Самостоятельная работа как условие формирования у студентов профессиональных компетенций.
статья по теме

Нижегородов Роман Владимирович

Самостоятельная работа обучающихся в СПО является важным видом учебной и научной деятельности студентов. Она способствует формированию творческой личности, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_nizhegorodov.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Р.В. Нижегородов

ГОБ ПОУ Усманский промышленно-технологический колледж

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Самостоятельная работа обучающихся в СПО является важным видом учебной и научной деятельности студентов. Она способствует формированию творческой личности, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности.

ФГОС предусматривается около 50 % часов из общей трудоемкости дисциплины на самостоятельную работу обучающихся.[1] В связи с этим, обучение включает в себя две, практически одинаковые по объему и взаимовлиянию части – процесса обучения и процесса самообучения. Поэтому самостоятельная работа студентов должна быть эффективной и целенаправленной.

Цель – определить требования и условия, необходимые для организации самостоятельной работы студентов при реализации федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения.

Задачи:

- Создать условия для организации самостоятельной работы студентов;

- Способствовать формированию у студентов навыков самостоятельной, учебной, научно-исследовательской и практической работы;

- Содействовать развитию и углублению профессиональных, научных и практических интересов студентов;

- Способствовать формированию профессионально значимых качеств, знаний, умений и навыков будущих специалистов.

Самостоятельная работа студентов – планируемая учебная, учебно - исследовательская, научно - исследовательская работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. [3]

Самостоятельная работа реализуется:

- непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях, практических и семинарских занятиях, при выполнении лабораторных и практических работ;

- в контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т. д.;

- в библиотеке, дома, в общежитии при выполнении студентом учебных и творческих задач.

При изучении дисциплин и профессиональных модулей самостоятельная работа студентов должна представлять единство внеаудиторной, аудиторной и творческой самостоятельной работы.

Критериями оценки результатов самостоятельной работы студентов являются:

- уровень освоения студентом учебного материала;

- умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач[2].

В связи с внедрением Федеральных Государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования третьего поколения актуальной стала проблема внедрения компетентностного подхода к построению воспитательно-образовательного процесса.

При этом Государственный образовательный стандарт предполагает овладение общими и профессиональными компетенциями студентами всех форм обучения в полном объеме вне зависимости от формы обучения [3, с. 161].

К примеру, Целью освоения профессионального модуля «Проектирование, организация и устройство территорий различного назначения» является приобретение студентами профессиональных компетенций в сфере «Землеустройство», необходимых для успешной профессиональной деятельности в современных условиях.

В процессе освоения профессионального модуля студент формирует и демонстрирует следующие общие компетенции (ОК):

Понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1).

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. [1]

В результате студенты приобретают первоначальные знания о подготовке материалов для проектирования территорий, разработке и анализе проектов межхозяйственного и внутрихозяйственного землеустройства, организации и технологии производства землеустроительных работ, которые соответствуют следующим профессиональным компетенциям (ПК).

ПК 2.1. Подготавливать материалы почвенных, геоботанических, гидрологических и других изысканий для землеустроительного проектирования и кадастровой оценки земель.

ПК 2.2. Разрабатывать проекты образования новых и упорядочения существующих землевладений и землепользований.

ПК 2.3. Составлять проекты внутрихозяйственного землеустройства.

ПК 2.4. Анализировать рабочие проекты по использованию и охране земель.

ПК 2.5. Осуществлять перенесение проектов землеустройства в натуру, для организации и устройства территорий различного назначения.

ПК 2.6. Планировать и организовывать землеустроительные работы на производственном участке. [1].

При этом важно понимать, что развитие общих и профессиональных компетенций не возможно без правильно организованной самостоятельной работы. Организацию самостоятельной работы студентов обеспечивает отдел научно-методической работы, преподаватели колледжа, библиотека, центр информационных технологий.

Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов ее контроля. Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор - подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности. Профессиональные знания - это результат познания фактов, явлений профессиональной деятельности, их связей, свойств и отношений. Студент должен обладать высокой готовностью к немедленному и правильному использованию своих знаний при выполнении задач профессиональной деятельности.

Для методического обеспечения организации самостоятельной работы обучающихся при реализации ФГОС и модернизации профессионального образования необходимо выполнить следующие условия:

- систематически проводить пополнение и обновление библиотечного фонда;

- организовать работу типографии для методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся;

- создание электронного методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся образовательного учреждения.

Выполнение этих условий позволит стимулировать процессы, направленных на методическое обеспечение и организации самостоятельной работы студентов в образовательном учреждении, приведение структуры профессиональной подготовки в соответствие с актуальными потребностями рынка труда.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Федеральный Государственный образовательный стандарт
    среднего профессионального образования по специальности 120701 Землеустройство
  2.  Вигман, С.Л. Педагогика в вопросах и ответах  учеб. пособие.- М.: Велби: Проспект, 2005. - 208 с.
  3. Герасименко К.М. Организация самостоятельной работы студентов / Ярославский педагогический вестник – 2010 - № 4 – Том II
  4. Самостоятельная работа учащихся на уроке: [Электронный документ]. - (http://www.bestreferat.ru/referat-50691.html) 17.11.2009

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: "Использование проектной деятельности во внеклассной работе как условие формирования и развития компетенций студентов"

В работе представлен опыт работы по теме : "Использование проектной деятельности во внеклассной работе как условие формирования и развития компетенций студентов"....

Внеаудиторная деятельность студентов как способ формирования общих и профессиональных компетенций

Внеаудиторная деятельность студентов, является составной частью образовательной программы....

Проектная деятельность как средство формирования общих и профессиональных компетенций студентов колледжа

В современном мире, более чем в какие-либо предшествующие эпохи,единственным постоянным фактором являются перемены. Изменения,происходящие в жизни общества, требуют от человека качеств, позволяющихему...

Формирование общих и профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа в лингвистическом пространстве, статья, 2020 г.

Формирование общих и профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа в лингвистическом пространстве, статья в сборник материалов Республиканской НПК, МЗ РБ, ГАПОУ «РБМК Э.Р. Раднаев...

Проектная деятельность как одно из условий формирования общих и профессиональных компетенций студентов

В науке и практике образовательной деятельность предлагается большое разнообразие педагогических технологий, рекомендуемых для формирования компетенций у студентов. В своей работе мы взяли на вооружен...

2017 г. Республиканская НПК Инновационные педагогические технологии в формировании общих и профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа», г. Улан-Удэ

2017 г. Республиканская НПК Инновационные педагогические технологии в формировании общих и профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа», г. Улан-Удэ...