Внеурочная проектная деятельность на иностранных языках, как средство достижения предметных, личностных и метапредметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы)
статья на тему

Семенюта Галина Васильевна

В статье рассматривается опыт проектной деятельности на английском и французском языках в основной школе. Учащиеся создавали информационно-исследовательские и практико-ориентированные проекты по следующим направлениям: страновелдение, история, литература и культура, экология, проблемы подросткового возраста.Метод проектов  решает одну из наиболее сложных задач в преподавании – создание языковой среды и потребности в использовании ИЯ на практике. Проектная методика вовлекает учащихся в активную познавательную деятельность, в ней  реализуется системно-деятельностный подход к обучению ИЯ. Подготовка и презентация проектов превратилась в творческий дискуссионный клуб, создала условия для самореализации учащихся и учителей, взаимопонимания и сотрудничества между ними. Разработка  и презентация проектов позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению иностранных языков, совершенствовать  коммуникативную компетенцию в том числе, иноязычную, способствует развитию таких личных качеств, как креативность, целеустремленность, ответственность, а также повышению общей культуры.В процессе работы учащехся  развивают метапредметные компетенции, в том числе  позитивное критическое мышление, умение планировать свои действия в соответствии с конечной целью и отведенным для работы временем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеурочная проектная деятельность на иностранных языках, как средство достижения предметных, личностных и метапредметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы)

                                                           Семенюта Галина Васильевна,

                                                           учитель английского языка

                                                           ГБОУ СОШ № 490, Санкт-Петербург

We believe in learning,

 In learning with all kinds of ways,

 In learning with all kinds of people.

 Wherever learning flourishes, so do people.

Anonym

Once you have tried project work, I am sure that you will find it a rich and rewarding experience both for your students and for yourself…I have never met a teacher who has tried project work and then given it up.

Tom Hutchinson, the author of books for English students and teachers

Проектная деятельность является них одним из самых интересных и эффективных способов обучения для достижения результатов освоения учебных программ в соответствии с требованиями Федеральных государственных стандартов.

В нашей школе № 490 с углубленным изучением иностранных языков Красногвардейского района Санкт-Петербурга ежегодно проводится конкурс проектов на английском и французском языках. Более того в прошлом году в конкурсе принимали участие дети из других школ Петербурга, а в этом,  то есть в2014г., мы принимали участие в городском конкурсе на базе лицея  № 329 Невского района Санкт-Петербурга.

Проектная деятельность – это совокупность учебно-познавательных приемов и методов, позволяющих учащимся овладевать знаниями и умениями в процессе самостоятельного выполнения практических заданий с обязательным представлением результатов.

Создание проектов является творческой и увлекательной работой и для учащихся и для учителей.

Зачем нужен метод проектов в преподавании ИЯ? Как он может быть использован с учетом специфики предмета?

 По нашему мнению, проектная деятельность позволяет в полной мере использовать воспитательный, образовательный и развивающий потенциал ИЯ, личностно-ориентированный подход, усилить мотивацию, научить ученика работать самостоятельно. Проектная методика вовлекает учащихся в активную познавательную деятельность, в ней в полной мере реализуется системно-деятельностный подход к обучению ИЯ, то есть обучение происходит через деятельность. В проектном методе главным является самостоятельная деятельность учащихся (планирование, поиск информации, ее анализ, размышление, обобщение и выводы, то есть развитие информационной компетентности), а не передача учителем готовых знаний. При разработке проектов учебная деятельность приближается к научному познанию и включает следующие этапы мышления: выявление и формулирование проблемы, выдвижение гипотез, сбор, анализ и обобщение данных, проверка гипотез, формулирование выводов, применение знаний на практике. Учащиеся свободны в выборе тем проектов, способов и видов деятельности для решения поставленной проблемы, форм представления результатов проектов.

В соответствии с главным методом в проекте различают следующие виды проектов:

  • исследовательские, направленные на решение поставленной задачи (проблемы);
  • творческие (в данной работе творческие проекты не рассматриваются);
  • ролево-игровые (например, дебаты, создание дизайнерских проектов, учебных материалов, выпуск газет и журналов);
  • информационные (сбор, анализ и обобщение информации);
  • ориентированные на практический результат (разработка рекомендаций, справочных и учебных  материалов, дизайнерских проектов, выпуск газет и т.п.).

На практике чаще всего реализуются  смешанные проекты.

По содержательнию проекты могут быть:

  • монопроектами;
  • межпредметными.

 Работа над проектами включает следующие этапы:

  • беседы с учащимися, анкетирование с целью выявления их  познавательных интересов;
  • формулирование проблемы (темы) проекта (лучше предъявить учащимся проблему в неявном виде, чтобы учащиеся сформулировали ее сами, если конечно они уже не выбрали ее самостоятельно);
  • выдвижение гипотезы и методов ее проверки (для исследовательских проектов);
  • разработка плана и графика работы над темой;
  • поисково-исследовательскую деятельность (поиск и анализ информации, посещение музеев, выставок, исторических мест, беседы со специалистами и/или участниками событий, эксперименты, наблюдения);
  • корректировка темы проекта,плана и графика (при необходимости);
  • оформление проекта (создание письменного высказывания с выводами, веб-сайта, иллюстраций, фотографирование);
  • создание тезисов выступления и электронной презентации;
  • презентация проекта с ответами на вопросы;
  • рефлексия (анализ результатов и их обсуждение с руководителем, выдвижение новых проблем).

Перед выполнением некоторых проектов было проведено анкетирование учителей и учащихся с целью выявления их интересов, уровня знаний по конкретным вопросам и целесообразности выполнения проектов по этим темам. Задачей учителя на данном этапе является обеспечение мотивации к работе над проектом, а именно, предъявление темы проекта (с учетом выявленных познавательных интересов учащихся) , лучше в неявном виде, а затем вместе с учащимся разработка конкретного задания, причем такого, которое не было бы ни чрезмерно легким, ни чрезмерно трудным.

На всех этапах выполнения проекта учитель выступает в роли консультанта и помощника. На этапе презентации нужно научить учащихся обобщать накопленную информацию, кратко и логически связно выстраивать сообщение, формулировать выводы, подбирать иллюстративный материал.

В основном проекты выполнялись учащимися средней и старшей школы, являлись информационно-исследовательскими, среднесрочными и групповыми. Время их выполнения составляло от 2 до 4 месяцев.

Учащиеся выполняли проекты по следующим направлениям:

  • страноведение («Чаепитие в Англии», «Английская кухня», «Города- курорты Сочи и Ницца», Азербайджан: культура и традиции», «Великий модельер Коко Шанель», «День Благодарения», «Рождество в Великобритании»);
  • история («Северные конвои», «Индейцы Северной Америки», «Атлантида: миф или реальность?», «Загадки Стоунхенджа»);
  • литература и искусство («Кто написал Шекспира?», «Волшебный мир книг Гарри Поттера», «Садово-парковое искусство Англии» «Маленькие памятники Санкт-Петербурга», «Японская анимация»);
  • экология, спорт и здоровый образ жизни («Эта чудесная вода» «Как быть здоровым»);
  • жизнь подростков, школа («Как найти работу», «Проблемы миграции в нашей школе», «Наша школа», «Переписка с зарубежными друзьями»).

Формы презентации проектов были творческими и разнообразными. Проект «Кто написал Шекспира?» был представлен в виде дискуссию между «стратфордианцами» и их противниками, в процессе презентации учащиеся прочли наизусть два его сонета. Форма представления доклада «Индейцы Северной Америки» имитировала историческую телепрограмму «Час истины», в которой участвуют два «историка» и ведущий. Чтение докладов «Азербайджан: культура, религия, традиции», «История шоколада», «Мультфильмы студии Уолта Диснея» сопровождалось показом видеороликов. Автор докладаов «Японские праздники» и «Японская анимация» исполнила песни на японском языке и в переводе на английский.

Учащимися было подготовлено несколько практико-ориентированных проектов. Проект «Как устроиться на работу?» содержал практические рекомендации по поиску работы, написанию резюме и поведению на собеседовании при устройстве на работу. Проект о рекламе закончился не только рекомендациями по ее созданию, но и рекламой пирожного. Правила рационального использования воды в быту содержались в проекте «Эта чудесная вода».  В проекте об английской кухне не только было доказано, что вопреки общераспространенному мнению национальная кухня в существует, но и рекомендованы для приготовления из доступных продуктов вкусные и полезные английские блюда, рецепты которых получили слушатели. Проект закончился дегустацией английских блюд, приготовленных учащимися совместно с мамами. Учащимися было разработано несколько межпредметных проектов, например, «Северные конвои», «Индейцы Северной Америки (английский и история), «Садово-парковое искусство  Англии» (английский и МХК).  В проекте о традициях чаепития в Англии был произведен химический опыт по выделению танина.

 Ролево-игровой проект, дебаты двух команд по вопросу, какое животное лучше держать дома, кошку или собаку, имел большой успех у аудитории.

 С целью повышения интереса аудитории к проекту докладчики придумывали различные формы взаимодействия со слушателями, которые отвечали на вопросы, подбирали русские эквиваленты английских идиом и поговорок, исправляли  в тексте открыток, адресованных друзьям по переписке, специально допущенные ошибки. Правильно ответившие слушатели получали маленькие призы.

 Подготовка и презентация проектов превратилась в творческий дискуссионный клуб, создала условия для самореализации учащихся и учителей, взаимопонимания и сотрудничества между ними, что способствовало повышению эффективности обучения в дальнейшем. Творческая увлеченность помогла учащимся преодолеть многочисленные трудности, возникающие при такой длительной и самостоятельной работе. Проектная деятельность позволила учащимся перейти от репродуктивного обучения к творчеству.

 Известно, что только хорошего образования недостаточно для достижения успеха в жизни,  необходимо владение социальными компетенциями, прежде всего умением общаться и представлять себя, то есть владеть искусством самопрезентации. Проектная методика дает возможность овладеть этими умениями. Перед выступлением я говорю ученикам, что они представляют не только разработанный ими проект, но и себя, то есть могут проявить свои способности и таланты, реализовать свой творческий потенциал.

Метод проектов позволяет решить одну из наиболее сложных задач в преподавании – создание языковой среды и потребности в использовании ИЯ на практике.

Результатом проектной деятельности является прежде всего развитие всех составляющих иноязычной коммуникативной  компетенции:

  • речевой компетенции (главным образом в таких видах речевой деятельности, как письмо, говорение, все  виды чтения);
  • языковой компетенции (расширение лексического запаса, углубление знания о разных способах выражения мысли в русском и иностранных языках);
  • межкультурной  компетенции  (из тематики докладов видно, что учащиеся как приобщаются к культуре других стран, так и овладевают умениями представлять культуру своей страны и своего народа);
  • компенсаторной  компетенции.

Проектная деятельность создает условия для духовного роста, самореализации учащихся и овладения ими универсальными учебными действиями, наблюдается развитие конструктивного критического мышления. Рефлексивная оценка планируемых и достигнутых результатов помогает учащимся понять, что знания и умения, получаемые в школе, не самоцель, а средство, обеспечивающее способность разрабатывать мыслительные стратегии, принимать решение, адаптироваться в обществе и добиваться успеха.

По нашему опыту учащиеся достигают следующих личностных результатов:

  • усиление мотивации к изучению ИЯ;
  • стремление к самообразованию, в том числе с использованием ИЯ;
  • развитие волевых качеств, креативности, целеустремленности, трудолюбия, толерантности, инициативности и дисциплинированности;
  • повышение общей культуры.

Достигаемыми метапредметными результатами являются:

  • развитие коммуникативной компетенции (умение сотрудничать с партнерами по проекту и учителем-руководителем проекта, отстаивать свою точку зрения и принимать во внимание чужую, принимать роль ведущего или ведомого);
  • развитие исследовательских навыков и умений, в том числе поиска и оценки достоверности информации;
  • развитие логических навыков и умений (анализ, сопоставление информации, обобщение);
  • развитие регулятивных учебных умений (планирование и коррекция своих действий в соответствии с конечной целью и временем, отведенным на выполнение работы, самоконтроль и самооценка).

Таким образом, внеурочная проектная деятельность является эффективным средством достижения предметных, личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) результатов, предусмотренных ФГОС среднего общего и ФГОС среднего (полного) общего образования.

Литература

  1. Федеральный государственный стандарт среднего общего образования,
  2. Федеральный государственный стандарт среднего (полного) общего образования, www.standart.edu.ru
  3. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка, «Иностранные языки в школе», 2, 2000
  4. Ариян М.Ф. Технология социально-развивающего обучения иностранным  языкам на старшем этапе обучения в средней школе, «Иностранные языки в школе, 7, 2008
  5. Е.В. Советова «Эффективные образовательные технологии», изд. «Феникс», Ростов- на- Дону, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация рефлексивного осмысления результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы учителя).

В данной статье рассматриваются следующие вопросы: что такое рефлексия, какова ее цель и задачи, какие формы и приемы рефлексии могут использоваться на уроке для организации рефлексивного осмысления р...

Организация рефлективного осмысления результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы учителя)

Способность к рефлексии - важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, направленность на  саморазвитие....

Организация рефлексивного осмысления результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы учителя математики)

Главная цель обучения математике - подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики. Принимая утверждение о том, что человек, не способный оценить свои знан...

Организация рефлексивного осмысления результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы учителя)

Статья "Организация рефлексивного осмысления результатов урока с требованиями ФГОС...

Организация рефлексивного осмысления результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы учителя русского языка)

Прежде чем рассмотреть организацию рефлексивного осмысления результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС, необходимо разобраться в понятии рефлексии. Что такое рефлексия? Каковы задачи в орган...

Организация рефлексивого осмысления результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы учителя испанского языка)

Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.В связи с этим одной из задач современного урока является фор...