Формирование произносительных навыков младших школьников
опыты и эксперименты на тему
Как показывают современные исследования, произношение является базовой характеристикой речи, основой для развития и совершенствования всех остальных видов речевой деятельности. Эффективностью произношения в значительной мере определяется успех в овладении устной речью. в работе автор делиться опытом по формированию произносительных навыков младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование произносительных навыков младших школьников
Язык - есть основное средство человеческого общения. Посредством языка люди обеспечивают взаимопонимание в процессе труда и быта, выражают и делают доступными для других свои мысли, чувства, настроения и желания.
Как показывают современные исследования, произношение является базовой характеристикой речи, основой для развития и совершенствования всех остальных видов речевой деятельности. Эффективностью произношения в значительной мере определяется успех в овладении устной речью. Нормативное произношение является одним из важных элементов культуры речи и, следовательно, общей культуры человека. Речь понятна слушающим с трудом или не понятна вообще, если говорящий нарушает фонетические нормы языка. Слушающий плохо поймет чужую речь, если он сам не владеет произносительными навыками.
Л.В.Щерба отмечал: «Ошибки в произношении не лучше ошибок, например, в грамматическом роде имен существительных, в падеже и тому подобное, а зачастую даже хуже их, так как мешают осуществлению основной цели языка - коммуникации, то есть взаимопониманию».
При обучении французскому языку я придаю большое значение работе над произношением. Учащиеся овладевают произносительными навыками в ходе обучения устной речи и чтению.
Упражнения, направленные на формирование слухо-произносительных навыков, принято делить на две группы: упражнения в слушании и упражнения в воспроизведении.
Практическое применение специально разработанной системы фонетических упражнений в процессе формированиияслухо-произносительных навыков доказывает предположение о том, что обучение фонетике французского языка на младшем этапе будет более успешным. Но их использование - не самоцель, они должны органично вплетаться в ход урока и быть естественным продолжением ситуации на занятии.
Наиболее сложным и ответственным периодом в обучении фонетике французского языка является начальный период, где закладываются основы всей последующей работы по формированию и совершенствованию произносительных навыков.
Начиная обучение со второго класса, дети изучают все звуки и буквы, осваивают минимум интонационных моделей повествовательных и вопросительных предложений французского языка.
На первых уроках я говорю ребятам о том, что французский язык очень мелодичный и красивый, а для того, чтобы правильно говорить на нем, нужно четко произносить каждый звук.
Трудные звуки (носовые, [r], [u] [oe]) встречаются уже на первых уроках. Артикуляционная база родного (русского) языка недостаточна для произнесения этих звуков. Необходима новая артикуляционная база. Учащиеся должны освоить непривычный уклад органов речи. С целью активизации органов речевого аппарата в начале урока провожу артикуляционную гимнастику:
- «Маятник» – кончик языка упирается попеременно в щеки;
- «Чистка зубов» – кончиком языка проводим по верхним и нижним зубам с внешней стороны слева направо и наоборот;
- «Дверки» – открываем рот, челюсть опускается, рот закрываем;
- «Улыбка» – губы растягиваем в улыбку;
- «Надувание шарика» – набираем воздух в легкие, выдыхаем через вытянутые в трубочку губы;
- «Обезьянка» – открываем рот, губы вытягиваем вперед;
Важно наглядно показать правильную артикуляцию и научить этому детей. Я четко артикулирую звук, слог, слово. Учащиеся повторяют каждую модель хором и индивидуально. При многократном повторении стараюсь разнообразить формы работы:
- проговаривание модели вслух хором;
- проговаривание модели шепотом;
- артикуляция модели;
- проговаривание модели вслух хором;
- произносим модель медленно, затем быстрее и быстрее.
При обучении произношению использую прием “имитация” – играем в «попугайчиков». Ребята повторяют за мной или за диктором на аудиокассете трудные модели. При обучении правильному произношению звуков имитируем животных, подражаем бытовым шумам:
- у нас болит горло, нам нужно его прополоскать – r – r – r – r;
- плачет малыш – oi; oi; oi;
- звенит колокольчик – din, don;
- жужжит жук – jejeje;
- квакает лягушка – quoi, quoi;
- мычит корова (эффективное упражнение при обучении носовым звукам) – m, m, m; min;
- тикают часы – tic – tac;
- кукует кукушка – kou, kou;
- как воет волк – ou, ou.
Помимо специальных упражнений для постановки произношения, большую эффективность имеет разучивание наизусть стихов, рифмовок, считалок.
- Le bébé de Pépé a le ne zépaté .
- La poupé Dorothée aime jouer et chanter.
- J’ ai un joli jardin plain de jasmin.
- Qui sonne, dit Yvonne.– Il n’ y a personne, répond sa bonne.
- A qui est cette fleur bleue ? – Elle est ȧ Eugénie.
- La cigale joue ȧ la balle. 1,2,3 - la balle est ȧ moi.
- La poupée est belle, elles’appelle Adèle.
Также формированию фонетических навыков способствует заучивание рифмовок, стихотворений, скороговорок и небольших текстов (отрывков), которые служат материалом фонетической зарядки в начале урока. Важную роль играют и песни. Рифма и музыка способствуют правильному усвоению интонации, и песни являются как бы тренировочным упражнением в работе над произношением.
Исходя из требований современной методики обучения детей новому языку можно утверждать о том, что рифмовки, стихотворения и песни необходимы в процессе формирования слухо-произносительных навыков языка.Выученные стихи стараюсь повторять с ребятами как можно чаще, делая это в игровой форме.
При помощи кукол устраиваем кукольный концерт, играем в “boite magique”: учащиеся достают из коробочки картинки, иллюстрирующие изученные стихи, и читают их. Также активно используются на уроках французские детские песенки.
При формировании произносительных навыков я также активно использую игровые формы обучения, придавая им особое значение, так как они увлекают ребят, позволяют раскрыть свои способности. На начальном этапе использую различные игровые фонетические задания:
- Какой звук задуман? (Называется цепочка слов с одним звуком.)
- Вспомните слова, в которых звук [e] был бы в начале слова, в середине, в конце.
- Чье имя начинается со звука [a]?
- Перечислите месяцы года, в котором есть звук [a].
- Вставайте, когда услышите в слове звук [u].
- Кто внимательный? Найдите одинаковый звук в словах.
- Найдитерифму.(balle ; bonbon ; pomme...)
- Хлопните в ладошки, если услышите звук [k].
- Найдите слова со звуком [o].
В последнее время в педагогике мы часто говорим об атмосфере, эмоциональном климате учебного процесса. Благоприятная атмосфера предполагает личностный эмоциональный контакт, ведущая роль в котором отведена учителю, именно он должен формировать эмоциональную среду ученика, формировать его эмоционально-ценностный опыт .
Необходимо учить детей гуманистическим добрым отношениям, создавать атмосферу доброжелательности, духовной близости, комфортности, сотрудничества и успеха. Ценно все, что несет личности положительные эмоции.
Только в атмосфере душевного комфорта личность способна полностью проявить свою индивидуальность, самостоятельность, способность к самореализации в учебном коллективе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/07/15/picture-13697.jpg)
Формирование каллиграфических навыков младших школьников
Дидактический материал по отработке каллиграфических навыков. Можно использовать как раздаточный материал для индивидуальной работы (есть возможность освободить строчки для записи)....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/14/picture-172138-1358185360.jpg)
Статья: «Использование дидактических игр на индивидуальных занятиях для формирования произносительных навыков у слабослышащих школьников средствами ИКТ»
В статье указана актуальность использования дидактических игр на индивидуальных занятиях, для формирования произносительных навыков у слабослышащих школьников применяя для этого ИКТ ( из оп...
Формирование певческих навыков младших школьников на начальном этапе хорового обучения
Методическая разработка созданна в помощь педагогам вокально-хоровых дисциплин и детям детских школ искусств. Она является ценным методическим материалом для организации самообразования и высокоэффект...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/17/picture-879330-1484685106.jpg)
Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС
Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/05/picture-1053667-1536162406.jpg)
Особенности формирования графических навыков младших школьников.
Особенности формирования графических навыков младших школьников. Способы коррекции....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/05/picture-1053667-1536162406.jpg)
Презентация "Особенности формирования графических навыков младших школьников"
Презентация "ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/12/picture-1277304-1602472701.jpg)
«Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках ФГОС»
Доклад на курсах повышения квалификации в БРИОП...