Использование игровых технологий на уроке английского языка как средство повышения мотивации учащихся
статья на тему

А что же такое игра?

В  кратком психологическом словаре  под редакцией А. В. Петровского и  М.  Я.Ярошевского понятие  «игра» обозначено  следующим  образом: «Игра – основная  деятельность ребёнка.  Игра – это  форма деятельности в условных  ситуациях, направленных на воссоздание  и усвоение  общественного  опыта, фиксированного в социально-закреплённых способах  осуществления предметных  действий, в предметах  науки  и культуры»,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola.docx44.73 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игровых технологий на уроке английского языка как средство повышения мотивации учащихся

Школа – это мир юности, надежд и радости, где почва для творческой деятельности наиболее благоприятна и где не угасает поиск разума и добра.

Современная школа предполагает изучение иностранного языка со второго класса. Это является подтверждением того, что «иностранный язык - предмет важный и социально значимый в реализации перспективных задач развития личности. Достаточный уровень владения разными видами коммуникативной деятельности – это одно из требований, предъявляемых к выпускнику школы в наши дни. Непосредственной задачей обучения иностранному языку, как известно, является формирование коммуникативной компетенции в единстве с воспитанием уважения к культурным традициям разных народов и готовностью к межкультурному сотрудничеству. Совершенно очевидно, что чем раньше начать этот процесс, тем больше возможностей достичь высоких результатов.

Польза раннего обучения иностранному языку уже многократно доказана. Всем известно, что на начальной ступени обучения происходит становление личности младшего школьника. Выявление и развитие его способностей, формирование учебных навыков и овладение элементами культуры и поведения.

Язык в данном случае рассматривается как средство воспитания и развития личности ученика, приобщения его к европейской и собственной культуре, национальному этикету. Поэтому изданные в настоящее время учебники – яркие, красочные, иллюстрированные и в полной мере отражают языковую и культурную картины мира носителей языка.

У младших школьников нет осознанной внутренней потребности к изучению иностранного языка. Но есть их природный интерес, любопытство ко всему новому и неизведанному. Поэтому целью обучения иностранному языку в начальной школе является не только удержание этого интереса, но и дальнейшее повышение мотивации детей к изучению иностранных языков.

Этого можно добиться, если учитывать особенности детей этого возраста.

1. В возрасте 6-8 лет у них еще слабо развито абстрактное мышление; для них значимо только то, что окружает их в данный момент, то, что происходит с ними сейчас. Поэтому, если мы хотим, чтобы дети ушли с урока с каким-то “кусочком английского языка”, все, чем они занимаются на уроке, должно быть зримо, конкретно, осязаемо и связано с окружающим их миром.

2. У детей очень крепкая долгосрочная память, именно поэтому люди всю жизнь помнят то, что когда-то учили в раннем возрасте, особенно, если материал был эмоционально окрашен.

3. У младших школьников недостаточно развита оперативная память: им требуется многократное предъявление материала.

4. Младшие школьники не в состоянии поддерживать произвольное внимание дольше 3-5 минут. При этом их непроизвольное внимание гораздо менее ограничено: дети часами могут заниматься тем, что им интересно, что имеет для них смысл (например, игра).

Следовательно, знание и умелое использование этих и других особенностей младших школьников позволит учителю не только повысить мотивацию своих учеников, но и добиться реальных успехов в их обучении. Специально разработанные методики предполагают использование рифмовок, песен, всевозможных игр для введения и практики языка, это повышает мотивацию детей и тем самым позволяет задействовать как произвольное, так и непроизвольное внимание на гораздо более длительное время.

Кроме того, современные подходы к раннему обучению основываются на отсутствии у детей страха сделать ошибку. У них еще работают механизмы, позволившие им усвоить родной язык, они с удовольствием экспериментируют с изучаемыми словами и структурами.

Благодаря этому механизму, сходному с механизмом усвоения родного языка, дети легко усваивают фонетическую структуру чужого языка, не анализируя ее, что позволяет им сразу включаться в процесс общения.

Учителя иностранного языка, работающие в начальных классах, помимо традиционных способов обучения в своем арсенале имеют немало оригинальных и специфических приемов, обеспечивающих физическую активность на уроках и способствующих эффективному обучению. Помимо прочих достоинств эти приемы не требуют дополнительной подготовки и материалов. Необходимо определить цель и делать все искренне и с хорошим настроением.

Очень важно помнить о том, что урок английского языка в начальной школе должен быть объединен общей темой, а вот деятельность детей на уроке должна быть разнообразной. Необходимо часто менять виды работ, перемежать их динамическими паузами, играми с элементами движения. Но при этом каждый элемент урока нужен для решения общей задачи.

Я преподаю английский язык в средней школе уже 14 лет, а в начальной – только 7, используя при этом различные методические пособия, и все более убеждаюсь, что умение грамотно обучать общению на иностранном языке младших школьников – задача нелегкая и ответственная.

 Учитывая психологические особенности младшего школьника, часто в содержании урока включаю игровые моменты. А что же такое игра?

В  кратком психологическом словаре  под редакцией А. В. Петровского и  М.  Я.Ярошевского понятие  «игра» обозначено  следующим  образом: «Игра – основная  деятельность ребёнка.  Игра – это  форма деятельности в условных  ситуациях, направленных на воссоздание  и усвоение  общественного  опыта, фиксированного в социально-закреплённых способах  осуществления предметных  действий, в предметах  науки  и культуры»,

Ещё  Платон,  понимая  игру детей как подражание деятельности взрослых, считал,  что именно через игру ребёнок должен получать знания, полагая, что  игра есть приготовление к жизни. Многие психологи и педагоги, такие как Л. С. Выготский,  А. С. Макаренко, Д. Б. Эльконин  и  другие  выясняли её  социальное значение, внутреннюю  структуру, важность для  развития ребёнка.  А. С. Макаренко в своей работе «О воспитании в семье» писал: «…каков ребёнок в  игре, таков он во  многом будет в работе и в жизни, когда вырастет… В хорошей игре есть рабочее усилие и усилие мысли».

Игры, а особенно развивающие, обучающие игры, обладают большими возможностями, которые важно использовать в учебном процессе для того, чтобы дать учащимся возможность раскрыть свои способности, показать  то, чему они научились, что могут и умеют в пределах изученной темы или курса. Ведь игра всегда предполагает решение -  как поступить, что сказать, как выиграть.  Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность учащихся. А если это ещё и  игра на иностранном языке?..

Дети над этим не  задумываются.  Для них игра прежде всего – это  увлекательное занятие. Кроме того, сюжетная игра более привлекает учащихся, нежели просто  выполнение подобных же упражнений, либо  туров,  этапов  игры, проводимых  на уроке фрагментально.

 

     Сажая детей  за парты, мы, учителя, учитывая возрастные особенности    младшего школьника, просто обязаны использовать в процессе обучения игры. Такие игры являются не только средством обучения, но и средством развития ребенка, его интеллектуальных  способностей познавательных процессов, познавательной активности.

     Игру как средство обучения, передачи опыта старших  поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на формирование умений, навыков и способов действий, игровая деятельность используется в следующих случаях:              

  • в качестве самостоятельных технологий, для основания понятия темы;
  • как элементы другой технологии;
  • в качестве или его части (введения, закрепления, объяснения контроля)    

  По С.А.Шмакову игре присущ активный характер, эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция.

  Ребенок играя, экспериментирует, пытается установить причинно- следственные связи. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное как? почему? Он вынужден оперировать знаниями, представлять, пытаться найти свой путь ответа на вопросы. Каждый ребенок, работая на уроке, должен пережить ситуацию  успеха и убедится, что новое знание им  усвоено. При постановке целей урока необходимо учитывать, что это не параллельно существующие задачи, а единая задача, направленная на слияние обучения и развития, при котором обучение выступает условием развития школьников, а способ действия - игра помогает усвоить новый материал.                

    Использование различных игр на уроке иностранного языка способствует овладению языком в занимательной форме, развивает память, внимание, сообразительность, поддерживает интерес к иностранному языку.  

   Игры на  своих уроках я  использую также для снятия напряжения, монотонности, при отработке языкового материала, при активизации речевой деятельности. Конечно же, при этом нужно учитывать, что каждый возрастной период характеризуется своим типом ведущей деятельности.

     Игры лучше всего использовать в середине или в конце урока, с тем, чтобы снять напряжение. Но мы используем и вначале урока, например, при фонетической зарядке – игра с мистером язычком, к нам в гости приходят артисты.  Важно, чтобы работа с играми приносила положительные эмоции и пользу, и кроме того, служила действенным стимулом в ситуации, когда интерес или мотивация детей к изучению иностранного языка начинает ослабевать.

 Наиболее активно учебная игра используется на занятиях по иностранному языку, что объясняется особенностями данного предмета, главная цель которого - обучение языку как средству общения. Игра помогает обеспечить взаимное общение всех участников и мотивирует речевую деятельность.

Нужно помнить, что игры не самоцель, а средство активизации лексики, грамматики, работы над произношением, чтением, письмом и устной речью.

Я полностью поддерживаю теорию М. Ф. Стронина, который в своей книге «Обучающие игры на уроках английского языка» подразделяет игры на следующие категории:

1.    лексические игры;

2.    грамматические игры;

3.    фонетические игры;

4.    орфографические игры;

5.    творческие игры;

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ИГРЫ.

  Цели:

-        тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;

-        активизировать речемыслительную деятельность учащихся;

-        развивать речевую реакцию учащихся.                                          

 

 СОБЕРИ ПОРТФЕЛЬ  

        В игре участвует весь класс. Выходят к доске по желанию.

       Учитель: Поможем Буратино собраться в школу.

        Ученик берёт находящиеся на столе предметы, складывает их в портфель, называя каждый предмет по-английски.

ПОСЛЕДНЯЯ БУКВА

         Цель: активизация лексики по изученным темам.

        Ход игры: образуются две команды. Представитель первой команды называет слово, обучаемые из другой команды должны придумать слово на букву, которой заканчивается слово, названное первой командой, и т. д. Выигрывает та команда, которая последней назовёт слово.

ЦВЕТА

        Цель: закрепление лексики по пройденным темам.

        Ход игры: ставится задача предметы одного цвета. Выигрывает команда, которая сумеет назвать больше предметов, животных и т. д. одного цвета.        

 

САМЫЙ ИНТЕРЕСНЫЙ РАССКАЗ

        Цель: образуются две команды. Каждой даётся задание составить рассказ на определённую тему («В зоопарке», «Поездка за город», «Спортивные игры» и т. д.). Выигрывает команда, составившая самый интересный рассказ и допустившая меньше ошибок

ЧТО  ЭТО?

      В руках ведущего – черный ящик (или коробка), в котором находится незнакомый предмет. Члены команд должны задать ведущему по одному наводящему вопросу. После этого они должны дать ответ, что находится в ящике.

 

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ЖИВОТНЫХ?

      Представители от каждой команды называют животных.   Побеждает тот, кто последним назовет животное.

"Eat - Don't eat"

"Съедобное – несъедобное". Водящий бросает мяч одному из игроков, и если водящий называет съедобное – мячик надо поймать, если несъедобное – нет.

"Words road"

На ковре раскладываются карточки друг за другом, с небольшими промежутками. Ребёнок идёт по "дорожке", называя все слова.

"What is missing"

На ковре раскладываются карточки со словами, дети их называют. Учитель даёт команду: "Close your eyes!" и убирает 1-2 карточки. Затем даёт команду: "Open your eyes!" и задаёт вопрос: "What is missing?" Дети вспоминают пропавшие слова.

"Opposites"

Учитель называет слово, а дети отвечают противоположным по значению.
(Можно играть по командам: одна команда называет слово, а другая подбирает противоположное по значению).

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.

Грамматические игры призваны обеспечить умение учащихся практически применять знания по грамматике, активизировать их мыслительную деятельность, направленную на употребление грамматических конструкций в естественных ситуациях общения

КОММЕНТАТОР

        Учащиеся по очереди выполняют действия и комментируют их, например: I am sitting. I am standing up. I am going to the window.

         

WHAT DO YOU LIKE TO DO?

        Цель – активизация в речи общих вопросов.    

   Один из учащихся загадывает, что он любит делать, остальные задают ему вопросы: Do you like to swim? Do you like to play football? До тех пор, пока не отгадают. Отгадавший становится водящим.

 

HAVE YOU …

        Цель: тренировать учащихся в употреблении общих вопросов с глаголом to have. На столе учителя разложены игрушки. Ученикам предлагается посмотреть на них и запомнить. /предварительно можно повторить с учащимися все названия по-английски/. Затем ученики отворачиваются, а ведущий берёт со стола какую-либо игрушку и прячет её за спиной. Остальные игрушки закрываются газетой. Ученики задают вопросы ведущему : Have you a cat? Have you a dog? и т. д. и так до тех пор, пока кто-либо из учеников не отгадает спрятанную игрушку. Он и занимает место ведущего.  

                     ***                    

Дети усаживаются в круг и перед каждым из них кладётся карточка со словом (одежда/ еда). Один из детей становится водящим и под счёт "one, two,three" идёт по кругу. На последний счёт водящий останавливается и задаёт вопрос игроку, который находится ближе всего к нему: "What are you wearing?"/ "What do you like?" Играющий называет свою карточку: "I am wearing my …."/"I like…." И сам становится водящим.

"Let’s change!"

Дети усаживаются в круг и перед каждым из них кладётся карточка со словом (одежда/ еда). Учитель предлагает детям назвать свои карточки: "What are you wearing?" и дети по кругу – по очереди отвечают на вопрос. Затем учитель называет игроков по парам и предлагает им поменяться местами: "Lena and Dima, change your places! Sergey and Sveta, change your places!" После этого учитель снова предлагает детям назвать свои карточки.

ФОНЕТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Главная цель фонетических игр - постановка (коррекция) произношения, тренировка в произношении звуков в словах, фразах, отработка интонации. Используются они регулярно, большей частью на начальном этапе обучения иностранному языку (вводно-коррективный курс) в качестве иллюстрации и упражнения для отработки наиболее сложных для произношения звуков, интонации. По мере продвижения вперёд фонетические игры реализуются на уровне слов, предложений, рифмовок, скороговорок, стихов, песен. Опыт, приобретённый в играх этого вида, может быть использован учащимися в дальнейшем на занятиях по иностранному языку.

 

КТО ПРАВИЛЬНЕЕ ПРОЧИТАЕТ?

         Цель: формирование навыка произношения связного высказывания или текста.

        Ход игры: на доске записывается небольшое стихотворение или отрывок из него (считалка, скороговорка).  Преподаватель читает и объясняет значение слов, предложений, обращает внимание на трудности произношения отдельных звуков. Текст несколько раз прочитывается обучаемыми. После этого даются две – три минуты для заучивания наизусть. Текст на доске закрывается, и обучаемые должны прочитать его наизусть. От каждой команды выделяются два-три чтеца.

"Snowball"

Игра проводится с карточками. Р1 называет первую карточку, Р2 - первую и вторую, Р3 - первую, вторую и третью.
Например: P1: Rabbit; P2: rabbit-rose; P3: rabbit-rose-road.

"What words do you know?"

Учитель называет звук/ букву и показывает детям сколько слов они должны вспомнить. Затем учитель задаёт вопрос: "What words for this sound/ letter do you know?", а дети вспоминают и называют слова на заданный звук/ букву.
(Игру можно проводить по командам).

"Story"

Используются все слова на определённый звук. Из них составляется рассказ. Когда в истории встречается слово на звук – его показывают детям на карточке, и они называют его хором.
Например: Жил-был (Rabbit). И была у него чудесная (rope). Наш (Rabbit) просто обожал скакать через свою (rope) по длинной (road). А вдоль (road) росли необыкновенно красивые (roses). Каждое утро, если не было (rain), наш (Rabbit) собирал прекрасные (roses) и относил своим друзьям! Etc

"Find the house"

На ковре раскладываются карточки (5-6) со словами на 2-3 звука, а на доске размещают карточки с соответствующими звуками (домики). Дети, поднимая карточку со словом, называют его и кладут в соответствующий "домик", т.е. под карточку со звуком, на который это слово начинается.

Пение на уроках иностранного языка позволяет включить в активную познавательную деятельность каждого ребенка, создает предпосылки для коллективной работы в атмосфере положительных эмоций.

ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ИГРЫ 

         БУКВЫ РАССЫПАЛИСЬ

        Цель: формирование навыков сочетания букв в слове.

        Из набора букв составить слово. 

   КТО БОЛЬШЕ?

        Цель: проверка усвоения орфографии изученного лексического материала.

        Ход игры: образуются две команды. Каждая команда должна записать на доске как можно больше слов по темам: а) названия спортивных игр; б) животные; в) цвета и т. д.

ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПРАВЫЙ-ЛЕВЫЙ

              Все становятся в круг, выбирают водящего. Указывая на одного из играющих, водящий говорят «Right!» и считает до пяти. Это означает, что ученик на которого указал водящий, должен назвать по имени своего соседа справа, например: «His name is Anton». Если играющий не успевает это сделать на счет «пять», он становится водящим. После этого все меняются местами, и игра продолжается

ЛОГИКА РАССКАЗА

              Участники игры прослушивают небольшой рассказ (5-6 предложений), в котором намеренно нарушена логическая последовательность повествования. Ученики должны восстановить логику рассказа. За каждую правильную перестановку они получают одно очко.

ОБЪЯСНИ СЕБЕ

              Учитель говорит предложение, которое может служить окончанием короткого рассказа. Ученики придумывают свои рассказы. Выигрывает то, кто наиболее логично подведет рассказ к его окончанию. Вот некоторые возможные заключительные фразы:

- And I never answered the telephone again.

- But when I got out of the train there was no one to meet me.

- I could go neither home nor to school.

В БИБЛИОТЕКЕ

              Читатель просит книгу, но не помнит ни ее названия, ни автора. «Библиотекарь» задает вопросы и в конце концов выясняет, какая книга нужна читателю. «Библиотекарь» получает одно очко, если отгадал книгу.

Также в литературе  встречаются и другие классификации игр: по обучению видам речевой деятельности; речевые и языковые и т.д. Приведём некоторые из них:

ИГРЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ  АУДИРОВАНИЮ

Цели:

  • научить учащихся понимать смысл  однократного  высказывания;
  • научить учащихся выделять главное в потоке информации;
  • развивать слуховую память учащихся.    

       Особый интерес вызывают игры, в которых после прослушивание текста (желательно, с большим количеством персонажей) необходимо разыграть сценку по содержанию текста. В этих играх дети демонстрируют не только свои способности к аудированию, но и свои артистические способности.

КТО ЛУЧШЕ ЗНАЕТ ЦИФРЫ.

      Представители от каждой команды выходят к доске, на которой написаны цифры (не по порядку). Ведущий называет цифру, ученик ищет ее на доске и обводит цветным мелом. Побеждает тот, кто обведет больше цифр.

 

ВЕСЕЛЫЕ ХУДОЖНИКИ.

Ученик, закрыв глаза, рисует животное. Ведущий называет основные части тела.    

ИГРЫ-ЗАГАДКИ.

      Учитель: У меня есть хорошие друзья. Это особенные друзья. Они пришли к нам из сказок. Вы их тоже знаете, а вот сможете ли угадать, о ком я рассказываю?

***

Учитель произносит звук, а затем называет слова. Если в слове присутствует заданный звук – дети хлопают в ладоши, если они его не слышат – нет.
Для усложнения задания называются слова на заданный звук, в которых звук находится либо в начале, либо в середине, либо в конце слова.
Например: "T"
"
Tiger" – дети хлопают в ладоши.
"An
telope" – дети топают ногами.
"Ca
t" – дети щёлкают язычком.

"Board race"

На доску прикрепить карточки в ряд. Детей разделить на две команды. Водящий называет одну из карточек, прикреплённых на доске. Первые два ребёнка из каждой команды подбегают к доске и дотрагиваются до карточки. Если карточка показана верно – команда получает очко. Etc.

ИГРЫ  ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ

АУКЦИОН СЛОВ

  Класс делится на две команды. Одна команда может покупать только слова, в которых буква «c» читается, как [s], а другая – те слова, где «c» озвучивается как [k]. Затем учитель в быстром темпе показывает детям карточки со словами: carrot, cat, centre, nice, club, welcome, cinema. Задача команды – успеть выкрикнуть «I buy it» и «купить» слово. Если предлагаются слова concert, circus, где буква «c» читается, как [s] или [k], то купить слово могут и та, и другая команда. Кто «купил» больше слов, объявляется миллионером. Команда, набравшая больше слов, побеждает.

ВОЖДЬ ИНДЕЁЦЕВ

              Дети читают цепочку слов на карточках. Каждое верно прочитанное слово – меткий выстрел, неверно прочитанное – промах. Победителя объявляют вождем индейцев.

СНЕЖНАЯ БАБА

              Учитель «бросает» первый снежок, т.е. называет слово, например bag. Дети катят «снежный ком» по цепочке называя слова, которые читаются по данному правилу: cap, cat, lamp, map, flag, black и т.д. Мы катим три снежных кома (каждый на разное правило чтения), и «снежная баба» готова.

КАПИТАН ФЛИНТ

              Детям дается задание прочитать цепочку слов на доске или в учебнике. Каждое слово – риф, который можно умело обойти, если прочитать слово правильно. Капитан ведет класс через рифы, то есть читает слова, а ребята хором повторяют их, то есть следуют за капитаном. Если капитан ошибся, корабль получил пробоину. Капитану бросают спасательный круг (хором читают слово правильно), но после этого капитаном становится другой ученик. И так до тех пор, пока не найдется капитан, способный обойти все рифы.  

ДОМИК

              В домик нужно «поселить» слова, в которых сочетание «ou» дает звук [au]: out, about, round, shout, ground, blouse, trousers, mouse и т.д. Побеждает участник, который первым «поселит» все слова в домик. 

 

ЯЗЫКОВЫЕ ИГРЫ. 

          Языковые игры предназначаются для формирования произносительных, лексических, и грамматических навыков и тренировки употребления языковых явлений на подготовительном, предкоммуникативном этапе овладения иностранным языком.

 

      ПЕРЕВЕДИ СЛОВО

      Каждому участнику игры дается английское слово для перевода на русский язык. Ответ должен быть моментальным.

СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ

      Ведущий читает начало пословицы, команды должны закончить ее. При правильном ответе команда получает балл.

* * *

Водящий называет букву и кидает мяч играющему. Тот должен назвать любое слово на эту букву.
Возможен вариант, когда мяч передаётся по кругу из рук в руки и водящим становится каждый играющий.

"Is it true or not?"

Игру можно проводить с мячом. Водящий кидает мяч любому из игроков и называет словосочетание, задавая вопрос: "Is it true or not?" Игрок ловит мяч и отвечает: "Yes, it’s true", либо "No, it’s not true". Затем он становится водящим и кидает мяч следующему игроку.
Например:

Yellow lemon

Pink pig

Orange bear

Brown monkey

White snow

Red crocodile

Purple mouse

Green grapes

Gray elephant

Purple cucumber

Blue apple

Black sun

"What doesn't belong?"

Игра проводится с карточками. Учитель помещает на доску/ на пол группами карточки (по 3-4) со словами. Дети по очереди называют карточку, которая не подходит в ту или иную группу, а учитель её убирает. Затем каждая из групп называется одним обобщающим словом.
(Для усложнения задания игру можно проводить без карточек – устно.)
Например:
Cow – horse – window – pig
What doesn’t belong?
The window is doesn’t belong!
Cow – horse – pig are domestic animals.

В основном игры не носят чисто лексический или чисто грамматический характер. Лексические игры могут стать грамматическими, орфографическими и т.д.

Важным фактором при изучении иностранного языка на начальном этапе является изучение алфавита и развитие навыков чтения. Поэтому, разнообразие игровых форм на данном этапе очень важно.

Из опыта своей работы я могу порекомендовать следующее:

I. Игры по изучению алфавита:

1. Перебрасывание мяча, называя букву алфавита в режимах учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-класс, класс-ученик;

2. Один ученик называет любую букву алфавита, другой должен продолжить его;

3. Подписать строчные буквы к заглавным и заглавные – к строчным;

4..Подписать пропущенные буквы;

5. Исправить порядок следования букв в алфавите;

6. Найти ошибки в записи алфавита;

При этом ошибки, которые преднамеренно допускает учитель – не его, а того сказочного героя или куклы, которая всегда помогает вести игру на уроке (“Они допустили ошибки, потому что спешили, долго гуляли, играли на компьютере, не выспались, не выучили урок и т.д.”, - комментирует учитель).

Примеры использования занимательных заданий на уроках английского языка:

II класс

- рассели буквы и звуки по своим домикам

- составь из букв слова

- найди лишнее слово в списке

- составь из слов предложение

- составь из фраз диалог

- распредели предложение на четыре - пять смысловых групп

- составь из предложений связный рассказ

- составь кроссворд по теме

- прочитай и найди соответствующий ответ каждому вопросу

- прочитай ответ и придумай вопрос к нему

- прослушай предложение и подними карточку, с которой будет начинаться соответствующий вопрос

III класс

- составь из предложений рассказ / диалог / стихотворение

- сочини диалог / стихотворение на основе данной опоры

- прослушай рассказ и расставь данные предложения в логической последовательности

- прочитай начало предложения и найди соответствующий конец

- прочитай начало предложения и придумай конец

- составь диалог на заданную тему

- составь вопросы для интервью на заданную тему

- составь анкету для выяснения заданной информации

- составь меню

Вышеперечисленные приемы и задания должны носить системный характер. Говоря словами профессора В.П. Кузовлева: “Там где система, там результат”.                                  

Изучение иностранного языка делает ребенка более активным, приучает его к групповым формам работы, пробуждает любознательность, развивает ребенка интеллектуально и эстетически. Планируя свои уроки, я думаю не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную грамматическую структуру, но и стремлюсь создать все возможности для развития индивидуальных способностей каждого ребенка.

Опыт моей работы свидетельствует, что игра помогает детям преодолеть психологический барьер и обрести веру в свои силы. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. А если ребенок будет при этом говорить на английском языке? Не таятся ли здесь богатые обучающие возможности? Дети, однако, над этим не задумываются. Для них игра прежде всего – увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувств равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова английского языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения – «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми».

Применение игровых приемов позволяет создать условия для непроизвольного усвоения всех языковых средств: лексики, грамматических структур, речевых образцов. Развитию словесно- логической памяти способствует применение ярких игрушек, картинок и карточек со словами.

Исходя из опыта работы, я пришла к мнению, что одним из удачных вариантов игры в младших классах являются игры с игрушками.

Возможность опоры на игровую деятельность позволяет обеспечить естественную мотивацию речи и сделать интересными элементарные высказывания. Игра – это всегда эмоции, а там где эмоции, там внимание и воображение, там работает мышление.

Фразу « Let’s play» ( Давайте поиграем ) они ждут с нетерпением. Их веселый смех, желание говорить по-английски служат показатели заинтересованности, увлеченности. Ведь игра посильна всем, даже слабым учащимся, более того слабоподготовленный ребенок может проявить сообразительность и находчивость, а это не менее важно, чем языковые навыки. Чувство «равноправия», атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это создает для учащихся благоприятную психологическую атмосферу, что, безусловно, сказывается благотворно на результате обучения. А главное возникает чувство удовлетворенности. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условие равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником. Важно также, чтобы учитель умел увлечь, заразить учащихся игрой.

 Сам факт, что игра вызывает интерес и активность детей и дает им возможность проявить себя в увлекательной для них деятельности, способствует более быстрому и прочному запоминанию иноязычных слов и предложений. Этому служит и тот факт, что знание материала является обязательным условием активного участия в игре, а иногда обязательным условием выигрыша. Игра дает возможность не только совершенствовать, но и приобретать новые знания, так как стремление выиграть заставляет думать, вспоминать уже пройденное и запоминать все новое.

 Еще одним условием игры является ее доступность детям. Игра ставит ученика в условие поиска. Пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть добрым, собранным, ловким. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. Дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, сдерживать свои пожелания. У них развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.

Грамматические, лексические, фонетические и орфографические игры способствуют формированию речевых навыков. Овладение грамматическим материалом, прежде всего, создает возможность для перехода к активной речи учащихся. Известно, что тренировка учащихся в употреблении грамматических структур, требующая многократного их повторения, утомляет ребят своим однообразием, а затрачиваемые усилия не приносят быстрого удовлетворения. Игры помогут сделать скучную работу более интересной и увлекательной.

Подбадривание учащихся, поощрение их деятельности необходимы для устного протекания игры, создания правильных межличностных отношений в коллективе. Проведение контроля в игровой форме нравится учащимся младших классов, заставляет их забыть о том, что они могут получить плохую оценку. Дети выполняют не контрольную работу, а играют. В свою очередь учитель оценивает их знания, делает выводы о том, как усвоен материал и над чем еще необходимо поработать.

Урок иностранного языка – это не только игра. Доверительность и непринужденность общения учителя с учениками, возникшие благодаря общей игровой атмосфере и собственно играм, должны давать свободу для самовыражения. Главное в отношении ученика и учителя – вера в силы детей. Ребенок развивается только в деятельности, поэтому в классе мы сравниваем, доказываем, спорим, анализируем. Процесс обучения – двусторонний процесс. И результат этого процесса во многом зависит от позиции самого ребенка, его активности. А объединение в этом процессе активности педагога и ребенка является наиболее целесообразным, ведущим к повышению уровня познавательной активности. Это очень сложная работа, и здесь акцент должен делаться на индивидуальные занятия с каждым ребенком, тем более что у определенной части детей наблюдается в этом возрасте неадекватное восприятие иностранного языка. Приступая к изучению иностранного языка дети очень многого ждут от нового учебного предмета, поэтому начинают изучать его с удовольствием. Но объем изучаемого материала постепенно возрастает, запоминать его становится сложнее. Интерес к предмету и познавательная активность начинают снижаться. Чтобы такая ситуация не возникла, учитель должен стараться создавать на уроке атмосферу комфорта, радости и успешности.

Совершенно очевидно, что сегодня свободное владение иностранным языком является насущной проблемой большинства образованных людей. Как решать эту проблему?

Задача учителя сделать так, чтобы даже в таком юном возрасте ребенок захотел заниматься иностранным языком и делал это с удовольствием.                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии на уроках английского языка как средство повышения мотивации учащихся при изучении грамматики

урок иностранного языка – бескрайнее поле для творчества. Особенно это следует учитывать, работая в специальной школе, где в основе каждого урока должен лежать дифференцированный подход с элемен...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Проблема использования игровых технологий на среднем этапе обучения в средней школе на уроках иностранного языка очень актуальна на данный момент. Одна из главных задач, поставленных перед совре...

Использование электронной презентации на уроках английского языка как средство повышения мотивации учащихся.

Использование электронной презентации науроках английского языка как средствоповышения мотивации учащихся...

Сорокина Г.В., учитель английского языка "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ-ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ПРЕДМЕТУ"

Сорокина Г.В., учитель английского языкаИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ-ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ПРЕДМЕТУ Образование сегодня является важнейшей ...

Игровая деятельность на уроках английского языка как средство повышения мотивации учащихся начальной школы. Методическая разработка.

Данный материал может быть полезен учителям английского языка, работающим в начальной школе....