Самостоятельная работа дисциплины "Физика" как условие подготовки компетентного специалиста
статья по физике на тему

Абрамова Ольга Сергеевна

Методическая разработка "Самостоятельная работа дисциплины "Физика" как условие подготовки компетентного специалиста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon методическая разработка47.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СОРМОВСКИЙ МЕХАНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА П.А.СЕМЕНОВА»

Методическая разработка по физике на тему

«Самостоятельная работа по физике как условие

подготовки компетентного специалиста»

Разработчик:

Абрамова О.С.

Нижний Новгород,

2015 г.

        Одной из важнейших задач современного профессионального образования является формирование профессиональной компетентности будущих специалистов.

        Квалификационные характеристики по всем специальностям среднего профессионального образования новых образовательных стандартов третьего поколения содержат основные требования:

        уметь осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

        использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;

        заниматься самообразованием, самообучением.

        Эти требования к подготовке обучающихся делают их конкурентоспособными на современном рынке труда.

        В условиях возрастающего объема информации, сокращения аудиторной нагрузки, времени на изучении учебной дисциплины, возрастает значение организации самостоятельной работы обучающихся. В новых учебных планах 50% времени отводится на самостоятельную работу обучающихся. Центр тяжести в обучении перемещается с преподавателя на самостоятельную деятельность обучающихся. Таким образом, можно констатировать противоречие между возрастающим потоком информации и умением обучающихся самостоятельно получать необходимые знания, использовать соответствующие формы и методы для самоорганизации познавательной деятельности, в результате чего иметь качества, характеризующие личность компетентного специалиста. Новые образовательные стандарты СПО нацеливают преподавателей техникума на модульно-компетентностный подход к обучению, при котором преподаватель дает обучающимся знания, формирующие умения и навыки практической работы по избранной специальности, а также навыки самообучения.

        В России в связи с ведением ФГОС нового поколения количество учебных часов по ведущим дисциплинам сократилось. Сокращенные часы по предметам перешли в часы самостоятельной работы обучающихся. Поэтому сегодня большое значение приобретает самостоятельная работа обучающихся, создающая условия для формирования у них готовности и умения использовать различные средства информации с целью поиска необходимых знаний.

        По мнению многих ученых А.Н. Леонтьева, П.И. Пидкасистого и других самостоятельная работа является средством организации учебного и научного познания, средством организации и управления познавательной деятельностью обучаемых, вовлечения обучаемых в самостоятельную познавательную деятельность. Никакие знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека. Кроме того, самостоятельная работа имеет воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста.

        Самостоятельная работа выделяется как непременный элемент образовательного процесса многими современными образовательными технологиями (знаково-контекстное, активное, проблемное обучение, метод проектов и др.), поскольку самостоятельная учебная деятельность позволяет:

- ликвидировать пробелы в восприятии учебной информации;

- раскрыть творческие способности обучающихся, содействует развитию учебной мотивации;

- перейти от уровня «репродукции» к уровню «умений» и «практических навыков» как основных критериев профессиональных компетенций.

        Обеспечение качества самостоятельной работы обучающихся возможно тогда, когда обучающиеся относятся к знаниям с интересом, когда появляется внутренняя мотивация самим расширить свои знания в той или иной области. В связи с возрастанием роли и значения самостоятельной работы обучающихся перед преподавателями техникума неизбежно возникает проблемные вопросы, а именно:

1. Планирование содержания самостоятельной работы обучающихся в рабочей программе. Соответствие объема выполнения самостоятельной работы, времени, отведенному в рабочей программе.

2. Виды, содержание, объем самостоятельной работы.

3. Изменение в содержании самостоятельной работы в период обучения.

4. Формы, виды контроля самостоятельной работы обучающихся.

5. Наличие общих требований по оформлению методических рекомендаций по выполнению самостоятельной работы обучающихся в техникуме, что обеспечивает единство требований всех преподавателей к организации и руководству самостоятельной работы обучающихся.

6. Создание пособий по организации самостоятельной работы обучающихся.

        В узком смысле слова самостоятельная работа – это самостоятельное выполнение обучающимися определенных заданий, которое осуществляется как в учебной, так и во внеаудиторной деятельности в различных формах: письменной, устной, индивидуальной, групповой.

        В более широком смысле слова самостоятельная работа – это универсальный способ образовательной деятельности обучающегося, который связан не столько с усвоением суммы знаний, сколько расширением границ восприятия и осмысления человеком мира самого себя.

Самостоятельная работа обучающихся делится на два вида:

  • аудиторную;
  • внеаудиторную.

В соответствии с требованием ФГОС 50% учебного времени системе среднего профессионального образования отводится на внеаудиторную самостоятельную работу обучающихся.

Самостоятельная (внеаудиторная) работа обучающихся – планируемая учебная, учебно-исследовательская работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве педагога, но без его непосредственного участия.

Целью самостоятельной (внеаудиторной) работы обучающихся является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. Этот вид самостоятельной работы способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровней.

В образовательной практике используются различные виды самостоятельной (внеаудиторной) работы. Анализируя разнообразный материал по организации самостоятельной работы обучающихся в процессе внеаудиторной работы, мною были определены следующие его виды и формы:

1. Для овладения и углубления знаний

- чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы)

- составление плана текста

- графическое изображение структуры текста

- конспектирование текста

- выписки из текста

- работа со справочниками

- использование компьютерной техники и Интернета

- создание презентаций

2. Для закрепления знаний

- работа с конспектом лекций

-повторная работа с учебным материалом

- составления плана и тезисов ответа

 составление различных таблиц

3. Для систематизации учебного материала

- ответы на контрольные вопросы

- аналитическая обработка текста

- выполнение тестовых проверочных работ

- составление кроссворда, сканворда

- подготовка рефератов, докладов, сообщений

- участие в интерактивных викторинах, семинарах и конкурсах

4. Для формирования практических и профессиональных умений

- решение задач и упражнений по образцу

- опытно-экспериментальная работа

- подготовка ко всем видам контрольных испытаний, в том числе экзаменам и зачетам

        Объем самостоятельной работы обучающихся определяется государственным образовательным стандартом. Самостоятельная работа обучающихся является обязательной для каждого обучающегося и определяется учебным планом.

        Умение и способность обучающихся организовывать свою самостоятельную работу может привести к хорошим результатам в учебе. В процессе самостоятельной работы у обучающихся развиваются мыслительные способности, формируется индивидуальность мышления, умение ориентироваться в потоке информации, способность использовать знания в практической деятельности, развиваются и совершенствуются качества компетентного специалиста.

Список литературы

1. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии.-М.: ВЛАДОС, 2004.-303с.

2. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учебное пособие для студентов ВУЗов.-М.: Академия, 2001.-192с.

3.Рекомендации по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений профессионального образования в условиях действия ГОС СПО (Письмо Минобразования России от 29.12.200г. № 16-52-138 ин 16/13)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ КОМПЕТЕНТНОГО СПЕЦИАЛИСТА"

Отношение к дисциплине складывается из интереса и осознания его значимости. Необходимо не только заинтересовать студентов в изучении иностранного языка, но и преподнести им иностранный язык как профес...

Самостоятельная работа как условие формирования у студентов профессиональных компетенций.

Самостоятельная работа обучающихся в СПО является важным видом учебной и научной деятельности студентов. Она способствует формированию творческой личности, способного к саморазвитию, самообразованию, ...