РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ И ЕГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
методическая разработка на тему

Мельникова Наталья Анатольевна

В данном материале подробно рассматриваются задания в формате ЕГЭ из УМК "Английский в фокусе" 10, 11 классы. УМК «Английский в фокусе» (10–11 класс) обеспечивает реализацию одной из задач образовательного характера: языковой компетенции, основанной на систематизации ранее изученного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_yazykovykh_kompetentsiy.docx24.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»

РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

В РАМКАХ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ И ЕГЭ

ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Подготовила учитель английского языка

 первой квалификационной категории

Мельникова Н.А.

г. Бугуруслан, 2014-15 уч. год


Целью обучения иностранному языку учащихся является формирование языковой компетенции. Понятие «языковая компетенция» в современной теории обучения иностранным языкам, обозначает совокупность языковых знаний, умений, навыков, овладение которыми позволяет осуществлять иноязычную речевую деятельность в соответствии с языковыми нормами изучаемого языка в сферах деятельности, а также способствуют развитию языковых способностей обучаемых.

Компетенция в общем понимании – это группа взаимосвязанных и взаимообусловленных знаний, умений и навыков, обеспечивающих выполнение одной конкретной задачи.

В свою очередь компетентность – это способность осуществлять деятельность в рамках освоенной компетенции, принимать ответственные решения и действовать адекватно требованиям данной ситуации.

Языковая компетенция  – это достижение определённого уровня владения орфографическим, фонетическим, лексическим и грамматическим аспектами речи и способностями использовать языковые средства для построения правильно сформулированных высказываний. Языковая компетенция формируется в различных видах речевой деятельности, которая осуществляется как в устной, так и письменной форме. 

На уроках английского языка я стремлюсь к формированию у обучающихся всех видов речевой деятельности:  лексико-грамматический, аудирование, говорение, чтение, письмо. Для этого мы с учащимися слушаем аутентичные тексты разного формата (с общим пониманием, с извлечением конкретной информации, с полным пониманием), читаем аутентичные тексты, составляем резюме, заявки, диалоги, заполняем анкеты, пишем эссе; готовимся к собеседованию, говорим о себе и о своих притязаниях, трансформируем тексты, создаем лексические базы, знакомимся с новой лексикой, выполняем грамматические упражнения.

Кроме того, предлагаю учащимся разнообразные виды заданий, позволяющие выражать свои мысли связно и адекватно, строить коммуникативно-целесообразные высказывания в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения.

УМК «Английский в фокусе» (10–11 класс) обеспечивает реализацию одной из задач образовательного характера: языковой компетенции, основанной на систематизации ранее изученного материала, овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения: увеличение объема используемых лексических единиц, развитие навыка оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях.

Подробно рассмотрим задания в формате ЕГЭ: Spotlight on Exams.

Цель данного раздела – познакомить учащихся с форматом заданий единого государственного экзамена по английскому языку. В разделе содержатся задания на аудирование, чтение, говорение и письмо, а также использование английского языка. Все задания по аудированию для работы в классе записаны на диски (CD).

В процессе работы с учащимися 10-11 классов по УМК «Английский в фокусе» были отмечены мотивирующие задания для успешной подготовки к ЕГЭ, например, в учебнике для 11 классов RNE Listening: (Disc 1, Track 23) с.42: Listen to the radio interview. For each question (17), choose A, B or C; (Disc 3, Track 10) с.99: Listen to the radio programme. For each question (17), choose A, B or C.

Подобные задания направлены на развитие умений отделять главную информацию от второстепенной, выявлять наиболее значимые факты, определять свое отношение к информации, а также извлекать из аудиотекста интересующую их информацию.

Следует выделить успешно подобранные задания по чтению для подготовки к ЕГЭ. Вучебномпособиидля 11 классаследуетотметить RNE Reading: с.24: Read the text above and fill in the gaps (1-6) with the phrases (A-G). There is one phrase that you do not need to use; с.60: Read the text, then choose A, B, C or D for each question (17); с.116: Read the passage, and then choose the correct answer (A, B, C or D) for questions 17.

Подобные задания способствуют развитию умений в ознакомительном чтении, изучающем, поисковом/просмотровом.

В процессе работы с учащимися были отмечены удачные задания в разделе RNE Use of English. Словообразование всегда является одним из самых проблематичных на экзамене. В пособии для 11 класса следует отметить задания RNE Use of English:с.43: Fill in the gaps (17) with a derivative of the words in bold; с.81: Choose the best word (A, B, C or D) for each gap (17); с.117: Complete the gaps with the correct word(s) formed from the words in bold.

В разделе подготовки к ЕГЭ (RNE) учащиеся 10–11 классов ознакомились со всевозможными заданиями на говорение. В пособии для 11 класса следует отметить задания по говорению: с.61 (диалог о вариантах проведения свободного времени после экзаменов); с.81 (2х минутный монолог о профессии медика); с.117 (диалог о перспективах изучения испанского языка и т.п.)

Наконец, следует рассмотреть раздел подготовки к письменной части ЕГЭ. В пособии для 11 класса предложены варианты неформального письма на с.25, 43, 61, 99, 135. Учащиеся высказывали свое мнение о бесплатном медицинском обслуживании (с,81); им предлагалось эссе на тему вреда авиаполетов для окружающей среды (с.153). В «Student’s Book 10» рассматривались темы личного письма на с.25, 43, 61, 99, 137. Требовалось написать эссе, выражающее свое мнение (на с.119) на тему употребления нездоровой пищи; эссе «за» и «против» по теме «Использование компьютеров в классе» на с.155; эссе «за» и «против» на тему «Вырубка лесов» на с.79.

Вышеперечисленные задания способствуют развитию умения

  • писать личное письмо;
  • составлять план, тезисы письменного сообщения;
  • сообщать в личном письме о новостях;
  • рассказывать об отдельных фактах/событиях своей жизни, выражая свои суждения и чувства;
  • описывать свои планы на будущее.

В заключение, следует сделать вывод, что владение английским языком – первое условие успешной сдачи экзамена. УМК «Английский в фокусе» развивает прочные умения и навыки в разных видах речевой деятельности (аудировании, чтении, письме, говорении), что предполагает хороший словарный запас и знание грамматики, следовательно, владение английским языком на необходимом уровне (intermediate).Учащийся обладает языковой компетенцией, если он имеет представление о системе изучаемого языка и может пользоваться этой системой на практике.

Список литературы:

  1. УМК «Английский в фокусе» для 10 класса/ О.В.Афанасьева, Дж.Дули, И.В.Михеева и др. – М.: Просвещение; ИК: Express Publishing, 2009.
  2. УМК «Английский в фокусе» для 11 класса/ О.В.Афанасьева, Дж.Дули, И.В.Михеева и др. – М.: Просвещение; ИК: Express Publishing, 2009.
  3. Примерные программы начального основного и среднего (полного) общего образования. Английский язык. www.ed.gov.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие умений и навыков в аудировании при подготовке к итоговой аттестации по английскому языку за курс начальной школы

Умения в аудировании являются необходимыми при обучении иностранному языку, но, в тоже время, это и один из видов речевой деятельности, который вызывает наибольшие трудности у учащихся. Тем более акту...

Совершенствование языковых знаний в процессе чтения оригинальных текстов на английском языке

Выступление на заседании МО учителей филологического цикла по теме самообразования "Совершенствование языковых знаний в процессе чтения оригинальных текстов на английском языке"....

Методическая разработка урока Н. И. Дубининой "Развитие навыков монологической речи при подготовке учащихся к ЕГЭ по английскому языку".

Новая концепция ЕГЭ по английском языку основана на применении информационно-компьютерных технологий с использованием визуальных и вербальных опор. Данная разработка касается двух частей устного экзам...

Формирование основных языковых компетенций старшеклассников при просмотре видеофрагментов на уроке английского языка

Данная статья является обобщением методического опыта молодого специалиста на уроках английского языка. Гипотеза гласит: просмотр видеороликов на уроках английского языка влияет на формирование о...

Доклад в рамках заседания школьного методического объединения учителей английского языка Учебная деятельность. Содержание, структура, развитие.

Доклад в рамках заседания школьного методического объединения учителей английского языка Учебная деятельность.Содержание, структура, развитие....

Языковой практикум в ходе подготовки учащихся к ОГЭ по английскому языку при выполнении заданий раздела «Грамматика и лексика».

В данной статье проведен анализ практической работы учителя при подготовке учащихся к ОГЭ. Как показывает опыт, при решении проблемы повышения качества подготовки учащихся к сдаче ОГЭ по английскому я...

Тренировочный языковой материал для проведения устной части ВПР по английскому языку в 8 классе.

Материал содержит образцы заданий по устной части ВПР для 8 класса...