Формирование произносительных навыков младших школьников
опыты и эксперименты на тему

Третьякова Галина Вячеславовна

Как показывают современные исследования, произношение является базовой характеристикой речи, основой для развития и совершенствования всех остальных видов речевой деятельности. Эффективностью произношения в значительной мере определяется успех в овладении устной речью. в работе автор делиться опытом по формированию произносительных навыков младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_proiznositelnykh_navykov.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование произносительных навыков младших школьников

Язык - есть основное средство человеческого общения. Посредством языка люди обеспечивают взаимопонимание в процессе труда и быта, выражают и делают доступными для других свои мысли, чувства, настроения и желания.

Как показывают современные исследования, произношение является базовой характеристикой речи, основой для развития и совершенствования всех остальных видов речевой деятельности. Эффективностью произношения в значительной мере определяется успех в овладении устной речью. Нормативное произношение является одним из важных элементов культуры речи и, следовательно, общей культуры человека. Речь понятна слушающим с трудом или не понятна вообще, если говорящий нарушает фонетические нормы языка. Слушающий плохо поймет чужую речь, если он сам не владеет произносительными навыками.

Л.В.Щерба отмечал: «Ошибки в произношении не лучше ошибок, например, в грамматическом роде имен существительных, в падеже и тому подобное, а зачастую даже хуже их, так как мешают осуществлению основной цели языка - коммуникации, то есть взаимопониманию».

При обучении французскому языку я придаю большое значение работе над произношением. Учащиеся овладевают произносительными навыками в ходе обучения устной речи и чтению.

Упражнения, направленные на формирование слухо-произносительных навыков, принято делить на две  группы: упражнения в слушании и упражнения в воспроизведении.

Практическое применение специально разработанной системы фонетических упражнений в процессе формированиияслухо-произносительных навыков доказывает предположение о том, что обучение фонетике французского языка на младшем этапе будет более успешным. Но их использование - не самоцель, они должны органично вплетаться в ход урока и быть естественным продолжением ситуации на занятии.

Наиболее сложным и ответственным периодом в обучении фонетике французского языка является начальный период, где закладываются основы всей последующей работы по формированию и совершенствованию произносительных навыков.

Начиная обучение  со второго класса, дети изучают все звуки и буквы, осваивают минимум интонационных моделей повествовательных и вопросительных предложений французского языка.

На первых уроках я говорю ребятам о том, что французский язык очень мелодичный и красивый, а для того, чтобы правильно говорить на нем, нужно четко произносить каждый звук.

Трудные звуки (носовые, [r], [u] [oe]) встречаются уже на первых уроках. Артикуляционная база родного (русского) языка недостаточна для произнесения этих звуков. Необходима новая артикуляционная база. Учащиеся должны освоить непривычный уклад органов речи. С целью активизации органов речевого аппарата в начале урока провожу артикуляционную гимнастику:

  • «Маятник» – кончик языка упирается попеременно в щеки;
  • «Чистка зубов» – кончиком языка проводим по верхним и нижним зубам с внешней стороны слева направо и наоборот;
  • «Дверки» – открываем рот, челюсть опускается, рот закрываем;
  • «Улыбка» – губы растягиваем в улыбку;
  • «Надувание шарика» – набираем воздух в легкие, выдыхаем через вытянутые в трубочку губы;
  • «Обезьянка» – открываем рот, губы  вытягиваем вперед;

Важно наглядно показать правильную артикуляцию и научить этому детей. Я четко артикулирую звук, слог, слово. Учащиеся повторяют каждую модель хором и индивидуально. При многократном повторении стараюсь разнообразить формы работы:

  • проговаривание модели вслух хором;
  • проговаривание модели шепотом;
  • артикуляция модели;
  • проговаривание модели вслух хором;
  • произносим модель медленно, затем быстрее и быстрее.

При обучении произношению использую прием “имитация” – играем в «попугайчиков». Ребята повторяют за мной или за диктором на аудиокассете трудные модели. При обучении правильному произношению звуков имитируем животных, подражаем бытовым шумам:

  • у нас болит горло, нам нужно его прополоскать – r – r – r – r;
  • плачет малыш – oi; oi; oi;
  • звенит колокольчик – din, don;
  • жужжит жук – jejeje;
  • квакает лягушка – quoi, quoi;
  • мычит корова (эффективное упражнение при обучении носовым звукам) – m, m, m; min;
  • тикают часы – tic – tac;
  • кукует кукушка – kou, kou;
  • как воет волк – ou, ou.

Помимо специальных упражнений для постановки произношения, большую эффективность имеет разучивание наизусть стихов, рифмовок, считалок.

  • Le bébé de Pépé a le ne zépaté .
  • La poupé Dorothée aime jouer et chanter.
  • J’ ai un joli jardin plain de jasmin.
  • Qui sonne, dit Yvonne.– Il n’ y a personne, répond sa bonne.
  • A qui est cette fleur bleue ? – Elle est ȧ Eugénie.
  • La cigale joue ȧ la balle. 1,2,3 -  la balle est ȧ moi.
  • La poupée est belle, elles’appelle Adèle.

Также формированию фонетических навыков способствует заучивание рифмовок, стихотворений, скороговорок и небольших текстов (отрывков), которые служат материалом фонетической зарядки в начале урока. Важную роль играют и песни. Рифма и музыка способствуют правильному усвоению интонации, и песни являются как бы тренировочным упражнением в работе над произношением.

Исходя из требований современной методики обучения детей новому языку можно утверждать о том, что рифмовки, стихотворения и песни необходимы в процессе формирования слухо-произносительных навыков  языка.Выученные стихи стараюсь повторять с ребятами как можно чаще, делая это в игровой форме.

При помощи кукол устраиваем кукольный концерт, играем в “boite magique”: учащиеся достают из коробочки картинки, иллюстрирующие изученные стихи, и читают их. Также активно используются на уроках французские детские песенки.

При формировании произносительных навыков я также активно использую игровые формы обучения, придавая им особое значение, так как они увлекают ребят, позволяют раскрыть свои способности. На начальном этапе использую различные игровые фонетические задания:

  • Какой звук задуман? (Называется цепочка слов с одним звуком.)
  • Вспомните слова, в которых звук [e] был бы в начале слова, в середине, в конце.
  • Чье имя начинается со звука [a]?
  • Перечислите месяцы года, в котором есть звук [a].
  • Вставайте, когда услышите в слове звук [u].
  • Кто внимательный? Найдите одинаковый звук в словах.
  • Найдитерифму.(balle ; bonbon ; pomme...)
  • Хлопните в ладошки, если услышите звук [k].
  • Найдите слова со звуком [o].

В последнее время в педагогике мы часто говорим об атмосфере, эмоциональном климате учебного процесса. Благоприятная атмосфера предполагает личностный эмоциональный контакт, ведущая роль в котором отведена учителю, именно он должен формировать эмоциональную среду ученика, формировать его эмоционально-ценностный опыт .

Необходимо учить детей гуманистическим добрым отношениям, создавать атмосферу доброжелательности, духовной близости, комфортности, сотрудничества и успеха. Ценно все, что несет личности положительные эмоции.

Только в атмосфере душевного комфорта личность способна полностью проявить свою индивидуальность, самостоятельность, способность к самореализации в учебном коллективе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование каллиграфических навыков младших школьников

Дидактический материал по отработке каллиграфических навыков. Можно использовать как раздаточный материал для индивидуальной работы (есть возможность освободить строчки для записи)....

Статья: «Использование дидактических игр на индивидуальных занятиях для формирования произносительных навыков у слабослышащих школьников средствами ИКТ»

В статье указана актуальность использования дидактических игр на индивидуальных занятиях, для формирования произносительных навыков у слабослышащих школьников применяя для этого ИКТ ( из оп...

Формирование певческих навыков младших школьников на начальном этапе хорового обучения

Методическая разработка созданна в помощь педагогам вокально-хоровых дисциплин и детям детских школ искусств. Она является ценным методическим материалом для организации самообразования и высокоэффект...

Особенности формирования графических навыков младших школьников.

Особенности формирования графических навыков младших школьников. Способы коррекции....

Презентация "Особенности формирования графических навыков младших школьников"

Презентация "ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"...

Wiki-технология для формирования лексических навыков младших школьников

Рассматривается методический потенциал вики-технологии в обучении иностранному языку. В работе автор дает определение термина «вики-технология»; рассматривает дидактические свойс...

Научная публикация-доклад. XVIII Международной научной конференции «Наука России: Цели и задачи». «Формирования коммуникативных навыков младших школьников с ТМНР средствами альтернативной коммуникации»

В статье исследуется внедрение средств альтернативной коммуникации для организацииобразовательного процесса с младшими дошкольниками с нарушением интеллекта. Авторподчеркивает важность использования н...