Инновационное обучение-необходимое условие в подготовке IT-специалиста
статья на тему

Гильмизянова Лейсан Шамилевна

Инновационное обучение - необходимое условие в подготовке IT-специалиста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsionnoe_obuchenie.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Казанский электротехникум связи

ИННОВАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ-НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ В ПОДГОТОВКЕ IT-СПЕЦИАЛИСТА

Автор: Гильмизянова Л.Ш.

Потребность в специалистах в области информационных технологий растет неуклонно. В течение последних лет в России наблюдается ситуация кадрового голода. Эта ситуация характерна как для бюджетной сферы, так и для коммерции. Практически все технические вузы выпускают IT –специалистов. Набор по соответствующим специальностям растет, однако в ближайшее время разрыв между потребностью общества в таких специалистах и предложением на рынке труда будет только увеличиваться. Информатизация стала неотъемлемой частью всех сфер жизни. Необходимость информатизации общества отмечена и на правительственном уровне. В ближайшее время все федеральные органы исполнительной власти должны будут перейти на электронное межведомственное взаимодействие.

В чем же специфика подготовки специалистов в области информационных технологий? Из опыта организации образовательного процесса можно отметить несколько ключевых аспектов:

– оснащенность.

– соответствие учебных программ современным требованиям

– квалификация преподавателей специальных дисциплин

– взаимодействие с работодателями

Оснащенность оборудованием в современном учебном заведении, а это в основном компьютеры, должна соответствовать современным требованиям. Должна быть хорошо налажена техническая поддержка компьютеров во всех аудиториях. Очень часто эта работа выполняется студентами профильных кафедр, что позволяет получать дополнительные навыки поддержки компьютеров. Пока, к сожалению редко можно встретить специализированные комплексы и стенды. Такое оборудование можно использовать при изучении специальных курсов, к примеру – сетевые технологии, защита информации, проектирование компьютерных сетей и т.д. Другая сторона вопроса оснащенности – современное программное обеспечение. Вот список программного обеспечения, необходимого для подготовки успешных IT-специалистов:

     -   Microsoft Office 2007: Word, Excel, Access, PowerPoint, Outlook, Project, Visio, SharePoint Designer;

  • Microsoft SQL Server 2008;
  • IBM Rational;
  • 1C Предприятие 8.0 (учебная версия);
  • Total Commander;
  • Amaya;
  • Borland Developer Studio 2006;
  • FileZilla FTP Client;
  • Microsoft .NET Framework SDK v1.1;
  • Microsoft Visual C++ 2008 Express Edition;
  • Microsoft Visual Basic 2008 Express Edition;
  • Microsoft Visual C# 2008 Express Edition;
  • Microsoft Visual Web Developer 2008 Express Edition
  • Oracle VM VirtualBox;
  • Scilab-4.1.2 (5.2.2);
  • Windows PowerShell 1.0;
  • Adobe Reader 9;
  • Photoshop Portable;
  • pgAdmin III 1.8;
  • PostgreSQL 8.4;
  • Far Manager 2;
  • PortTunnel;
  • Eureka.

Список представляет широкий спектр ПО, что позволяет получить студентам практические навыки в различных областях информационных технологий. Перечислим некоторые из них:

  • Программирование,
  • Базы данных,
  • Компьютерная графика,
  • Математическое моделирование,
  • Интеллектуальный анализ данных,
  • Интернет-технологии
  • Мультимедиа-технологии
  • Проектирование информационных систем
  • Администрирование в информационных системах
  • Бухучет в информационных системах
  • Информационные системы в управлении предприятием
  • Управление данными

Кроме перечисленных выше программных продуктов, установленных на локальных компьютерах, должно быть программное обеспечение, установленное на серверах. Студенты должны иметь возможность создавать интернет-сайты и размещать их на http-сервере.

Рассмотрим второй аспект - соответствие учебных программ современным требованиям. Информационные технологии развиваются бурными темпами. Учебные программы часто не соответствуют современным потребностям информационного общества. Частично эта проблема решается за счет учебного заведения. Но в целом учебные программы, как и в прежние годы, ориентированы на подготовку научных кадров, не смотря на то, что большинство студентов(90% и более) не ориентированы на научную или преподавательскую деятельность. Рассмотрим несколько возможных вариантов улучшения данной ситуации:

  • Привлечение специалистов в облати ИТ к разработке образовательных программ
  • Изменение структуры программ в пользу специальных предметов и практических занятий
  • Более частый пересмотр учебных программ

Другой, не менее важный аспект подготовки специалистов – преподавательский состав. Хорошо зарекомендовало себя привлечение преподавателей – практиков, работающих в IT – компаниях и технических отделах предприятий. Таким образом, обучение идет с поправкой на современные требования информационного общества. Все преподаватели регулярно проходят курсы повышения квалификации. В последние годы в некоторых учебных заведениях многие преподаватели проходят стажировку в других странах. Взят на вооружение опыт передовых зарубежных вузов по организации учебного процесса, методике преподавания дисциплин для IT – специалистов. Особенно интересен опыт университетов США, Германии. Преподаватели, прошедшие стажировку устраивают семинары на кафедрах, тем самым распространяя передовой опыт.

Важной составляющей подготовки IT – специалистов является взаимодействие с работодателем. Студенты должны быть готовы после окончания вуза решать не учебные, а реальные задачи. Поскольку студенты имеют разный уровень подготовки, при составлении заданий важно применять дифференцированный подход. Успешной стала практика выполнения дипломной работы у будущего работодателя. Такая работа чаще всего выполняется в рамках проекта компании или предприятия. В последнее время очень часто работодатели сами ищут способных студентов старших курсов. Такое взаимодействие позволяет работодателю заранее присмотреться к будущему сотруднику, а студенту оценить свой реальный уровень практической подготовки.

В решении проблемы подготовки квалифицированных кадров должны принимать участие все заинтересованные стороны – коммерческие и бюджетные организации, нуждающиеся в специалистах IT – сферы, технические вузы, занимающиеся подготовкой студентов, разработчики образовательных программ.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СПЕЦИАЛИСТА, КАК НЕОТЪЕМЛЕМОЕ УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Система подготовки специалистов физической культуры и спорта должна быть сориентирована, прежде всего, в направлении формирования информационной культуры специалистов....

Доклад. Роль игровых элементов на уроках математики в подготовке компетентностного специалиста в условиях введения ФГОС нового поколения

задача системы образования при обучении математике - развитие общих способностей студентов, позволяющих ориентироваться в условиях неопределённости применять знания в нестандартных ситуациях. Это возм...

Доклад "Использование инновационных технологий в подготовке компетентностного специалиста"

Использование инновационных технологий в подготовке компетентностного специалистаОтличительной особенностью образовательных стандартов профессиональной школы третьего поколения заключается в том, что ...

Организационно-педагогические условия использования тестовой технологии в процессе подготовки ветеринарных специалистов

В своей методической разработке я хочу поделиться опытом применения различных видов тестов, при подготовке ветеринарных специалистов. Данная методическая разработка может быть полезна для преподавател...

Самостоятельная работа дисциплины "Физика" как условие подготовки компетентного специалиста

Методическая разработка "Самостоятельная работа дисциплины "Физика" как условие подготовки компетентного специалиста"...