Типичные ошибки при составлении языкового портфолио учащихся
статья на тему

При составлении портфолио возникает множество вопросов не только у учащихся, но и у учителей. Чтобы избежать трудностей следует анализировать каждый проделанный шаг совместно с педагогом. При создании портфеля преподаватели и ученики допускают множество ошибок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Типичные ошибки при составлении языкового портфолио учащихся

Портфолио не является самоцелью, это возможность наглядно продемонстрировать индивидуальные достижения учащегося, а также поставить перед собой новые цели и способы их достижения. Создание портфолио можно условно разделить на несколько этапов:

- Постановка новой задачи и новых целей и их письменное описание;

Важно помнить о том, чтобы новые цели были сформулированы вместе с преподавателем, так как в этом случае можно гарантировать их точность и сроки достижения. В противном случае невнятные цели не только не смогут быть достигнуты, но и не принесут никакой практической пользы. После обсуждения новых целей и задач их необходимо обязательно задокументировать – это является первым шагом над созданием нового портфолио учащегося.

- Подготовка необходимых работ для создания портфолио;

Следующий шаг (фаза) – непосредственная работа над проектами, изготовлением необходимых документов, которые будут собраны в единое целое (портфолио).

- Оформление портфолио, подготовка презентации и анализ пройденного курса

Данный этап является самым сложным, но в тоже время и самым интересным. Самое сложное – это провести грамотный анализ своей деятельности на пройденный курс, увидеть собственные ошибки и найти пути их исправления. Именно анализ пройденного курса, ошибок, сделанных в работах, позволяет обеспечить кардинально новый уровень обучения. На данном этапе ученики и преподаватели взаимодействуют между собой, превращая обычный процесс обучения в общение, в котором учащийся получает знания не только по предмету, но и в других сферах.

При подготовке портфеля рекомендуется сосредоточить внимание на таких позициях: самостоятельность мышления ученика; определение временного периода создания портфеля; взаимосвязь и взаимообусловленность лингвистических знаний, коммуникативных умений; отражение позиции учащегося на все представленные работы; процесс решения проблем, рассуждений по поводу их решения; логичность и аргументация принимаемых решений.

При составлении портфолио возникает множество вопросов не только у учащихся, но и у учителей. Чтобы избежать трудностей следует анализировать каждый проделанный шаг совместно с педагогом. При создании портфеля преподаватели и ученики допускают множество ошибок.

Первая группа ошибок связана со сбором материалов портфолио

Ошибка 1. Нарушение принципа «добровольности» при сборе документов и формировании портфолио. При сборе официальных документов, творческих работ, а в дальнейшем при оформлении портфолио родители и педагоги пытаются включить в него материалы без учёта мнения самого ребёнка. Взрослые опираются лишь на свои предпочтения и своё мнение о его способностях и интересах: они часто считают, что лучше самого ребёнка знают, что ему нужно.

Школьник, который занимается сбором материалов для своего портфолио, сам решает, что он поместит в папку своих достижений. Ни в коем случае нельзя принудительно (без согласия самого школьника) включать материалы в его портфолио, особенно на финальной стадии, когда он предъявляет свой портфолио. Это важнейшее педагогическое требование.

Ошибка 2. Сбор материалов вместо ученика, «по его поручению». В данном случае сбором документов и материалов для портфолио занимается не сам ученик, а по «его поручению» или даже «требованию» только родители или другие родственники. Школьник хочет, чтобы у него был свой портфолио, но заниматься им у него «нет времени». Объясняется это тем, что, во-первых, у большинства учеников, к сожалению, нет элементарных навыков самоанализа и систематизации, а во-вторых, страхом, что он что-то сделает «не так, как надо», поскольку это официальный комплект документов, который может повлиять на выбор профиля обучения в старших классах, затем и при поступлении в вуз.

При сборе материалов и оформлении портфолио учителю следует оказать школьнику помощь и поддержку родителей и других взрослых, но полностью подменять его в этом процессе не следует. Он сам должен приложить усилия, так как при сборе портфолио важен не только конечный результат, но и процесс осмысления своих достижений. Ученик осознаёт свои возможности, а серьёзная самостоятельная работа над материалами портфолио помогает сделать более осознанный выбор профиля дальнейшего обучения. Кроме того, он начинает более серьёзно и вдумчиво относиться к своим занятиям, увлечениям, в конце концов, даже к своему свободному времени, которое можно использовать с большим эффектом и пользой для портфолио.

В работе с портфолио надо соблюдать принцип «золотой середины»: нельзя ни лишать ученика права самому набирать материалы в портфолио, ни подменять его, ни оставлять без необходимой психологической и практической поддержки.

Ошибка 3. Игнорирование возможностей системы дополнительного и профессионального образования, общественных организаций. При сборе документов и материалов портфолио педагоги, родители и сами школьники не учитывают реальные возможности учреждений дополнительного и профессионального образования, общественных организаций, которые также имеют право выдавать различные сертификаты, дипломы, отзывы и рекомендации, которые можно включить в портфолио.

Ошибка 4. Формализм и соревнование при сборе портфолио. Родители и школьники могут включиться в своеобразное «соревнование» за максимальное количество документов и материалов, тем самым делая этот процесс формальным. Основной смысл — помочь сделать правильный выбор профиля дальнейшего обучения, а не продемонстрировать способность «собирать» материалы.

Не стоит увлекаться сбором большого количества материалов и тем более не соревноваться с другими школьниками по принципу «а у меня на два отзыва больше». Лучше более тщательно подойти к отбору документов и материалов для портфолио. Ведь важно не их количество, а качество.

Вторая группа ошибок связана с формированием объёма портфолио

Ошибка 5. Сбор в портфолио только официальных документов. При сборе информации для портфолио довольно часто его авторы-составители предпочитают только официальные сертифицированные документы (дипломы, сертификаты, свидетельства, удостоверения), которые выдаются органами образования, культуры, физкультуры и спорта. Но содержанием этого пакета документов могут стать творческие работы, самоотчёты, отзывы, рекомендательные письма.

В портфолио необходимо включать также «неофициальные» материалы, дающие представление о достижениях школьника.

Ошибка 6. Сбор материалов только за определенный класс.

Третья группа ошибок связана с подменой идеи портфолио традиционными схемами

Ошибка 7. Подмена портфолио зачётной книжкой. Это довольно частая ошибка (хотя регионов, которые используют портфолио, ещё немного). В регионе или в школе принимают решение издать и использовать зачётную книжку, где всё уже заранее разграфлено, школьнику остаётся только вписывать свои показатели. Но и это часто может делать только учитель или другой взрослый (руководитель творческого объединения учреждения дополнительного образования), который фиксирует достижения (или неудачи) школьника. Здесь налицо явная и принципиальная подмена портфолио, куда сам школьник может включать и то, что ему нравится, и то, что он считает нужным, «зачётной книжкой», из которой ни один лист или документ нельзя убрать без «определённых педагогических последствий» (как дневник, который по определению «неприкосновенен»).

Ошибка 8. Подмена портфолио обязательной характеристикой классного руководителя или педагогического совета. В этом случае происходит вполне естественная для многих педагогов подмена процедуры свободного сбора и предъявления материалов портфолио самим школьником идеей «обязательной характеристики», которую составляет классный руководитель или же педагогический совет школы и которая имеет определённые педагогические последствия для ребёнка.

Ошибка 9. Подмена систематической работы над портфолио разовой акцией. Рекомендуем рассматривать портфолио как технологию, которая будет нужна в течение всей профессиональной жизни человека.

Ошибка 10. Завышенные требования к внешнему оформлению портфолио. Некоторые педагоги и родители предъявляют чрезвычайно высокие требования к внешнему виду портфолио школьника: например, оформлять собранные материалы только типографским способом.

Главное для портфолио - его содержание и выдержанный стиль оформления, а не внешняя красота.

Четвёртая группа ошибок связана с оценкой материалов портфолио

Ошибка 11. Стремление оценить баллами все материалы портфолио. В нескольких российских регионах приняли решение оценивать определёнными баллами все документы и материалы учебного портфолио (рекомендательные письма, отзывы на творческие работы ученика). Это объясняется стереотипами педагогической практики: ученик должен обязательно получить оценку, так как у педагога нет иных стимулов и рычагов влияния. Часто выставляемый балл никак не комментируется, т.е. ученик должен просто принять его как данность и смириться с этим. Это в корне противоречит замыслу портфолио.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Типичные ошибки , допущенные учащимися 9 классов на пробном экзамене по географии . ГИА – 2011г.

Государственная (итоговая) аттестация 2011 года (в новой форме) обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы. Назначение экзаменационной работы – оцени...

Методическая разработка урока для учащихся 10 классов по теме: «Культура речи. Типичные ошибки стилистики русского языка и методы и способы их преодоления».

Подготовка к ЕГЭ является основной задачей учителя старших классов. Задания по стилистике, как показывает практика, являются одними из самых сложных для учащихся. Данный материал помогает выпускникам ...

Типичные ошибки, допускаемые учащимися при выполнении задания повышенного уровня сложности С-5 ЕГЭ по химии. Советы по предупреждению этих ошибок.

Консультативные материалы по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по химии разработаны учителем химии ГБОУ СОШ № 466 Курортного района,экспертом по проверке ЕГЭ Овчароовой Ольгой Эдуардовной ...

Методические приемы решения заданий части С: типичные ошибки учащихся.

В заданиях Части 2 сделан акцент:на проверку владения алгебраическим аппаратом;на проверку освоения базовых идей математического анализа;на проверку умения логически грамотно излагать свои аргументы;н...

Типичные ошибки учащихся при решении пробных заданий ОГЭ (модуль «Алгебра») и методы их предотвращения

При выполнении пробных заданий ОГЭ учащимися допускается ряд типичных ошибок, в связи с чем, была предпринята попытка их систематизировать и предложить методы их предотвращения....

Типичные ошибки русских учащихся в английском произношении и методика работы над ними

Работа над фонетическими навыками при обучении английскому языку, входящими автоматизированными компонентами в умения аудирования, говорения и чтения вслух, представляет определенные трудности. В данн...

типичные ошибки в развитии речи учащихся в условиях русско-национального двуязычия (русский т даргинский яз.)

исследовательская работа посвящена допускаемым ошибкам в условиях двуязычия ,русско-даргинский язык....