Методическая разработка урока по обществознанию в 8 классе на тему "Мораль"
методическая разработка по обществознанию (8 класс)

Шайкина Татьяна Владимировна

Методическая разработка урока по обществознанию в 8 классе на тему "Мораль" с применением технологии критического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_obshch.docx23.21 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

по обществознанию в 8 классе.

Тема урока: Мораль

Тип урока: комбинированный

Цель урока: сформировать представление учащихся о морали как общепринятой норме поведения, не закрепленной в законах, добре и зле как этических категориях морали.

Задачи:

Предметные:

- познакомить учащихся с понятием «мораль»;

- дать представление об основных категориях морали: «добре» и «зле».

Развивающие:

- развивать умения анализировать различные ситуации с позиций норм морали, проводить анализ сходных явлений;

- развивать умение работать с документами, сравнивать различные точки зрения по проблеме.

Воспитательные:

- воспитывать толерантность, уважительное отношение к другим людям;

- сформировать понимание ценности собственных жизненных целей и задач при уважении целей и задач других людей.

Планируемые образовательные результаты. Ориентация в системе моральных норм; уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; позитивная моральная самооценка и моральные чувства - чувство гордости при следовании моральным нормам, переживания, стыда и вины при их нарушении; готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во вне учебных видах деятельности.

Основные термины, понятия: Мораль, нравственность, добро, зло.

Содержание урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Ожидаемые результаты

Организационный момент

Организует самостоятельную деятельность обучающихся по введению их в проблематику урока:

  • извлечение готовых знаний из личного опыта;
  • самостоятельное конструирование темы урока.

Включаются в самостоятельную деятельность:

  • исследуют предложенную учителем притчу;
  • на основе личного опыта делают вывод о том, что такое моральные ценности;

на основе сделанного вывода конструируют тему урока

Обучающиеся, определяют, что включает в себя понятия «мораль», «нравственность», «добро», «зло», делают на основе личного опыта вывод и конструируют тему урока

Проверка домашнего задания

Блиц-опрос письменно.

Организует деятельность обучающихся по проверке качества усвоенных ими знаний. Проверяет и оценивает знания обучающихся:

-извлечение ранее изученной информации по теме и знаний из личного опыта;

-самостоятельные выполнения.

Вопросы.

1.К какой сфере жизни общества относится религия?

2.Назовите основные отличительные черты религии.

3.Дайте определение религии.

4.Назовите мировые религии.

5.Назовите одну монотеистическую и политеистическую религию.

6.Составьте синквейн со словом «религия».

Учащиеся на листочках отвечают на вопросы письменно, осуществляют взаимопроверку  совместно с учителем (рефлексия), повторение изученного.

Обучающие определяют уровень достижения собственных знаний, качества знаний, ошибок и их причин, путем их устранения.

Актуализация знаний

Мы живем в обществе, в котором существуют определенные ценности. Практически ежедневно мы стоим перед выбором - протянуть руку помощи своему другу или сделать вид, что это тебя не касается, пройти мимо бездомной собаки или накормить ее, угостить товарища своим завтраком или съесть его самому, навредить человеку, или простить его. Чтобы понять, какой выбор нужно сделать, мы опираемся на два регулятора. Какие это регуляторы?  Мораль и право. Они указывают как нам себя вести.

Учащиеся предлагают регуляторы, учитель записывает на доске.

Далее выбираем понятия, наиболее часто повторяющиеся (мораль, нравственность, законы).

Учащиеся формулируют тему урока.

Обучающиеся, определяют, что включает в себя понятия «мораль», «нравственность», «добро», «зло», делают на основе личного опыта вывод и конструируют тему урока.

Изучение нового учебного материала.

Организует самостоятельную деятельность обучающихся по приобретению необходимых знаний соответственно разработанному плану их получения. Дадим определение понятиям «мораль», «нравственность», «добро».

Работа с учебником и со словарем.

Сравним понятия добро и зло. Приведем примеры.

Как же нужно поступать в жизни? Что побеждает в известных русских сказках? Приведите примеры.

А теперь задумаемся над вопросом: Каково происхождение морали?

Термин «мораль» впервые встречается во 2 веке в трудах древнеримского юриста, политика и философа Цицерона. Но определенные правила поведения существовали задолго до появления самого термина «мораль».

Опираясь на текст учебника, докажите это.

Остался один важный и очень интересный вопрос.

Знаете ли вы о «золотом правиле морали»?

Включение в самостоятельную деятельность по созданию новых знаний путем поисковой деятельности.

Учащиеся находят и выписывают понятия «мораль», «нравственность», «добро». Зачитывают и объясняют его.

Учащиеся индивидуально отвечают (фронтальный опрос).

Работа с текстом.

Работают с текстом учебника.

Фронтальный опрос.

Записывают суть «золотого правила морали» в тетради

Освоение обучающимися различных способов получения новых знаний, определение понятий «мораль, «нравственность», «добро», «зло».

Поисковый метод.

Метод сравнения.

Жизненный опыт (примеры).

Межпредметные связи.

Умение работать с текстом, находить ответы на вопросы, формулировать свой ответ.

(Подготовка к заданиям ОГЭ и ВПР).

Закрепление изученного материала.

Составим синквейн к понятию «Мораль».

Учащиеся записывают в тетради свои синквейны.

Индивидуальная самостоятельная работа. Метод «мозгового штурма».

Домашнее задание

Разные виды заданий. 1.Составить или найти притчу о морали, записать суть морали притчи.2. Эссе «Почему Добро всегда побеждает Зло?».  

Выучить новые понятия.

Отработка умений написания эссе, поиска дополнительного материала в интернете.

Подведение итогов

Выставление оценок и комментарии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока по обществознанию 11 класс "Правовое государство и гражданское общество"

Урок по обществознанию в 11 классе по теме "Правовое государство и гражданское общество" с презентацией....

Методическая разработка урока по обществознанию 9 класс. Тема:Религия (в рамках реализации ФГОС ООО)

Данный методический материал был разработан для проведения открытого мероприятия по ФГОС в раммках работы районного методического семинара....

Методическая разработка урока по обществознанию 6 класс тема"Социальные различия в обществе"

"Благоразумен тот, кто не печалится о том,чего не имеет" Демокрит, древнегреческий философ...

Методическая разработка урока по обществознанию 10 класс (профильный уровень) по теме "Сущность человека как проблема философии"

Данная тема является ключевой в  курсе обществознания. Она замыкается на все без исключения разделы учебника, имеет выход на актуальные проблемы российского общества и глобальные проблемы совреме...

Методическая разработка урока по обществознанию 6 класс с использованием ЭФУ "На пути к жизненному успеху"

Методическая разработка урока по обществознанию 6 класс с использованием ЭФУ "На пути к жизненному успеху"...

Методическая разработка урока по обществознанию. 8 класс

                             «Потребности  человека»  8 класс1.     Воз...