Классный час в 8 классе на тему: "Мораль и закон"
классный час (8 класс) на тему

Терешина Татьяна Борисовна

Методика проведения открытого классного часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskiy_klassnyy_chas_v_8_g_klasse_dlya_pechati.docx39.43 КБ

Предварительный просмотр:

Тематический классный час в 8 Г  классе "Мораль и закон"

Классный руководитель : Терешина Татьяна Борисовна

Дата проведения:  февраль 2015г.

Место проведения: актовый зал

Цель: формирование гражданской позиции, правовой и нравственной культуры у подростков.

Задачи:

Способствовать развитию критического осмысления своих и чужих поступков.

Формировать активную жизненную гражданскую позицию, умение говорить “нет” в ситуации нравственного выбора.

Оформление: компьютерные презентация, плакаты .

Раздаточный материал:  карточки с заданиями.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор,

Предварительная подготовка:

Знакомство с   Конституцией РФ.

Использование материалов уроков обществознания,классных часов,проводимых кл рук, соц педагогом и психологом школы.

Подготовка инсценировок, кроссворда.

Подготовка компьютерных презентаций.

Эпиграф, цитаты на доске:

Истинный показатель цивилизации –
не уровень богатства и образования,
не величина городов, не обилие урожаев,
а облик человека, воспитанного страной.

Р. Эмерсон

Есть две морали: одна пассивная, запрещающая делать зло, другая – активная, которая повелевает делать добро.

Д. Льюи

Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан.

Н. Некрасов

План классного часа:

1. Решение кроссворда 

2. Права и обязанности дееспособного человека. Нормы жизни в обществе.

3. Групповая работа:

Укажите на примере 

 какие поступки регулируются моралью, а какие – правом.

4. Самооценка нравственных качеств.

5. Рефлексия.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя:

 Дор реб. сег прох темат кл час,кроме всего он открыт, кр того у нас прис гости.

Ребята сегодня мы с вами поговорим о Морал

14 лет – это возраст  знаменующий начало выхода человека в самостоятельную жизнь.   Это возраст, определяющий становление личности, — поиск своего места в жизни.   Это возраст, когда молодой человек ищет себя  во всем. Этот прекрасный возраст называется – юношеским. В юношеском возрасте происходит существенное изменение самосознания — повышается значимость собственных ценностей, частные самооценки собственных качеств личности перерастают в целостное отношение к себе.
Я знаю как  вы пытаетесь обратить внимание на собственную непохожесть и уникальность и подчеркнуть это всеми возможными средствами. Но стоит подумать о будущем, о своей карьере Многие  из вас уже  ставят определенные жизненные цели и пытаются поэтапно их реализовать. Вот о качествах личности, которые надо развивать в себе или от которых вы должны избавиться  мы сейчас с вами и поговорим.

Итак тема наш сег кл часа..... Серьезный разговор, важный для каждого

я предлагаю разминку для ума

1. Решение кроссворда

Найдите слова по теме нашего кл часа в поле кроссворда

Вы назвали слова, которые характеризуют нас как личность сегодня чуть позже мы вернемся к ним

2. Обсуждение притчи. Прошу вас прослушать  притчу и отв на вопросы. Ведущий рассказывает притчу.

Много лет тому назад люди жили совсем не так, как теперь и окружающий их мир тоже был совсем не таким.

            Луна светила ночью в зависимости от своего настроения: хорошее настроение – светила ярко, и всякий путник без труда находил дорогу к дому, плохое настроение – трудно было людям добираться к своему очагу.

            Так вела себя не только луна. Также вели себя звезды и солнце, день и ночь, моря и реки. Словом, всюду царил хаос. Люди устали от непредсказуемости природы, процессов и явлений. Они обратились к самому мудрому человеку с вопросом: «Как можно изменить свое существование, чтобы оно было предсказуемым и устроенным?»

            Самый мудрый человек ответил: «Нам нужно написать законы, которые коснутся не только природных явлений, но и самого человека. Если мы это сделаем правильно, человеку только останется их четко исполнять и его жизнь станет легкой, радостной и счастливой».

Вопросы для обсуждения:

1.      Прав ли был мудрец?

2.      Нужны ли людям законы?

3.      Всегда ли человек соблюдает законы и правила, от чего это зависит?(согласно внутренним убеждениям

4.      Почему человек нарушает закон?     Вариант ответов:   (обстоятельства,

                                                                                    умышленно,

                                                                                    случайно,

                                                                                    ради достижения каких-то целей)

5.      Что значит слово «мораль?

6.      Чем мораль отличаются от законов?  (Учитель: У каждого человека есть свои нравственные ценности — это то, что он больше всего ценит в жизни, во что верит, что для него снято, в чем он убежден и чем руководствуется в своих поступках. Иначе говоря, ценностная ориентация — это избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, выраженная в поведении.
         Конечно,  ценности у всех разные. Вы можете сейчас сказать, что является для вас ценностью, для вашей семьи?
        На основании правильной оценки человек имеет возможность сделать выбор между хорошим и плохим, между добрым и злым, полезным и вредным. Тот или иной характер оценочной деятельности обеспечивает ему право на полноценную счастливую жизнь, либо на примитивное и бесцветное существование. Существует прямой механизм связи между ценностью, собственной оценкой (оценочным отношением к ней) и поступком, в котором это отношение находит свое воплощение. Перефразируя известное высказывание, можно провозгласить: «Скажи, что ты ценишь, и я скажу, кто ты».
        «Когда человек сознательно или интуитивно выбирает в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить о его самооценке — низкой или высокой.
        Если человек рассчитывает приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура...
        Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности.
        Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь  свою с достоинством и получить настоящую радость» (Д.С. Лихачев)
)

3. Нормы жизни в обществе.

Многие из вас уже получили паспорт. У вас уже наступило частичное совершеннолетие. С 14 лет наступает неполная дееспособность. Вы стали личностями, обладающими определенными  правами и обязанностями, прописанными Конституцией РФ. Знаете ли вы свои права ?Знаете ли вы свои обязанности? Можете ли назвать их?

 (Согласно российскому законодательству, подросток, достигший 14 лет, обязан получить паспорт. В нашем классе кто имеет паспорт -поднимите руки. Однако сами подростки начинают задумываться, могут ли они теперь: начать собственный бизнес, жениться, подавать в суд, брать кредиты, арендовать банковские ячейки .
. В этом возрасте уже
налагается уголовная ответственность за целый ряд преступлений: кражу, разбой, хулиганство, убийство и т.п. Какие преступления? Так же 14-летние подростки уже совершают любые сделки и несут за них материальную ответственность.

Также с согласия родителей можно выбрать место жительства и
устроиться на работу ,самостоятельно распоряжаться личными доходами: стипендией и заработком. Уже можно открывать вклады в банках, получать личные пластиковые карты и совершать мелкие бытовые сделки. Под последними подразумевается купля-продажа на небольшую сумму с целью удовлетворения каждодневных потребностей.

Творческие граждане, наконец-то, могут
узаконить права на интеллектуальную собственность. 

В некоторых субъектах РФ с 14 лет разрешается жениться

НО

В соответствии с Семейного кодексом  РФ 

Обязанности несовершеннолетних:

- слушаться родителей и лиц, их заменяющих, 

- получить основное общее образование (9 классов);

- соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах,

- выполнять трудовые обязанности в соответствии с правилами учебного и трудового распорядка и трудовым законодательством.)

Вы, учащиеся 8 класса, уже должны знать, по каким нормам живет человек в обществе. Есть две нормы жизни: мораль и закон. Рассмотрим их отличия.

 

мораль

закон

определение

Мораль – совокупность норм и правил, принятых в обществе, регулирующих поступки человека.

Закон – это обязательное для исполнения правило, которое регламентирует деятельность и поведение каждого члена общества, их взаимодействие с государством в целом.

Государственный закон – это определенные нормативные акты, которые создаются для нормального и естественного существования граждан и государства в целом.

источник

Эти нормы нигде не записаны.

Конституция, законы.

кто

придумал

Люди знают, что такое добро, что такое зло, что такое справедливость. Зная это, они определили для себя, что можно делать в обществе, а чего нельзя.

Государство

ответственность

За их нарушение наступает моральная ответственность (моральное порицание, неодобрение) в виде осуждения со стороны тех, кто с ним не согласен.

Государство следит за тем, чтобы эти нормы обязательно соблюдались. Если же этого не происходит, государство принуждает их соблюдать. Тогда наступает его правовая (юридическая) ответственность.

Вы уже встали на путь где подросток с 14 лет ....

Какие поступки регулируются моралью, а какие – правом: Какие из этих поступков регулируются одновременно и моралью и правом?

 ВЫВЕСТИ НА ДОСКУ

Распивать алкогольные напитки

Ловить рыбу

Угрожать расправой

Бить стекла

Завидовать

Лгать

Не дружить со слабыми

Разводить костры

Не платить налоги

Брать чужие вещи

Ломать деревья

Перебегать улицу

4    Работа в группах. Давайте сделаем такой хороший поступок -создадим азбуку нравственности для малышей

            Ребята получают конверты, в которых лежат карточки с записанными на них нравственными понятиями. Они должны их объяснить доходчиво, проиллюстрировать примерами. Это необходимо сделать в виде яркой «азбуки нравственности» для малышей.

Слова для работы в группах.

Группа 1.

Вежливость

Гордость

Любовь

Нравственная культура

Группа 4

Трудолюбие

Тактичность

Патриотизм

Правдивость

Группа 2

Скромность

Милосердие

Выдержанность

Грубость

Группа 3

Доверие

Совесть

Сострадание

Честь

Группа 5

Искренность

Заносчивость

Верность

Способность к прощению

 

Возможные определения каждого понятия:

Вежливость – качество, характеризующее поведение человека. Оно основывается на внимании, доброжелательности, уважении к людям.

Выдержанность – умение человека контролировать свои поступки, действовать сообразно своим целям, несмотря на трудности и препятствия.

Верность – качество, характеризующее отношение человека к другим людям в повседневном поведении.

Гордость – это нравственное чувство, которое отражает внутреннее  достоинство человека, самодостаточность и независимость личности.

Грубость – качество личности человека, которое характеризуется следующими признаками: отсутствие доброжелательность к людям, раздражительность, бестактность, невнимание к интересам других людей.

Доверие – это отношение к человеку или группе людей, основанное на убежденности в их правоте.

Заносчивость – негативное отношение человека к людям, которое проявляется в высокомерии, неоправданной переоценки своих личностных качеств.

Искренность – качество, характеризующее человека и его действия. Искренний человек честен с собой и другими людьми.

Любовь – чувство глубокой привязанности к кому-либо или чему-либо.

Нравственная культура – показатель того, насколько требования нравственных законов жизни воплотились в поступках человека.

Милосердие – принцип поведения человека, основанный на сочувствии, сострадании и готовности делать добрые дела.

Патриотизм – нравственный принцип, которым руководствуется человек, уважающий историческое прошлое своего народа, гордится его достижениями, небезучастен к интересам своего народа, считает независимость и свободу своей страны и личности главной ценностью.

Правдивость – это качество характера человека, которое проявляется в адекватной оценке людей и явлений окружающей действительности.

Способность к прощению – это качество характера человека, проявляющееся в умении забыть обиду и не ставить человеку в вину дурную мысль или плохой поступок.

Скромность – это качество характера человека, проявляющееся в умении адекватно оценивать свои личностные качества и не выпячивать их перед другими людьми.

Совесть – способность человека к осуществлению нравственного самоконтроля.

Сострадание – это умение проникнуться чужим страданием и горем, соединенное с желанием помочь в его преодолении.

Трудолюбие – это качество личности, которое проявляется в отношении к трудовой деятельности. Оно характеризуется степенью проявляемого усердия, старания человека.

Тактичность – это степень проявления вежливости человека по отношению к другим людям.

Честь – качество личности человека, требующее от него проявления принципиальности, правдивости, верности принятым обязательствам, искренности.

Азбука нравственности сформирована и передана Первому учителю из начальной школы.

 

5.Самооценка нравственных качеств.

  Ребята получают конверты, в которых лежат карточки с записанными на них нравственными понятиями. Они должны их объяснить доходчиво, проиллюстрировать примерами. Это необходимо сделать в виде яркой «азбуки нравственности» для малышей.

6. Инсценирование и обсуждение ситуации.

Ситуация 1.

Саша возвращался из школы с одноклассниками. Вдруг один из друзей заметил, что у девушки, которая идет впереди, из заднего кармана торчит кошелек, и предложил Саше вытащить его. Остальные только одобрили идею.

 Ситуация  2.

Гена решил отметить день рождения на дискотеке. Празднование проходило очень весело. Все отдыхали. Через час к ним подошел парень из 11 класса и предложил для лучшего проведения времени выпить пиво.

 Ситуация 3.ВИДЕО

            Ребята инсценируют ситуации, а затем анализируют их по следующим критериям:

1.      Бывают ли такие ситуации в реальной жизни?

2.      Чем могут закончиться подобные ситуации?

3.      Как можно избежать неприятностей в подобной ситуации?

4.      Предложите модели поведения учащихся в данных ситуациях?

Не переступать закон, чтобы не попасть в нехорошую ситуацию

7. ТАНЕЦ Человека украшают его дела, поступки. Я надеюсь, что сегодняшний разговор найдет место в вашем сердце.

 

Прав В.А.Сухомлинский, утверждавший, что «благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве человек открывает прекрасное в самом себе; самое главное средство самовоспитания души – красота. Красота в широком смысле – искусство, музыка и сердечные отношения с людьми».

7. Рефлексия классного часа. Подведение итогов.

Использованная литература:

Конституция РФ

Граждановедение: учебное пособие для учащихся 5-10 классов, их родителей и учителей Соколов Я.В. и другие.

Система взаимодействий классного руководителя с учащимися старших классов. / Авт.-сост. А.А. Литвинова. Волгоград: Учитель, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплект учебно-познавательных задач по теме "Мораль. Религия" 10 класс, обществознание

Данный комплект создан с целью организации работы учащихся по усвоению нового материала с использованием технологии работы в группах сменного состава.  Полезен для учителей, которые используют на...

ПРОЕКТ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ТЕМА"МОРАЛЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ" , КОНСПЕКТ УРОКА ДЛЯ 7-9 КЛАССА

Презентация в удобной форме со структурированным в таблицы материалом поможет учащимся лучше запомнить данную тему. Подходит для ответа в ЕГЭ(ГИА) С-части, содержит подробный сложный план....

Разработка урока обществознания в 8 классе по теме «Мораль»

В предлагаемом материале представлена  разработка урока обществознания в 8 классе по теме "Мораль" с использованием групповой и компьютерной технологий и педагогики сотрудничества (УМК Боголюбов ...

Классный час на тему "Мораль и нравственность"

Задачи:1)Обсудить с учащимися нравственные понятия, определить их содержание и значение для человека.2) Способствовать пониманию роли данных понятий для формирования личности человека.3)Развивать потр...

Открытый классный час в 8 классе на тему "Мораль и закон"

Здесь подробно расписана методика проведения классного часа....

Методическая разработка урока по обществознанию в 8 классе на тему "Мораль"

Методическая разработка урока по обществознанию в 8 классе на тему "Мораль" с применением технологии критического мышления...