Главные вкладки

    Исследовательская деятельность как средство активизации познавательной деятельности обучающихся.
    материал по истории (10 класс) по теме

    Понафидина Елена Александровна

    Статья из опыта работы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tekst_doklada.doc30.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                                                   Понафидина

                                                                                              Елена Александровна

    Исследовательская деятельность как средство активизации познавательной деятельности обучающихся.

          В современном стремительно меняющемся мире у детей необходимо развивать исследовательские качества, которые рассматриваются как неотъемлемая характеристика личности, профессионализма и компетентности в любой сфере деятельности.

          В связи с этим становится актуальной подготовка учащихся к исследовательской деятельности, обучение их умениям и навыкам исследовательского поиска, что является системообразующим фактором учебного содержания предмета истории.

    Исследовательская работа старшеклассников направлена на решение задач профессиональной ориентации и организацию последующего профессионального образования обучающихся. Тематика работ выбирается исходя из личных склонностей и потребностей школьников. Акценты смещаются на проблемно-аналитическое изучение  материала, развитие абстрактно-логического и эмоционально-образного мышления, методологической, информационной и коммуникативной культуры, формирование личностных и исследовательских качеств, которые позволят выпускникам продолжить образование в высшей школе.

    Работа над исследованием строится в несколько этапов. На первом этапе определяется тема, отбираются необходимые источники информации, составляется своеобразная маршрутная карта реализации исследования. Темы для исследований учащимися выбираются самостоятельно. Однако темы исследований в большинстве случаев носят краеведческий характер.

    Несомненно, большой интерес может представлять история родного поселка, улицы, а иногда и одного дома. Краеведческие темы находятся в альбомах с фотографиями, в книгах по местной истории. В районной  газете «Голос хлебороба» можно найти множество различных очерков, размышлений, воспоминаний об известных людях. Всё это мотивирует учащихся проследить их дальнейшую судьбу или просто больше узнать о них, а значит, заняться исследовательской деятельностью.

    Импульс к исследовательской paбoтe мои ученики получают под влиянием разных событий. Так, темы исследовательских работ «На земле нет семьи такой, где не памятен был  свой герой...», «Землю спасая, смерть призирая, шел впереди солдат…» родились в связи со 65-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне. В своих исследовательских работах обучающиеся осветили боевой путь своих прадедов, изучая его по документа и воспоминаниям. «Вся жизнь его звездою яркою была»- исследование, посвященное министру радиопромышленности                        П. С. Плешакову, чьё имя носит наша школа.

    После выбора темы исследовательской работы проводится общий инструктаж по составлению плана и сбору нужной информации из разных видов исторических источников (книг, учебников, энциклопедий, документов, материалов, СМИ, Интернета и др.).

            Обучающиеся в своей работе используют разные источники. Это могут быть устные источники, материалы и документы (в том числе кино, фото), почерпнутые из домашних, государственных, общественных архивов, неопубликованные воспоминания, разного рода биографические записки, дневники, письма.

    В ходе исследовательской деятельности обучающиеся знакомятся со справочным отделом районной библиотеки: тематической картотекой книг и журналов, систематическим, предметным, алфавитным каталогами, каталогами журнальных и газетных статей. Им приходится обращаться за помощью к библиографу при составлении библиографического списка. В ходе такой познавательной деятельности старшеклассники приобретают навыки интеллектуального труда.

     На третьем этапе осуществляется придание работе формы, соответствующей содержанию проекта.

     Лучшие исследовательские работы  принимают участие в областных  конкурсах и конференциях. 2008 год – Левина Вера 9 «А» класс дипломантка областного творческого конкурса «Г.Р. Державин и Тамбовский край» в номинации «Краеведческие изыскания в форме реферата». 2009 год - Ефремова Анастасия 10 «А» класс участница  областного конкурса исследовательских и творческих работ обучающихся «Первые шаги в науку», номинация: военная история  «На земле нет семьи такой, где не памятен был свой герой…»,  дипломантка  XIII открытой областной научно – практической конференции «Грани Творчества», номинация: краеведение.  2010 год - Труханкин Александр 11 «А» класс – обладатель сертификата активного участника   Межрегионального историко-патриотического конкурса «Морской венок славы: вклад моряков и судостроителей в Победу над фашизмом в годы Великой Отечественной войны», посвященного 65-летию окончательного снятия блокады Ленинграда «Невская твердыня» (исторический реферат). 2010год - Суворова Дарья 10 «А» класс призер XIV открытой областной научно – практической конференции «Грани Творчества», номинация военная история «Землю спасая, смерть призирая, шел впереди солдат…», призер областной научно – практической конференции по краеведению «Моя земля, мои земляки».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Информационные технологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках географии.

    Залогом успешной работы педагога является поиск эффективных средств обучения. В настоящее время в образовательном пространстве имеется разнообразный набор компьютерных  средств обучения географии...

    Использование ИКТ как средства активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках математики

    Выступление с презентацией по теме "Использование ИКТ на уроках математики"....

    Активизация мыслительной,познавательной деятельности,как средство развития творческих способностей обучающихся

    Статья предназначена для педагогов дополнительного образования в разделе декоративно- прикладного направления....

    Мастер-класс Тема «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»

    Тема   «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»Цель мастер - клас...

    Нестандартные уроки как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

    В  условиях   современного   обучения   перед  педагогами   всё  чаще  встает  вопрос:  как  мотивировать    п...

    Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

    Приёмы и методы, которые можно использовать, чтобы сделать урок динамичным и более насыщенным, необычным и интересным, но не перегруженным...

    Методический проект "Проектная деятельность как средство активизации познавательной деятельности учащихся при изучении химии"

    Методические рекомендации по созданию учебных проетов. Как написать проект, каковы  цели, написать библиографический список,  каковы требования к созданию презентаций?...