Методическая разработка урока по обществознанию. 8 класс
методическая разработка по обществознанию (8 класс) на тему

Черненко Галина Романовна

            

                   «Потребности  человека»  8 класс

1.     Возникают с момента рождения человека

2.     Появляются в сознательном возрасте

3.     Существуют у каждого индивида

4.     Не влияют на поведение индивида

5.     Остаются неизменными в течение жизни каждого человека

 

           Все перечисленные ниже термины, за исключением одного, относятся к понятию «приобретенные (вторичные) потребности». 

1.     Духовные потребности

2.     Социальные потребности

3.     Потребности в безопасности

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_obshchestvu_potrebnosti_cheloveka.docx22.77 КБ

Предварительный просмотр:

            Методическая разработка урока по обществознанию

                  Тема: «Потребности  человека»  8 класс

цели: Образовательные:

- обеспечить усвоение   понимание потребностей человека;

- обеспечить понимание видов потребностей, роль потребностей в жизни человека;

- обобщить и систематизировать  знания по теме «Человек и общество»;

- отработать навыки монологической речи;

- добиться усвоения учащимися понятий: потребности, первичные и вторичные потребности

Развивающие: создать условия для развития познавательного интереса и мотивации к учебной деятельности на примере тесной связи изучаемого материала с жизнью; для  развития у учащихся творческих способностей, логического мышления, умения находить причинно-следственные связи событий; для  развития  устной речи, умения аргументировать свою точку зрения.

Воспитательные: создать условия для формирования у учащихся эмоционально – ценностного отношения к изучаемому материалу;  обеспечить условия для формирования уважительного отношение к мнению другого человека.

 Задачи -   организация взаимодействия; усвоение знаний по теме, развитие умений и  навыков работы с документом, и иллюстрациями; развитие способностей, опыта творческой деятельности, общения.                                                                                        

 Материалы и оборудование к уроку: учебник,  презентация, наглядные пособия, мультимедийный проектор,  карточки с заданиями.

Тип урока: изучение нового материала.

                                  Ход урока

  1. Начало урока
  1. Организационный момент
  2. Проблемное задание перед учащимися

Цель: заинтересовать учащихся, актуализация знаний

_ Ребята, наш урок я хотела бы начать прочитав отрывок этого стихотворения.

Что нужно человеку, чтобы жить?

Чтоб было сытно и тепло в квартире!

Голодному и в холоде творить

Желанья нет. Еда лишь в перспективе!

Допустим – сыт ты и сидишь в тепле!

Но всё равно чего-то не хватает…

Ведь нужно знать, что в будущем тебе

Опасность и болезнь не угрожает!

Свой интеллект развив, опять решать –

В какую область вам направить знанья?

Как трудно человеку совмещать

Потребности, способности, желанья!

- Определите тему нашего урока?  ( потребности человека) Слайд 1

3) Определение цели урока

- Что бы вы сегодня хотели узнать на уроке  по этой теме? ( что такое потребности, какие виды потребностей бывают?) Учащиеся определяют цели уроки.

II. Изучение нового материала

Цель: создать условия для решения проблемного задания?

- Что такое потребности? Какие у вас возникли ассоциации? Слайд 2

- Как бы вы дали определение  термину потребность? ( ответы учащихся)

- А теперь откроем учебник стр 45. и сравним определение  потребность с вашим определением. ( дети сравнивают определение и записывают в тетрадь)

1)Задание классу

- Возьмите на партах  чистый лист бумаги и нарисуйте  дерево своих желаний в , на ветвях дерева напишите свои потребности.

-Вопрос: есть ли на вашем дереве те потребности, без которых можно обойтись? (ответы учащихся)

А те, без которых обойтись нельзя? ( ответы учащихся)

- Состояние нужды в чем-то вызывает дискомфорт, ощущение неудовлетворенности  Слайд 3

Удовлетворив эти потребности мы опять нуждаемся в других потребностях. И тд

ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ РАССМАТРИВАЕТСЯ В РАЗЛИЧНЫХ НАУКАХ: ИСТОРИИ, СОЦИОЛОГИИ, ФИЗИОЛОГИИ, ЭКОНОМИКЕ ИТ.Д.

- КАК Многие учёные пытались объяснить природу потребностей:?

2)Рассказ ученика.  ( как ученые пытались объяснить природу потребностей) Слайд 4

Л. Брентано – потребность как негативное чувство, которое индивид старается устранить;

Д.Н. Узнадзе – потребность как нужда;

В.Г. Лежнёв – потребность как удовлетворение нужды;

В.С. Магун – потребность как отсутствие блага, как ценность;

Д.А. Леонтьев – потребность как необходимость;

И.А. Джидарьян – потребность как состояние напряжения;

Й. Шванцер – потребность как системная реакция;

Б.Ф. Поршнев – потребность как исходное противоречие между реальным и необходимым

- Но, несмотря на разнообразие мнений, авторы сходятся в одном:  

Слайд 5

Потребности являются источником активности человека ( вы согласныс этим утверждением ?) ( ответы учащихся)

- ПЕРВЫМ кто разобрался в структуре потребностей, выявил их роль изначально был американский психолог Абрахам МАслоу . ЕГО учение называется иерархической теорией потребностей.          

-  Ребята, посмотрите на слайд и объясните суть каждого вида потребностей 

Слайд 6 ( ответы учащихся)

Если низшие потребности  присущи всем людям в равной степени, то высшие- в неодинаковой. Образованные и необразованные в равной степени  испытывают чувство  голода. Вторые вряд ли испытывают потребность в творчестве. Высшие потребности внося большой вклад в развитие личности- там где начинаются высшие потребности, там начинается личность

Человек  с подавленными  потребностями   неполноценен. Неудовлетворение потребностей приводит к массовому недовольству.

- Посмотрите на слайд и Ответьте на вопрос Какие выводы можно сделать при сравнении рисунков. ( ответы учащихся)   Слайд 7

   3) Работа по карточкам – работа в парах

  • Поясните, как потребности повлияли на поведение личности. Каким образом можно было предотвратить последствия?

Карточка №1

Сидоров Петя вырос в бедной семье. Однако после окончания школы он решил проявить самостоятельность и организовать свое дело. Через некоторое время он оказался в центре внимания  крупных криминальных структур. За большие деньги, подаренную квартиру он стал заниматься подпольным бизнесом, т.е. деятельностью, запрещенной законами России. Ему очень хотелось доказать своим экономическим партнерам лидерство и силу. Вскоре деятельность преступной группировки была блокирована, и Петя был привлечен к уголовной ответственности

Карточка №2

  • Найдите в предложенном списке характеристики потребностей:
  1. Возникают с момента рождения человека
  2. Появляются в сознательном возрасте
  3. Существуют у каждого индивида
  4. Не влияют на поведение индивида
  5. Остаются неизменными в течение жизни каждого человека

Карточка №3

  • Все перечисленные ниже термины, за исключением одного, относятся к понятию «приобретенные (вторичные) потребности». Удалите лишнее.
  1. Духовные потребности
  2. Социальные потребности
  3. Потребности в безопасности
  4. Престижные потребности

Карточка №4

Вид потребностей

Проявление

1)Физиологические

А) участие в каких-либо общественных организациях

2) Престижные

Б) создание литературных произведений

3) Духовные

В) защита от холода или жары

4) Социальные

Г) карьерный рост

3  Закрепления знаний.

Цель: систематизировать знания по изученной теме, выявить возможные пробелы. (5 мин.)

  Учитель организует закрепление.

Учащиеся выполняют тест. ( Приложение №1)

4 Вывод 

Итак,  что же такое потребности?

Какие типы потребностей существуют?

Низшие потребности присущи всем людям.

Потребности влияют на формирование личности

5. Рефлексия.  Учащиеся дополняют предложения.

- Сегодня я узнал

- Я понял, что..

- Теперь я могу

6. Домашнее задание

1.Прочитать . § 6

2.«Удовлетворительно» - найти 5-7 поговорок о потребностях

3.«Хорошо» - выполнить задания в рабочей тетради по параграфу 6

4.«Отлично» -провести и проанализировать социологический опрос по теме «В чём я нуждаюсь?/Мои потребности» (не менее 10-15 человек

                                                                                                             

                                                                                                             

                                       ПРИЛОЖЕНИЕ №1  

Тест.        

 Тема : « Потребности человека»

1. К социальным относятся потребности человека в:

1) отдыхе; 2) пище; 3) воде; 4) общении

2. Соотнесите виды потребностей с их характеристиками:

Виды потребностей                                       Характеристики

Виды потребностей

Характеристики

1)Физиологические

2) потребность в безопасности;

3) социальные;

4) престижные;

5) духовные.        

A. Потребность человека жить в коллективе,                                       в общении дружбе, любви, уважении и  взаимопонимании

Б. Стремление осваивать мир по законам красоты, видеть гармонию в природе, в людях, сострадать и сопереживать, глубоко чувствовать музыку, живопись, поэзию, совершенствовать человеческие отношения.

B. Потребность в признании со стороны других людей, потребность занять достойное место в жизни, в обществе, в коллективе.

Г.Потребность человека в пищи, воде, жилище, отдыхе.

3. Верны ли следующие суждения?

А. Именно потребности в большей мере способствуют формированию личности.

Б. Когда человек теряет смысл жизни, он начинает духовно опускаться.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А, и Б; 4) оба суждения неверны.

4. К потребностям человека, обусловленным его биологической природой, относятся потребности в:

1) самосохранении; 2) самореализации; 3) самопознании; 4) самообразовании.

5.О какой важнейшей общественной потребности человека идет речь:

Обмен между людьми определенными результатами их психической деятельности: усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами.

6. Установите соответствие:

Виды потребностей человека

Примеры

1) биологические

2) социальные

3) духовные

4) ложные        

А) алкоголь, курение

Б) признание в обществе, общение

В) пища, одежда

Г) творчество, знания

Д) самореализация, самоутверждение

7. Ниже приведен ряд понятий. Все они, за исключением одного, относятся к социальным чертам человека.

Творчество; коллективный труд; мозг; общение; речь.

Найдите и выпишите понятие, выпадающее из этого ряда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по обществознанию "Молодежь в современном обществе", 11 класс."

Открытый урок для окружной недели педагогического мастерства....

методическая разработка урока по обществознанию 11 класс "Правовое государство и гражданское общество"

Урок по обществознанию в 11 классе по теме "Правовое государство и гражданское общество" с презентацией....

Авторская методическая разработка урока по обществознанию в 9 классе на тему: « Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии».

Урок в 9 классе по обществознанию на тему "Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии".Цель урока: сформировать знания учащихся о правах и свободах человека и гражданина, раскрыть зна...

Методическая разработка урока по обществознанию 9 класс. Тема:Религия (в рамках реализации ФГОС ООО)

Данный методический материал был разработан для проведения открытого мероприятия по ФГОС в раммках работы районного методического семинара....

методическая разработка урока по обществознанию для 6-го класса

Урок "Мы на необитаемом острове" построен в форме игры-соревнования для 6 класса...

Методическая разработка урока по обществознанию с использованием ИКТ "Семья - ячейка общества" (6 класс)

По программе данная тема изучается в разделе «Семья» (17 часов). С целью повышения познавательной активности обучающихся, предлагаю разделить класс на четыре группы. При этом предполагается активное и...

Методическая разработка урока по обществознанию: «Права и обязанности граждан». 7 класс

Методическая разработка урока обществознания в 7 классеТема урока: «Права и обязанности граждан»....