Развитие творческого потенциала учащихся в условиях личностно-ориентированного подхода на внеурочных занятиях по английскому языку.
статья на тему

Огнева Ольга Александровна

Внеурочные занятия по английскому языку являются одним из средств самореализации и развития творческого потенциала учащихся и создают условия для формирования у школьников коммуникативных и социальных навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья17.72 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческого потенциала учащихся

 в условиях личностно-ориентированного подхода

на внеурочных занятиях по английскому языку

 

Владение английский языком становится средством овладения действительностью, средством развития учащихся, самоутверждения и самореализации через формирование внутренней готовности человека к самообразованию и решению задач, встречающихся на протяжении всего жизненного пути. Развитие творческих способностей, в этом я убеждаюсь ежедневно, особенно важно сегодня, когда мир становится все разнообразнее и сложнее, информационно насыщеннее. И он требует от человека не шаблонных действий, а гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Я считаю, что предмет «английский язык» поможет выжить ученику в столь сложное время, не потеряться, найти конкретное дело и умело проявить себя. Английский язык оказывает большое воспитательное воздействие, как в процессе обучения, так и на внеурочных занятиях.

Внеурочные занятия являются одним из средств самореализации и развития творческого потенциала учащихся и создают условия для формирования у школьников коммуникативных и социальных навыков. Здесь речь идет об элементарной коммуникативной компетенции на доступном для ученика уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.

Учащиеся получают общее представление о мире, как о поликультурном сообществе и осознают язык  как средство общения между людьми, знакомятся с миром зарубежных сверстников.  На внеурочных  занятиях  дети учатся  взаимодействовать друг с другом,  исполняя  разные роли в предложенных ситуациях, происходит расширение общего лингвистического кругозора школьников, развивается познавательная активность, которая так  необходима для успешной социальной адаптации ребенка, дальнейшей его самореализации, преодоления языкового барьера, выявления своего творческого потенциала.  

Цель внеурочных занятий по английскому языку заключается  в воспитании уважения к культуре изучаемого языка, а также в создании возможностей для проявления своих творческих способностей. Работа базируется  на доступном материале и охватывает большое количество участников.

Примерами внеурочных занятий могут стать подготовка и проведение недели английского языка в школе, подготовка и участие в ежегодном конкурсе «Давайте веселиться!», чтение художественной литературы издательств “Longman Readers”, “Macmillan Readers”, “Penguin Readers” и оформление проектов по содержанию прочитанного. У учителя и ученика есть возможность показать свои способности и таланты. Ребята любят участвовать  в драматизации литературных отрывков, сказок.  Выступления на школьных вечерах, классных часах, участие в викторинах о стране изучаемого языка, выпуск газет на иностранном языке, подготовка презентаций к мероприятиям способствуют выработке мотивации учащихся к изучению языка через раскрытие их творческого потенциала, снятие психологических барьеров, развитие эстетического вкуса.

Основной принцип, на который я опираюсь на внеурочных занятиях по английскому языку личностно-ориентированный подход к каждому ученику, который создаёт, на мой взгляд, среду, благоприятную для развития личности  ребенка, а также условия для проявления интеллектуальных и творческих способностей.  

При отборе содержания англоязычного материала я учитываю  психолого-физиологические особенности учащихся. К примеру, младшие школьники воспринимают мир целостно, эмоционально и активно, значит и  тематика, форма и содержание материала  должны удовлетворить их возрастные  склонности  коммуникативно-игровой деятельности.

Особая роль на внеурочных занятиях отводится песенному материалу, с помощью которого осуществляется диалог культур – англоязычной и родной. Песня способствует расширению и углублению знаний, умений и навыков в овладении английским языком, стимулированию интереса учащихся  к изучению предмета, усилению их мотивации  и возможности практически применять язык, приобщению к англоязычной культуре, расширению кругозора учащихся.

Работа над песней многогранна, кроме фонетической и лексической стороны изучения текста, добавляется еще и грамматика: разбираются грамматические явления, временные формы глаголов, типы предложений. Она интересна еще и тем, что всегда сопровождается страноведческим материалом, с него всегда и начинается знакомство с авторами песни, биографией исполнителя. Таким образом, можно сказать, работа над песней способствует развитию  исследовательских учебных действий, в которые включены навыки работы с информацией, развитие смыслового чтения.  

Язык перестает быть целью обучения и превращается в инструмент, в средство решения различных задач, помогает учащимся овладевать средствами исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность  формирует общественно важные качества личности учащихся, такие как: умение самостоятельно приобретать новые знания, эффективно применять их на практике, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать идеи и критически мыслить, анализировать, обобщать полученные данные, делать выводы – в общем, выполнять всевозможные мыслительные операции.

Из своего опыта работы могу отметить, что, занимаясь с учащимися разновозрастных групп исследовательской деятельностью, я учу их работать с научной литературой, проводить наблюдения, обобщать свой опыт и опыт разных авторов, работать со справочной литературой, энциклопедиями, словарями, в том числе с ресурсами сети Интернет.  

Внеурочные занятия по английскому языку органически входят в учебно-воспитательный процесс и  способствуют творческому приобщению учащихся к  межкультурным мировым ценностям через получение  новой информации по тому или иному аспекту, связанному с изучаемым языком и культурой страны изучаемого языка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

творческий отчет по теме "Развитие творческого потенциала учащихся в условиях модернизации образования"

Творческий отчет учителя математики образвитиии  творческого потенциала учащихся 5-9 классов сельской школы...

Обобщение опыта по теме "Комплексный подход в работе с одарёнными детьми как эффективное средство развития творческого потенциала учащихся в условиях общеобразовательной школы"

содержит материал по обобщению опыта и приложения к немуДля скачивания перейдите по ссылке, указанной в приложенном файле...

Статья "Развитие творческого потенциала учащихся на уроках литературы и во внеурочной деятельности как один из способов формирования и развития читательского таланта"

Несомненно, развитие творческого потенциала учащихся осуществляется всеми учителями. Но литература отличается от других предметов тем, что ...

Развитие творческого потенциала учащихся на уроках английского языка.

Работа, представленная в материале, помогает учителю в развитии творческого потенциала учащихся на уроках английского языка....

Методические рекомендации по развитию творческого потенциала учащихся на уроках английского языка

Методические рекомендации по развитию творческого потенциала учащихся на уроках английского языка...

Эссе по теме «Использование информационных технологий на уроках английского языка и во внеурочное время как средство развития творческого потенциала учащихся»

В течение 2014-2017 учебного года я работала над темой самообразования «Использование информационных технологий на уроках английского языка и во внеурочное время как средство развития творческог...

Развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности учащихся в условиях личностно ориентированного подхода.

Описание основной идеи моего педагогического опыта, которая заключается в развитии навыков самостоятельной познавательной деятельности учащихся в условиях личностно ориентированного подхода....