Главные вкладки

    Системно-деятельностный подход в обучении как средство активизации познавательной деятельности обучающихся
    статья на тему

    Перепёлкина Людмила Павловна

    Именно системно – деятельностный подход является основой ФГОС второго поколения. При использовании этого подхода уроки становятся более насыщенными, красивыми и интересными. Возрастает познавательный интерес обучающихся.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     Системно-деятельностный подход в обучении как средство активизации познавательной деятельности обучающихся.

    Именно системно – деятельностный подход является основой ФГОС второго поколения. При использовании этого подхода уроки становятся более насыщенными, красивыми и интересными. Возрастает познавательный интерес обучающихся.

         Проанализировав достаточно большое количество литературы по данной теме, можно прийти к выводу, что в основе системно-деятельностного подхода лежит принцип развивающего обучения, который  сформулирован Львом Семеновичем Выготским еще в 30-е годы прошлого столетия. Великий учёный считал, что дети способны не просто повторять за учителем заученный урок,  они способны на большее. Дети должны мыслить на перспективу, обучение должно «ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития». И В 60-90 годы  благодаря исследовательским усилиям научно-практического коллектива Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова эта теория превратилась в развёрнутую теорию развивающего обучения.

            Само понятие системно-деятельностного подхода было введено  в 1985 г. как особого рода понятие. Системно-деятельностный подход является результатом объединения двух подходов в отечественной психологии:

     - системного подхода, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.),

     - и деятельностного, который разрабытывался Л.С.Выготским, Л.В.Занковым, А.Р.Лурия, Д.Б.Элькониным, В.В.Давыдовым и многими др.

    Если принимать во внимание понятия «системы» и «деятельности», то системно – деятельностный подход предполагает:

    • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
    • переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
    • ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе универсальных – учебных действий);
    • признание решающей  роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
    • учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;
    • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
    • разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;
    • гарантированность  достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.

    Выявив все вышеприведенное и прочитав огромное количество информации в печатном и электронном виде, можно выделить некоторые приемы, применяемые учителями  в учебной деятельности:

    1)    Метод проектов.

             Возможностей для создания проектов на уроках иностранного языка предостаточно, например, обучающимся на уроке предлагается составить проект на тему «Моя семья», по заранее составленным учениками, презентациям и рисункам. Таким образом, каждый проект должен состоять из текста с описанием семьи, семейных праздников и т.д., рисунков и мультимедиа презентации по тексту. Текст, презентацию и рисунки каждый ученик должен составить сам.

    2)    Метод ролевых игр.

             Ученики разбиваются на пары или группы и обыгрывают какую-либо ситуацию. Так, например, ученикам предлагается обыграть завтрак в семье.

    3)    Метод необычного домашнего задания.

             Примером может служить следующее задание: ученикам необходимо уговорить родителей один день постараться общаться дома только на иностранном языке. На следующий урок каждый обучающийся приносит текст, с примерным описанием этого дня.

    4)    Прием «Синквейн».

             Каждый ученик должен написать текст, состоящий из 5 строк. Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
    Во второй строке – два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
    Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
    В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.

    5)    Рефлексия на уроках.

             Это самый любимый прием всех обучающихся.

    6)   Метод Ривина А.Г. Все обучающиеся получают тему, прорабатывает ее по частям в парах сменного состава. Названия частей записывается в тетрадь. После проработки всего текста учащиеся выступает по теме.

    7)   Обратный метод Ривина А.Г. используется при составлении тем или как подготовку к пересказу текста по плану. Каждый ученик получает подробный план своей темы. Его задача – по плану восстановить содержание темы по текстам, которые имеют разные учащиеся.

    8) Методика взаимопередачи тем, предназначена для организации изучения теоретического учебного материала на основе работы учащихся в парах. 1 учащийся пары повторяет одно правило, 2 учащийся второе правило. Сначала 1 объясняет, напоминает, учит второго, проверяет уровень его понимания. Потом учащиеся меняются ролями.

    9) Методика взаимотренажа. Эта методика предназначена для организации процессов повторения, закрепления, тренировки. На специальных карточках оформляются 5-6 упражнений с ответами. Один ученик имеет при себе карточку с ответами, а другой ученик Методика взаимотренажа. Эта методика предназначена для организации процессов повторения, закрепления, тренировки. На специальных карточках оформляются 5-6 упражнений с ответами. Один ученик имеет при себе карточку с ответами, а другой ученик - без ответов.

    10) Методика взаимопроверки индивидуальных заданий. Индивидуальные задания представляют собой набор карточек, включающий все типы вопросов. Ученики, работая в парах, отвечают на вопросы. Первый ученик задаёт вопрос, второй отвечает. У первого ученика есть объяснения ответов.

    Это приемы и методы, которые на данный момент уже используются на уроках многими учителями.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

    Приёмы и методы, которые можно использовать, чтобы сделать урок динамичным и более насыщенным, необычным и интересным, но не перегруженным...

    «Использование интерактивных методов обучения при компетентностом подходе как средство активизации познавательной деятельности обучающихся».

    В последнее время все чаще высказывается идея о том, что ученик должен не вообще получать образование, а достигнуть некоторого уровня компетентности в способах жизнедеятельности в человеческом о...

    Тема самообразования: «Дифференцированное обучение на уроках математики, как средство активизации познавательной деятельности обучающихся»

    «К каждому ребёнку следует применять его собственное мерило, побуждать каждого к его собственной обязанности и награждать его собственной заслуженной похвалой» Как только возникает чувство недовольств...

    " Использование метода проблемного обучения как средство активизации познавательной деятельности на уроках биологии и внеурочной деятельности" Обобщение опыта.

    Обобщен опыт многолетней работы учителем биологии в 5-9 классах по теме : " Исппользование метода проблемного обучения как средство активизации познавательной деятельности  на уроках биологии и ...

    Реферат на тему: «Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности обучающихся»

    Одна из серьезных проблем современной школы - нежелание большинства учащихся учиться. Такое состояние порождает ряд других не менее катастрофических проблем:•      усиливается...

    Доклад по теме «Инновационные методы обучения и воспитания на уроках трудового обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

    Педагогические чтения – 2017 «Совершенствование профессиональной компетентности учителя как способ повышения качества образовательных услуг в условиях модернизации системы образования». Секция «В...