Обучение в сотрудничестве и метод проекта в обучении иностранному языку
статья на тему

Трусенко Ирина Владимировна

материал содержит теоретический курс и рекомендации к применению технологий обучения в сотрудничестве и метода проекта в обучении иностранному языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Осознание необходимость владения хотя бы одним иностранным языком пришло в наше общество. Поэтому мотивация к изучению его резко возросла. Основными трудностями является недостаток активный устной практики в расчете на каждого ученика группы отсутствие необходимой индивидуализации и дифференциации обучения.

         К сожалению, практически все учебники ИЯ  разрабатывается в расчете на некоего среднего ученика. Компенсировать это недостаток можно не нужно за счет разработанных в методике методов ,подходов и технологий обучения которые могли бы предоставить возможность устной практики каждому ученику на уроке, обеспечить индивидуализацию дифференциацию  обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности, интересов (имеется в виду интереса к изучению ИЯ),склонностей. Речь идет о необходимости реализации личности  ориентированного подхода в обучении ИЯ.

          Основной принцип этого направления: в центре обучения должен находиться ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания. Это обучение ориентировано на личностные характеристики, предшествующий опыт, уровень интеллектуального, нравственного и физического развития ребенка, особенности его психики, памяти, восприятие, мышления, поскольку речь должна идти об особенностях самого процесса обучения, отбора соответствующих технологий

                                            Обучение в сотрудничестве.

          Основная идея этой технологии обучения-создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Ученики разные: одни быстро "схватывают" все объяснения учителя, легко овладевают лексическим материалом, коммуникативным умениями, другим требуется не только значительно больше времени для осмысления материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Такие ребята, как правило стесняются задавать вопросы при всем классе, а подчас просто и не осознают, что конкретно они не понимают, не могут сформулировать правильно вопрос.  Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы (по 3-4 человека) и дать им одно общее задание, обговорив роль каждого ученика группы в выполнении этого задания, то возникает ситуация в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но что особенно важно за результат всей группы.  Поэтому слабые ученики стараются выяснить у сильных всё непонятое или вопросы, а сильные учащиеся заинтересованы в том чтобы все члены группы, в первую очередь слабый ученик,  досконально разобрались в материале заодно и сильный школьник имеет возможность проверить собственно понимание вопроса, дойти до сути.  Таким образом совместными усилиями ликвидируется пробелы. Такова общая идея обучение в сотрудничестве.-

         Существует много разнообразных вариантов обучения в сотрудничестве. Учитель в своей практике может разнообразить и эти варианты творческим подходом применительно к своим ученикам., но при одном непременном условии-четком соблюдении основных принципов обучения в сотрудничестве.

    - Группы учащихся формируются учителем до урока с учетом психологической совместимости детей.

  - Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы.

   - Оценивается работа не одного ученика, а всей группы; важно, что оценивается не только, а иногда не столько знания, сколько усилия учащихся.

  - Учитель сам выбирает учащегося группы, который должен отчитаться за задание.

        Практически это обучение в процессе общения-общения учащихся друг с другом, учеников с учителем и обязательно на ИЯ.

         Обучение в сотрудничестве способно помочь в формировании умений работы с информацией, как того требует современное образование. Ученикам важно уметь самостоятельно добывать дополнительный материал, критически осмысливать получаемую информацию, уметь делать выводы, аргументировать их, располагая фактами, решать возникающие проблемы. Обучение в сотрудничестве способно подготовить ученика к более сложным видам деятельности-метод проектов.                                                            --

         Метод проектов приобретает все больше сторонников. Он направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребёнка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые даёт ему школа,  уметь применять их на практике. В основе проекта лежит какая либо проблема. Чтобы решить проблему, которая лежит в основе проекта, школьники должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К ним можно отнести умения работать с текстом, умение работать с разнообразным справочным материалом. К творческим умением относятся: умение вести дискуссию, слушать слышать собеседника, отстаивать свою зрения, подкрепленную аргументами, умение логично излагать мысль. Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка, которая должна проводиться постоянно , систематически и параллельно с работой над проектом.

         Если учитель решил использовать при изучении какого-либо раздела или вопроса программы метод проектов, он должен тщательно продумать, разработать, просчитать; четко определить учебные задачи; продумать, какую помощь можно оказать ученикам, не предлагая готовых решений. Желательно спланировать всю серии уроков, на которых предполагается использовать метод проектов.                                                           –

         На первом этапе учителю необходимо разработать план проектной работы и продумать систему коммуникативных  упражнений, обеспечивающую ее речевой уровень.  Учащиеся должны свободно владеть активной лексикой и грамматикой в рамках учебной темы, перед тем как переходить к обсуждение проблемных вопросов.

         Второй этап - подготовительный, обеспечивает языковые и речевые умения школьников. Параллельно с этим проводится поэтапная работа над проектом. Тексты из учебника служат содержательной базой для развития речевых и исследовательских умений учащихся.

         Третий этап — защита и обсуждение проектов. Это заключительный этап. Каждая группа защищает свой проект по раннее обсужденному плану. После презентации проектов предполагается общая дискуссия, которая должна быть заранее продумана учителям.. В результате обсуждения учащиеся должны прийти к общему решению по вопросу.

        Самое главное в данной технологии — это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в ходе  работы над темой.

         Как мы видим, метод проектов четко ориентированы на реальный практический результат, значимый для школьников. Во время работы над проектом строятся новые отношения учителя и учащегося. Учитель уже не является для ребят единственным источником информации. Он становится консультантом, помощником. Свою работу ученики предъявляют скорее своим товарищам чем учителю. Работа над проектом поможет детям проявить себя совершенно неожиданно. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые  таланты.

          Умение пользоваться методом проектов, обучением в сотрудничестве — показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Эти технологии относятся к технологиям XXI века, но для использования этих технологий учителю необходимо желание изменяться и усовершенствоваться, трудолюбие, творческий подход к работе и, конечно, любовь к детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Метод проектов на уроках иностранного языка"

Презентация о методе проектов с разработкой проекта по теме "Многоквартирный дом."...

Метод проектов на уроках иностранного языка

Статья методического характера на основе  личного опыта применения проектной методики на уроках иностранного языка...

Использование метода проекта па уроках иностранного языка

Статья содержит краткий обзор использования метод проекта на уроке ИЯ...

Доклад "использование метода проектов на уроке иностранного языка "

данный материал может быть полезен для учителей иностранного языка при работе над проектами...

Метод проектов на уроках иностранного языка

Метод проектов приобрел широкую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний  и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в ...

Метод проектов на уроках иностранного языка

В обучении языку метод проектов стал особенно активно применяться в конце 80- х годов ХХ века. Начиная с этого времени, ведущие издательства США и Европы выпускают методические пособия по использовани...

курсовая работа "Метод проектов на уроках иностранного языка"

Данная курсовая работа может быть использована учителем английского языка на сврих уроках и студентом-практикантом на практике....