Оценочность как функционально – семантическая категория
статья (9 класс) на тему

Вдовина Ирина Николаевна

Анализ работ Ю.Д. Апресяна, Н.Д. Арутюновой, Е.М. Вольф, Т.В. Булыгиной, Н.А. Лукъяновой, В.Н. Телия, В.К. Харченко, Д.Н. Шмелева,  посвященных изучению природы и сущности оценки, особенностям ее выражения, позволяет нам рассматривать оценочность как функционально-семантическую категорию и говорить о том, что оценочные высказывания имеют свои особенности в структуре и семантике. Оценочное отношение принято рассматривать как один из видов модальности, которые сопровождают языковые выражения. Рассматривая структуру оценки в целом, специалисты в этой области определяют ее как своего рода модальную рамку, которая накладывается на высказывание и не совпадает ни с его логико-семантическим, ни с синтаксическим построением. Оценка может содержаться в семантике слов, но оценочным часто оказывается содержание всего высказывания, сочетание оценочных слов и предикатов. Иными словами оценочная модальность определяется высказыванием в целом, а не отдельными его элементами, и является компонентом высказывания. В основе оценочной модальности лежит формула A r B, где A представляет субъект оценки, B ее объект, а r оценочное отношение, которое имеет значения «хорошо/плохо». Исходя из сказанного, модальное значение неодобрения представляет собой реализуемое языковыми средствами негативное, ироническое, осуждающее, критическое отношение автора речи – говорящего – к действительности в многообразных ее проявлениях.

Оценочная деятельность предполагает сочетание в ней двух аспектов: рационального и эмоционального. При рациональной оценке человек, соотнеся объект познания со своими ценностными установками, выражает отрицательное отношение, не обнаруживая при этом эмоционального отношения к оцениваемому. В основание рациональной оценки положен принцип нормы как «идеального» объекта оценки (его проявления, положения дел). Однако довольно часто неодобрение сопровождается дополнительными отрицательными эмоциями говорящего: возмущением, отвращением, презрением, негодованием, неудовольствием и др. При этом говорящий, скорее всего, выбирает языковые единицы с эмотивно-окрашенным значением, которые говорят о неодобрении в эмоционально-окрашенном спектре и значение которых является часто результатом вторичной номинации. При этом эмоциональная оценка, как правило, бывает экспрессивной, рациональной же оценке экспрессивность не свойственна. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otsenochnost_kak_funktsionalno.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Оценочность как функционально – семантическая категория.

Анализ работ Ю.Д. Апресяна, Н.Д. Арутюновой, Е.М. Вольф, Т.В. Булыгиной, Н.А. Лукъяновой, В.Н. Телия, В.К. Харченко, Д.Н. Шмелева,  посвященных изучению природы и сущности оценки, особенностям ее выражения, позволяет нам рассматривать оценочность как функционально-семантическую категорию и говорить о том, что оценочные высказывания имеют свои особенности в структуре и семантике. Оценочное отношение принято рассматривать как один из видов модальности, которые сопровождают языковые выражения. Рассматривая структуру оценки в целом, специалисты в этой области определяют ее как своего рода модальную рамку, которая накладывается на высказывание и не совпадает ни с его логико-семантическим, ни с синтаксическим построением. Оценка может содержаться в семантике слов, но оценочным часто оказывается содержание всего высказывания, сочетание оценочных слов и предикатов. Иными словами оценочная модальность определяется высказыванием в целом, а не отдельными его элементами, и является компонентом высказывания. В основе оценочной модальности лежит формула A r B, где A представляет субъект оценки, B ее объект, а r оценочное отношение, которое имеет значения «хорошо/плохо». Исходя из сказанного, модальное значение неодобрения представляет собой реализуемое языковыми средствами негативное, ироническое, осуждающее, критическое отношение автора речи – говорящего – к действительности в многообразных ее проявлениях.

Оценочная деятельность предполагает сочетание в ней двух аспектов: рационального и эмоционального. При рациональной оценке человек, соотнеся объект познания со своими ценностными установками, выражает отрицательное отношение, не обнаруживая при этом эмоционального отношения к оцениваемому. В основание рациональной оценки положен принцип нормы как «идеального» объекта оценки (его проявления, положения дел). Однако довольно часто неодобрение сопровождается дополнительными отрицательными эмоциями говорящего: возмущением, отвращением, презрением, негодованием, неудовольствием и др. При этом говорящий, скорее всего, выбирает языковые единицы с эмотивно-окрашенным значением, которые говорят о неодобрении в эмоционально-окрашенном спектре и значение которых является часто результатом вторичной номинации. При этом эмоциональная оценка, как правило, бывает экспрессивной, рациональной же оценке экспрессивность не свойственна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

оценочные карты учителя для аттестации на высшую категорию

материал содержит рекомендации  по оформлению и  заполнению оценочных карт для аттестации учителя математики на высшую категорию...

Оценочный лист педагогической деятельности учителя (первая категория)

Оценочный лист педагогической деятельности учителя (первая категория)...

Эмоционально-оценочные прилагательные в структуре лексико-семантических полей «хороший», «плохой» (на материале произведений Н.В. Гоголя)

Классификация эмоционально-оценочных прилагательных на примере произведений  Н. В. Гоголя,...

Оценочная карта на первую категорию

Представление результатов профдеятельности (карта)...