закладывается тогда, когда мы даем детям возможность научиться понимать и выражать себя, не бояться себя «предъявлять», высказывать свое мнение, даже если оно отличается от позиции остальных, слушать мнение других, вступать в дискуссию. Именно эти качества личности можно развить внедрения в практику метода проектов. Начинать эту работу необходимо в начальной школе.

Приложение 1

Этап – самостоятельные исследования

Приведу пример работы над проектом-исследованием по теме: «Китайские национальные праздники»

  1. Подготовка к проекту

Для самостоятельных исследований и разработки проекта ученикам понадобились ноутбуки. Каждый ученик собирал весь накопленный материал по выбранной теме.

  1. Работа над проектом.

Начали с выбора темы.

По характеру деятельности его участников проект определился как практико-ориентировочный, с элементами творческого, ролевого, исследовательского и информационного.

Накануне «Китайского Нового Года» было предложено обсудить вопрос о «Китайских национальных праздниках». После бесед со сверстниками было решено провести исследование по предложенным темам: «Праздник Лодок-драконов», «Праздник фонарей», «Праздник Весны», «Праздник середины осени».

Было предложено разделиться на 4 группы. Каждая группа должна была определить цель своего научного исследования.

Ученикам  предстояло, и провести наблюдения,  и обобщить полученные материалы, и подготовиться к защите проекта.

 Всю найденную информацию юные исследователи собирали и фиксировали. Впоследствии всю собранную информацию дети структурировали и определяли главное и второстепенное, отбирали наиболее интересные и неожиданные факты и данные, сопоставляли и делали выводы. Кроме того, каждая группа готовилась к защите проекта: изготовили буклеты с содержанием собственного сочинения, подготовили презентацию по теме проекта.

  1. Сообщение результатов (презентация работ).

Через три дня состоялась защита проекта, где участники каждой группы представили свои работы, подвели итоги исследования, сопоставив гипотезу и выводы, представили результаты работы над проектом.

Рефлексия результатов проекта – важный заключительный этап, способствующий осмыслению учеником собственных действий. Учащийся осознает сделанное, примененные им способы деятельности, еще раз обдумывает, как было проведено исследование. По окончании проекта прошло занятие, на котором ученики осуществили рефлексию своей работы, отвечая на вопросы: "Чему я научился?", "Чего я достиг?", "Что сделал?", "Что у меня раньше не получалось, а теперь получается?", "Кому я помог?".

В заключение хочется отметить, что проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей (средство от всех проблем), его следует использовать и как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие творческих способностей у детей на занятиях изобразительным искусством как средство развития общих способностей при формировании гармонически развитой личности"

Главным в обучении является не компьютер, а ориентация на развитие познавательных процессов, самостоятельность в выполнении творческих работ. В этом процессе главное, что каждый ребенок может вы...

Развитие когнитивных способностей учащихся на уроках китайского языка.

Развитие когнитивных способностей учащихся, в первую очередь, связано с тренировкой различных видов памяти в процессе усвоения учебной информации. Кроме этого, важным является освоение способов ...

Развитие когнитивных способностей учащихся на уроках русского языка.

Развитие когнитивных способностей  учащихся на уроках русского языка....

ТОГИС – как средство развития когнитивных способностей (презентация)

В данной работе излагается  видение использования метода проекта в учебной практике....

Семинар по теме: «Игра, как средство развития когнитивных способностей детей с ограниченными возможности здоровья»

Разработка выступления на семинаре по теме «Игра, как средство развития когнитивных способностей детей с ограниченными возможности здоровья», проведенного в рамках недели методического объединени...

Развитие когнитивных способностей обучающихся.

Обучение ребенка в начальной школе - первая и очень значительная ступень в его школьной жизни. От степени освоения им новой учебной деятельности, приобретения умения учиться во многом зависит дальнейш...

Статья "О трёх барьерах на пути развития когнитивных способностей современных подростков"

В статье освещаются проблемы обучения современных подростков, вызванные засилием массмедиа-культуры, вытаснением живого общения опосредованным гаджетами, влиянием вэйпинга на растущий организм....