Метод проектов на уроках английского языка
статья на тему

Проектный метод в образовании – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности обучающихся, развития креативности и одновременно формирования определённых личностных качеств. Три «кита», на которых держится данная технология, это – самостоятельность, деятельность, результативность. Метод проектов относится к технологиям, посвященным личностно-ориентированному подходу в обучении иностранному языку. Он позволяет органично интегрировать знания обучающихся из разных областей при решении одной проблемы, даёт возможность применения данных знаний на практике, генерируя при этом новые идеи. В данной статье рассматриваются этапы работы над проектом, на что необходимо обратить внимание при работе, приводятся примеры данной работы на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_proektov_na_urokakh_angliyskogo_yazyka.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Метод проектов на уроках английского языка

 «Никто не утверждает, что проектная работа поможет решению всех проблем в обучении ИЯ, но это эффективное средство от однообразия, скуки, оно способствует развитию учащегося, осознанию себя как члена группы, расширению языковых знаний. Проект - это также реальная возможность использовать знания, полученные на других предметах, средствами иностранного языка»[2]
Т.В. Душеина

1. Введение: проектная методика на занятиях иностранного языка

Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность обучающемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Метод проектов позволяет учащимся проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося. В обучении английскому языку метод проектов предоставляет возможность учащимся использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни, что, несомненно, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний иностранного языка.

Основные требования к использованию метода проектов: 

  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование истории возникновения празднования  различных праздников в англо-говорящих странах  - Thanksgiving Day, Christmas, Mothers' Day; организация путешествий в разные страны; проблемы семьи; требования к написанию резюме; особенности кухонь мира и т.д.);
  2. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов; 
  3. Самостоятельная  деятельность учащихся;
  4. Структурирование содержательной части проекта;
  5. Использование исследовательских методов:  определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов,  анализ  полученных  данных,  подведение итогов, корректировка,  выводы[4].

Метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводился с учетом практической значимости для изучающего английский язык. Главное - это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут работать в процессе работы над темой программы. Самая главная особенность проектной работы состоит в том, что чаще всего основная деятельность выходит за пределы классного занятия.

Как правило, проект включает несколько стадий.

Начальный этап работы над проектом – введение и обсуждение темы предлагается на обычном занятии. Здесь же обсуждаются способы сбора информации, формы презентации, параллельно дается базовая лексика, грамматика[2].

На втором этапе обучающиеся обычно занимаются деятельностью самостоятельно. Обучающиеся собирают информацию, берут интервью, подыскивают соответствующий иллюстрирующий материал, оформляют свою проектную работу и т.д[2]. Обучающиеся всегда могут обратиться к преподавателю за помощью в плане исключения ошибок из будущего проекта, что-то уточнить или спросить употребление каких-нибудь грамматических конструкций.

На третьем этапе происходит презентация проекта. Презентация может происходить в разной форме. Устная презентация, наиболее трудная, и ее, как правило, выбирают сильные, уверенные в себе обучающиеся. Но помимо того, что она трудная, она еще и более интересная для остальных обучающихся. Слышать, как их однокурсники говорят на иностранном языке, какие интересные факты они обнаружили - это хороший стимул. Каждая группа сама решает, кто за что будет отвечать, распределяют между собой обязанности и роли. Во время презентации остальные группы внимательно слушают, делают записи, а по окончании презентации вносят свои предложения, задают вопросы, комментируют, что больше всего понравилось, а что не очень[2]. Оценка за проекты обычно выставляется по определенному критерию оценок, учитывая не только лингвистическую сторону (беглость, правильность, содержание), но и уровень проявленного творчества, четкость презентации.

2. Практическое применение метода проектов на занятиях иностранного языка

Теперь хочу поделиться своим опытом применения проектной методики при изучении отдельных тем на занятиях иностранного языка.

Проект “Family problems” – “Семейные проблемы”

2.1. Организационный этап

На изучение темы «Семья» на занятиях иностранного языка отведено 4 часа на первом курсе (общеобразовательная дисциплина) и 4 часа на втором курсе в разделе «Социально-бытовая сфера» (общепрофессиональная дисциплина). На первом курсе обучающиеся изучают основную лексику по данной теме, готовят сообщения о своей семье. На втором курсе, учитывая 5 часов самостоятельной работы, отведённой на изучение раздела «Социально-бытовая тематика», целесообразно расширить данную тему, опираясь на полученные на первом курсе знания. На первом занятии активизируется грамматика, необходимая для работы по данной теме, В работе над проектом "Family problems" – ”Семейные проблемы”  обучающиеся закрепляют употребление глагола-связки “to be”, глаголов в настоящем простом времени, порядок слов в повествовательном и вопросительном предложении, повелительное наклонение, множественное число существительных, притяжательный падеж существительных. На занятии активизируется основная лексика,  обсуждаются типы семей, понятие счастливой – несчастливой семьи, причины разногласий в семье. Так ненавязчиво формулируется тема проекта, предмет исследования, цели и задачи  исследования, обсуждается план работы.

На начальном этапе (организационном) очень важно, не только сформулировать тему и конечную цель проекта, необходимо подготовить проведение проекта:

  • разумно определить временные рамки;
  • продумать какие материалы и источники могут использовать обучающиеся;
  •  выбрать оптимальную форму презентации результатов;
  • составить и обсудить примерный план работы.

2.2. Выполнение проекта

Далее наступает самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы над проектом – это сбор информации – обращение к уже имеющимся знаниям, работа с различными источниками информации, поиск новых знаний, формирование собственного мнения и взгляда на предмет исследования.

Именно здесь происходит основная работа преподавателя английского языка со своими студентами, в первую очередь, индивидуальная работа, обсуждаются промежуточные результаты, корректируются ошибки в употреблении языковых единиц. Продолжается совершенствование и расширение лексического запаса. Здесь развиваются навыки написания сочинений на английском языке, улучшаются и закрепляются основные языковые категории: грамматические времена, лексический запас, синтаксическое построение предложений для передачи своей идеи любому человеку, владеющему английским языком. Обсуждаются достоинства и недостатки по каждой конкретной работе. Даются советы, ставятся наводящие вопросы преподавателя, на что следует обратить внимание, какие моменты дополнить, обсуждаются предложения что-то изменить, может быть, что-то добавить или убрать…

У обучающихся исчезает страх перед английским языком, они лучше усваивают его логическую систему. Работа подобного рода дает множество возможностей применить пройденные грамматические явления и структуры. Несомненно, отработанные в такой ситуации грамматические единицы английского языка надежнее закрепляются в памяти обучающегося.

На этом же этапе обучающиеся работают собственно над техническим выполнением проекта. Использование компьютера придает проекту больший динамизм. Студенты сами набирают тексты своих исследований на компьютерах, учатся работать с текстовыми и графическими редакторами, совершенствуют навыки работы на компьютере, осваивают использование электронных версий англо-русских и русско-английских словарей. У обучающихся появляется практическая возможность использовать знания и навыки, полученные на уроках информатики. Данная работа является самостоятельной работой обучающихся.

2.3. Презентация.

На третьем этапе работы в рамках проектной деятельности (этап презентации)  обучающиеся представляют и защищают свои проекты. Эта работа проводится в классе на занятии. Здесь же оцениваются проектные работы студентов (в том числе однокурсниками), подводятся итоги работы по данной теме, делаются выводы. Вывод по теме «Family problems»  («Семейные проблемы») сформулировали сами обучающиеся: проблемы есть в каждой семье, но если в семье присутствует любовь, уважение, забота – практически все проблемы решаемы.  Конспект подобного занятия представлен в приложении.

3. Заключение: метод проектов – актуальность и результативность.

Цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность обучающихся, т.е. практическое владение иностранным языком. Задача преподавателя активизировать деятельность каждого обучающегося, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения. Использование новых информационных технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения. Проектная деятельность позволяет обучающимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний. Самое важное то, что студент, а не преподаватель, определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация. Проект – это возможность обучающихся выразить собственные идеи в удобной для них, творчески продуманной форме. Применение проектной методики на занятиях английского языка показало, что обучающиеся:

  • достигают хороших результатов в изучении иностранного языка,
  • имеют практическую возможность применить навыки, полученные на уроках информатики,
  • понимают необходимость междисциплинарных связей[1].

Метод проектов обладает рядом преимуществ перед традиционными методами обучения. Основными преимуществами являются:

  • повышение мотивации обучающихся при изучении английского языка,
  • наглядная интеграция знаний по различным дисциплинам учебной программы,
  • простор для творческой и созидательной деятельности.

4. Список литературы

  1. Подопригорова Л.А. “Использование интернета в обучении иностранным языкам”. ИЯШ, 2003, № 5.
  2. Душеина Т.В. “Проектная методика на уроках иностранного языка”. ИЯШ, 2003, № 5.
  3. Галиулина Т.Н. “Обучение иностранному языку с помощью новых информационных технологий”. Материалы Региональной Научно-практической конференции “Английский язык в системе “Школа – Вуз”, Новосибирск, 20 июня 2003 г.
  4. Кочетурова Н.А. “Метод проектов в обучении иностранному языку”. Материалы Региональной Научно-практической конференции “Английский язык в системе “Школа – Вуз”, Новосибирск, 20 июня 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат "Метод проектов на уроках английского языка".

Выполнение проектов на уроках способствует реализации основных целей и задач обучения иноязычной культуре,предоставляет возможность участия каждого обучающегося в создании общего продукта деятельности...

Метод проектов на уроке английского языка

Материал для учителя английского языка по методу проектов на уроке английского языка (теоретическая часть)....

Метод проектов на уроках английского языка

Виды проектов в обучении языку, этапы работы над проектом......

Метод проектов на уроках английского языка

Задачи работы:  1. Раскрыть сущность метода проектов.2. Охарактеризовать основные требования к его применению и этапы разработки.3. Познакомить с опытом применения данного метода на практик...

Презентация по теме "Метод проектов на уроках английского языка"

Презентация по теме "Метод проектов на уроках английского языка"...

Метод проектов на уроках английского языка с использованием интернет-технологий.

Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и конт...

Метод проектов на уроке английского языка. Работа над проектом "Красная книга"(6 класс)

В материале приводится описание работы над проектом "Красная книга" в 6 классе школ с углубленным изучением английского языка...