Французский профиль трехсотлетней истории Петербурга. Петербург - самый европейский город России
статья (11 класс) на тему

Степанова Ольга Ивановна

Рождение Санкт-Петербурга стало символом переломных событий русской истории. Город, основанный Петром Великим 27 мая 1703 года, стал для огромной страны "окном в Европу", а для западных стран - широкой дверью в Россию.

Северная столица на берегах широкой реки Невы создавалась как эталон европейского города, но с истинно российским размахом. Голландцы, немцы, фрпнцузы, итальянцы, англичане несли миссию просветительства из Европы. В Санкт-Петербурге они начинали свой блистательный путь, получали поддержку российских монархов, встречали благородных преемников, обучали русских мастеров, помогали преодолеть отсталость. Санкт-Петербург был и остается лидером поступательного движения России на пути культурного развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon frantsuzskiy_profil_trekhsotletney_istorii_peterburga.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Французский профиль трехсотлетней истории Петербурга

Петербург - самый европейский город России

«Нам внятно все - и острый галльский смысл, и сумрачный германский гений»

Петербург – одно из самых загадочных мест в мире, хотя он родился всего 300 лет тому назад. Старая легенда гласит, что Петербург был создан в воздухе, а потом, готовым, опустился на землю…

        Новая «Вавилонская башня», созидаемая по воле Петра 1 с участием всего разноязычья и раазноплеменья Европы на топких безлюдных берегах Невы, не только была достроена, но и устояла в течение веков, вопреки библейским и прочим предсказаниям, как памятник европейского столпотворения на русской земле.

         И все же феномен Петербурга в том, что он не копировал механически европейские обычаи и достижения. Мечтая о будущей столице, Петр стремился не к замещению русской культуры – европейской, а к достижению общечеловеческих ценностей – просвещения, широты и свободы мысли. Готовый, как и его создатель, воспринять все разумное и прекрасное, Петербург сохранял свою индивидуальность.

Западная архитектура, одухотворенная петербургской стихией – символ города, его духа, его своеобразной культуры. Здесь русский человек впервые в полной мере осознал себя причастным европейской истории, вначале в роли способного ученика, торопясь за Европой, а к 19 веку – ведет с ней диалог уже на равных. Начинается взаимообогащение культур разных стран, и тому можно привести немало примеров. Так, русская классическая музыка, соединившая в себе черты западноевропейской и русской, окрепнув, оказала ощутимое влияние на произведения француза Клода Дебюсси. В свою очередь, в творчестве русского композитора Игоря Стравинского явно прослеживается влияние музыки Дебюсси, впитавшей традиции Бородина. Балет, выпорхнув из королевской Парижской академии, пришел на берега Невы. Здесь, на петербургской почве, силами французских хореографов был создан классический русский балет, не только оказавший влияние на мировое искусство балета, но и взрастивший в своих недрах новое направление, в искусстве проявившееся в «Русских сезонах» Дягилева в Париже и прозвучавшее откровением.

Может быть, возникновение Петербурга, где сблизились европейские художественные стили, обычаи и культура разных стран – и в области искусства, и в повседневной жизни, был  в истории человечества опытной площадкой постевропейского общества, основанного на общечеловеческих ценностях.

Однако к Франции в Петербурге сложилось особое отношение, и роль французов в разных сферах жизни петербургского общества особенно заметна. Петербург родился тогда, когда Франция вступала в период мощного рассвета: 18 век – один из самых ярких периодов в её истории. На Париж с его Королевской академией, литературными салонами, выставками и театрами смотрел не только рождающийся город, но и вся Европа, где широко распространяется французский язык. Им непременно владеют просвещенные люди: Фридрих Великий и шведский король Густав 3 выбирают французский для своих литературных трудов; многие германские и голландские издательства выпускают книги на французском.

В России он постепенно вытесняет из научного обихода немецкий – на французский переходит Академия наук; он становится языком русской аристократии, и образованных людей.

Благодаря этому французская культура входила в русскую органично. Став языком повседневного общения, французский не мог не оказать влияния на ментальность на нем говорящих.

Множество слов проникают к нам из французского.

Во-первых, это были слова, которые приходили в русскую жизнь вместе с теми предметами, которые они обозначали. Как замечает Пушкин – «Но панталоны, фрак, жилет./Всех этих слов на русском нет». Действительно, надо же было как-то назвать вошедшие в моду парики, декольте, вуали или боа. А портсигары, портфели и портмоне, тартинки и бульоны, абажуры и люстры? По словам, заимствованным из французского, можно сделать вывод о том, как широко было французское влияние во всех областях искусства: актер, артист, спектакль, менуэт, гавот, падекатр; фронтон, антаблемент, колоннада, бордюр, вестибюль, ансамбль, декор; пьедестал, панно, портрет, натюрморт, бюст – этот список нескончаем!

        Не забудем и о том, что весь 18 век русский язык был в становлении, это было время поиска тех слов, которые выражают мысль точно и ярко, передавая ее тонкие оттенки. Сколько их появилось в русском языке! Кураж, курьез, бонвиван, каламбур, оранжевый сентиментальный, ва-банк, муссировать, шокировать, нивелировать, изолировать…

        А благодаря владению языком французская литература и театр были близки и понятны. Уже при Елизавете стали появляться просвещённые люди, воспитанные французской культурой - такие, как И.И.Шувалов, Д.М.Голицын, А.С.Строганов; к концу века передовое русское общество относилось к Франции как к носительнице свободолюбия и прогресса, как «светочу, лившем свет всему человечеству», и Петербург стал одним из самых крупных центров французской культуры за пределами Франции.

        Французские мастеровые появились на берегах Невы ещё до того, как Петр побывал во Франции, хотя в численном отношении их было меньше, чем голландцев и немцев. Они селились на Васильевском острове, где вскоре образовалась французская слобода и свой маленький мир, что было, конечно, удобно для приезжих в незнакомой стране. Но – и в этом отличие Петербурга, например, от Москвы  - в новой столице жизнь каждой отдельной слободы не была замкнутой.

        Целенаправленно же мастеров из Франции стали выписывать в 1715-17 гг. Царь, одним из близких соратников которого был француз – герой Северной войны генерал Вильбуа, посетил Францию лишь в 1717 г. Там он был избран членом Парижской академии наук за участие в составлении карты Каспийского водного бассейна.

        Теперь, когда были сделаны самые первые шаги по возведению города, Петр мог подумать о его украшении и будущем величии. Он понимал, что назрела необходимость в опытном и талантливом архитекторе «с размахом». В 1716 году Петербург был вписан Жан-Батист Леблон(1679-1719) – вдающийся французский архитектор, ученик Лентора и Мансара. До приезда в Петербург много строил во Франции, издал “Курс архитектуры” де Авилера со своими проектами и гравюрами. Петр вел с Леблоном долгие разговоры, рисуя ему столицу, какой он ее видел; во время этих бесед проницательный император понял, что перед ним – такой человек, какой ему нужен – талантливый, смелый и энергичный; “сей мастер из лучших и прямою диковинкою есть, как я в короткое время мог рассмотреть”- писал Петр. Царь сделал Леблона своим “генерал-архитектором”, подчинив ему все проектные, художественные и строительные работы в Петербурге, Петергофе и Стрельне. Интуиция не обманула русского царя. Воодушевленный энергией Петра, Леблон развернул в столице кипучую деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА предмета «Основы военной истории (История Вооруженных Сил и правоохранительных органов России)» ГОУ кадетская школа Пушкинского района Санкт-Петербурга (7-8-9 классы) Разработчик: Сиренко О.Р.

Программа предмета «Основы военной истории (История Вооруженных Сил и правоохранительных органов России)» разработана для обучающихся в 7, 8, 9-х классах кадетской школы и охватывает период истории Ро...

Презентация к классному часу по теме "Санкт - Петербург - открытый европейский город"

Идея развития Санкт-Петербурга как "открытого европейского города". Многочисленные традиционные международные  культурные мероприятия, которые проводятся в Северной столице....

Самые холодные города России.

Интересные факты о самых   холодных городах России.(конкурс проектов)...

Самые старые города России

материал для уроков и бесед...

Интернет игра-путешествие «История России - история Санкт-Петербурга»

Учителя истории и информатики создали технологию, которую можно применять всем учителям-предметникам на уроках и во внеурочной работе....

Методическая разработка интегрированного урока по истории России и истории Санкт-Петербурга в 9 классе

Данный урок составлен  с использованием технологии критического мышления по теме " Культура России в первой половине XIX века"...