Развитие коммуникативных УУД на примере заданий из УМК NM English
методическая разработка (10 класс) по теме

 Галина Николаевна Васильева

задания по устной речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие  коммуникативных  УУД на примере заданий из УМК «New Millennium English» (выступление на городском  семинаре «Круглый стол для учителей иностранных языков г. Санкт-Петербурга по теме «Формирование и развитие коммуникативных учебных действий учащихся»)

Иностранный язык, являясь практической дисциплиной, ориентирован на овладение способом использования  иностранного языка в различных видах деятельности. Одна из ключевых задач при изучении иностранного языка – научить учащихся успешно осуществлять коммуникацию на этом иностранном языке. Ориентируясь на перспективы введения ФГОС по иностранному языку для всех классов, а также того факта, что, согласно ФГОС 2012 года, ЕГЭ по иностранному языку должен стать обязательным, возрастают требования к контролю всех аспектов языка. Соответственно, ведущими объектами  контроля становятся продуктивные коммуникативные умения. В связи с этим встает вопрос о необходимости новой модели устной части экзамена.

    Устная речь отличается от письменной и имеет свою специфику, которая выражается в организации устного текста, стиле и языковом оформлении, а также в видах и особенностях речевых продуктов. Устная речь всегда обусловлена речевой ситуацией. Конечной целью обучения устной речи является владение учащимися умениями неподготовленной спонтанной речи в рамках тем и ситуаций, предложенных в школьных стандартах и примерных программах.

  Согласно примерной программе курса английского языка для 5-11 классов общеобразовательных учреждений «Английский язык нового тысячелетия» под редакцией О.Л.Гроза, М.Л. Мичуриной, Т.Н. Рыжковой, Е.Ю.Шалимовой., для обучения говорению следует придерживаться следующих принципов:

1.Обучение говорению интегрируется с обучением другим видам речевой деятельности и решением образовательных и воспитательных задач.

2.Обучение говорению включает обучение механизмам и стратегиям говорения.

3.Прежде чем учащийся сможет произвести высказывание, следует создать все необходимые условия: определить цель высказывания, поставить задачу, определить ситуацию и роли, оснастить необходимыми языковыми средствами, создать личностно-значимый мотив для участия в устной коммуникативной деятельности.

4.Тип задания соответствует этапу работы над последующим высказыванием или речевым взаимодействием.

5.Работа над формальной стороной высказывания всегда сопровождается коммуникативной задачей.

6.Коррекция ошибок со стороны учителя при выполнении учащимися заданий на говорение             ( отложенная или моментальная) зависит от типа задания на развития навыка беглости(fluency-oriented) или правильности речи(accuracy-oriented).

7.На завершающем этапе(8-11 классы) развитию импровизационных умений специально посвящаются разделы Warm-Up, Speaking, задания проектного типа в 10/8 уроке, однако элементы импровизации присутствуют и в других разделах.

8.Высказывание или речевое взаимодействие подготавливается последовательно всем ходом урока, то есть этапами работы над аудированием, чтением и языковым материалом.

В своей работе я планирую рассмотреть, как происходит работа над устной речью в 10 классе. Прежде чем перейти к конкретным заданиям, хочу заметить, что в работе я стараюсь следовать инструкциям, приведенным в книге для учителя, учитывать уровень подготовки конкретной группы и отдельных учащихся. Также считаю важным предоставлять всем учащимся возможность высказаться, поощрять высказывание личного мнения, даже если оно кажется мне спорным.

Учитель - не непререкаемый авторитет, а внимательный и заинтересованный собеседник. Учитель и ученик должны быть как бы частью одной команды, только тогда удастся достичь запланированного результата. Следует также заметить, что УМК «Английский нового тысячелетия» предоставляет возможность моделировать жизненные ситуации, ролевые игры, обладает большим развивающим и образовательным потенциалом, формирует умение владения дискуссией, участие в дебатах, разрешение конфликтов. Следует отметить проблемную тематику текстов и заданий, соответствие их возрасту учащихся и их интересам. Учитель, разумеется, должен владеть определенными приемами активизации устной речи, то есть созданию условий, которые бы способствовали общению. Признаки правильно организованного коммуникативного действия – это мотивированность, целенаправленность, активность, связь с личностью и мыслительной деятельностью учащегося, самостоятельность, темп и ситуативность.

 УМК дает возможность подготовить учащихся к использованию английского языка в ситуациях повседневного общения.

В области диалога ученик должен уметь участвовать в беседе/ дискуссии на знакомую тему, осуществлять запрос  информации, обращаться за разъяснениями,  выражать свое отношение к высказываниям партнера, свое мнение по обсуждаемой теме.

В области монолога учащиеся должны высказываться в связи с увиденным/ прочитанным сообщением ( в том числе при работе над проектом), делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию по теме/ проблеме, кратко передавать содержание полученной информации, рассказывать о себе, своем окружении, своих планах, обосновывая  свои намерения/ поступки, рассуждать о фактах/ событиях, приводя примеры, аргументы, делая выводы.

Основные типы заданий, имеющиеся в УМК при обучении говорению:

-ролевая игра, включающая элементы непредсказуемости;

-простая моделированная ситуация(simulated situation), в рамках которой учащемуся может быть предложено  высказать свое отношение, предположение, точку зрения, привести аргументацию, решить проблему, принять решение, сделать выбор, дать пояснения;

-высказывание по теме( one-minute talk) с последующим обсуждением;

-рассуждение(argumentative talk) на базе высказывания проблемного характера с последующим обсуждением, целью которого является дальнейшее уточнение и разъяснение сказанного;

-составление рассказа по картинкам ( picture story), чтобы создать учащимся возможность проявить воображение и творческий подход – расположить картинки в произвольном порядке

-интерпретация схем, графиков, диаграмм, рисунков;

-описание события (narrative);

-восполнение недостающей  информации (information gap), которую можно получить в ходе беседы, задавая соответствующие вопросы.

Итак, какие упражнения, позволяющие осуществить коммуникационную функцию урока дает нам учебник УМК «Английский нового тысячелетия» для 10 класса?

1.Unit 1. «A good start in life» №3-А  стр. 12.

Обсуждение школьного дресс-кода и ношения школьной формы в виде диалога между двумя учащихся. Это один из видов ролевой игры с элементами непредсказуемости. Для помощи учащимся имеется блок «Language Support Box», который учащиеся изучают перед началом работы. Это -  способы выражения своего мнения- asking for and giving an opinion,

-подтверждение своего мнения аргументами,

-выражение согласия и несогласия(expressing agreement and disagreement),

Выражение уверенности/неуверенности.

Второй этап работы – убедиться, что учащиеся понимают, что от них требуется (flowcart).

Далее учащиеся работают в парах, учитель ходит по классу, слушает обсуждение, помогает.

Лучшая пара выступает перед классом, остальные слушают, оценивают и делают выводы.

Планируемый результат- научить вести диалог – обмен выводами.

2.В данном же Unit 1.Lesson 6.есть интересный вид речевого общения – описание события  narrative, составление рассказа по картинках (picture story), дающая возможность учащимся проявить воображение и творческий подход . Необходимо напомнить учащимся, что, чтобы вызвать интерес у слушателей, ученик должен следовать определенным правилам – обратиться к диаграмме, дающей структуру истории.( стр.17) Можно также провести эту работу в парах, дав 2-3 минуты на подготовку. Пройдя по классу, можно прослушать несколько рассказов, оценить связность и беглость речи и попросить 1-2 учеников рассказать классу, или оценить, не вызывая к доске, лучшие высказывания. Планируемый результат – умение высказаться на основе речевой ситуации в отведенное время.

3.Unit 3.Lesson 1-2. Стр. 48. Планируемый результат – умение высказываться на основе речевой ситуации в отведенное время. Данное упражнение – высказывание по теме( one-minute talk) позволяет учащемуся высказать индивидуальное мнение о месте традиций в современном мире и шире использовать изученную лексику и новые выражения. Хорошо провести эту работу в группе – дать 5 минут на обсуждение и заметки, затем вызвать представителя от каждой группы высказаться перед классом.

4.Интересный вид групповой работы представляет упр.5-А стр. 57.-Talking nonstop. Дает возможность высказаться каждому учащемуся и ориентировано как на беглость –(fluency), так как и на точность (accuracy). Это своего рода игра. Нужно за каждый правильный ход добавить очко, а за пропущенный – снять. Два основных правила: 1-нельзя давать короткие ответы. Каждый раз надо добавлять 2-3 детали к сказанному.2- ученики должны быть внимательны и отвечать только на правильные вопросы. Если вопрос сформулирован неверно, то надо сказать: «Sorry, but I can`t answer your question. Could you say it correctly, please?»Ученики работают в группах из 3 человек: 2 задают и отвечают на вопросы, третий записывает высказывания и подсчитывает очки. Когда игра окончена, очки суммируются. Затем представитель группы дает развернутый ответ: «Are young people today materialistic?» - обобщая все сказанное.

5.Рассуждение –«Argumentative talk». На базе высказывания проблемного характера с последующим обсуждением, целью которого является дополнительное уточнение и разъяснение сказанного.Предполагается вначале спросит мнение учащихся, кого они винят в сложившейся ситуации( Generation gap – проблемы отцов и детей).Учитель должен подвести учащихся к пониманию неоднозначности ситуации( и та, и другая сторона правы по-своему и виновата в создании конфликтной ситуации).Далее учащиеся работают в парах, используя Language Support, учащиеся готовят аргументацию, делают пометки и обсуждают проблемы.

6. Последний урок каждого Unit представляет собой задание проектного типа и является особо интересным. Например, Unit 1Lesson 10. Задание – создать постер о своей школе. Первый этап – подготовка – инструкции, формирование групп, сбор и подготовка материалов.

2 этап – деятельность на уроке – выбор лучшего материала, обсуждение, выводы. Далее – собственно создание постера – работа в группах.

Итоговый этап – заполнение таблицы самооценки – self-evaluation. Постеры вывешиваются на стенд для всеобщего обсуждения.  Планируемый результат – развитие творческих способностей, навыка групповой работы, повторение изученного материала и самооценка.

Исходя из вышесказанного , можно сделать вывод – УМК «Английский нового тысячелетия» дает большие возможности в развитии коммуникативных навыков .Если есть цели и мотивы общения, учтены характерные особенности группы, возраст, уровень развития учеников, акт общения в рамках речевой ситуации не может не состояться.                            

     

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных УУД на уроках английского языка в рамках ФГОС на примере использования метода проектов

УУД - совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. В составе основных видов унив...

«Задания, направленные на развитие коммуникативных компетенций в УМК “Enjoy English” для 5-6 класса»

Требования программы к коммуникативным компетенциям в 5 классе большое внимание уделяют не только знанию грамматических правил и лексическому запасу учащихся – но и способности наладить общение при по...

Статья:Задания, направленные на развитие коммуникативных УУД, на примерах применения полученных знаний учащихся при изучении лексики по теме «Здоровое питание» (из опыта практической работы учителя английского языка Железняковой З.И.)

В данной статье рассматриваются задания, направленные на развитие коммуникативных УУД , на примерах прменения полученных знаний учащихся при изучении лексики по теме "Здоровое питание": лексические иг...

Методическая разработка по развитию коммуникативных навыков на примере занятия по дисциплине «Иностранный язык» «Знакомство с движением WorldSkills»

Цель данной методической разработки - наглядно показать взаимосвязь дисциплины «Иностранный язык» с профессиональной сферой деятельности обучающихся по программам ППКРС/ППССЗ. Целесообразность разраб...

Применение видеоматериалов при обучении иностранному языку для развития коммуникативной компетенции обучающихся (разработка заданий к видео по теме "British cuisine")

Применение видеоматериалов при обучении иностранному языку  для развития коммуникативной компетенции обучающихся  (разработка заданий к видео по теме "British cuisine")...

Примеры заданий для лингвистического анализа текста как способ формирования коммуникативных компетенций.

Примеры заданий для лингвистического анализа текста как способ  формирования коммуникативных компетенций....

Примеры заданий для формирования коммуникативных, регулятивных, познавательных УУД на уроках изобразительного искусства.

Примеры заданий по изобразительному искусству, направленных х на формирование разных видов УУД....