Главные вкладки

    Статья на тему:
    "Обучение английскому языку детей с задержкой психического развития (ЗПР)"

    Панова Галина Михайловна

    В последние годы отмечается рост количества детей с задержкой психического развития (ЗПР). Работая много лет в школе-интернате для детей из неблагополучных семей, я просто ужасаюсь, что с каждым годом все больше детей, которые приходят к нам в школу имеют ослабленное физическое здоровье, психические отклонения. На  2014/2015 учебный  год из 230 учащихся -  60% детей имеют диагноз ЗПР.

    И чтобы правильно скорректировать свою работу обучения английскому языку с задержкой психического развития, я решила сначала разобраться, что это за заболевание, какие это дети, что им интересно, как их можно привлечь к моему уроку, какие методы и приемы на уроке им будут более доступными и интересными.

     
     
     
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_zpr.docx31.54 КБ

    Предварительный просмотр:

    Статья «Обучение английскому языку детей с задержкой психического развития (ЗПР).

    В последние годы отмечается рост количества детей с задержкой психического развития (ЗПР). Работая много лет в школе-интернате для детей из неблагополучных семей, я просто ужасаюсь, что с каждым годом все больше детей, которые приходят к нам в школу имеют ослабленное физическое здоровье, психические отклонения. На  2014/2015 учебный  год из 230 учащихся -  60% детей имеют диагноз ЗПР.

    И чтобы правильно скорректировать свою работу обучения английскому языку с задержкой психического развития, я решила сначала разобраться, что это за заболевание, какие это дети, что им интересно, как их можно привлечь к моему уроку, какие методы и приемы на уроке им будут более доступными и интересными.

    У детей с задержкой психического развития отмечается недостаточная сформированность произвольного внимания, дефицитарность основных свойств концентрации внимания, объема распределения. Память детей с ЗПР характеризуется особенностями, которые находятся в определенной зависимости от нарушения внимания и восприятия. Продуктивность запоминания значительно ниже, чем в норме. Мыслительные процессы характеризуются недостаточным уровнем сформированности всех мыслительных операций: анализа, обобщения, абстракции, переноса. В речевом развитии отчетливо проявляются дефекты речи на фоне недостаточной сформированности познавательной деятельности.

    Такие дети имеют большие пробелы в знаниях, низкую учебную мотивацию (они безответственны к учебе. Не проявляют интереса к знаниям). У таких детей отмечается недостаточность восприятия, фрагментное построение целого образа. Снижена у детей память, особенно словесная. Мышление детей поверхностное, когда схватываются случайные внешние связи, а опускаются главные. Характерны слабость волевых процессов, эмоциональная неустойчивость, импульсивность, либо вялость и апатичность. Отмечается проявление синдромов гиперактивности, а также повышенный уровень тревожности и агрессии.

    Для реабилитации таких детей необходимо создать условия успешности, развить их внимания, память, мышление.

    Часто трудности в учении усугубляются слабой способностью к звуковому и смысловому анализу речи, вследствие чего, ребенок плохо овладевает навыками чтения, с трудом осваивает письменную речь. В основе одной какой-либо трудности в учебной работе могут лежать различные психологические причины, а в основе разных по внешним проявлениям трудностей может быть одна и та же психологическая причина. Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребенок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. «Внимание проявляется как бы внутри психических процессов и неотделимо от них, характеризуя динамику их протекания».

    Противоположным вниманию состоянием является рассеянность, которая характеризуется неустойчивостью, отвлекаемостью, несосредоточенностью внимания. Дети с ЗПР на уроках крайне рассеяны, часто отвлекаются, не способны сосредоточенно слушать или работать более 5-10 минут. Следует отметить, что динамика уровня внимания у детей с ЗПР неодинакова. У одних детей максимальное напряжение внимания наблюдается в начале урока, и по мере продолжения работы неуклонно снижается; у других сосредоточение внимания наступает лишь после некоторой деятельности, для третьих характерна периодичность в сосредоточении внимания. Отвлечение внимания, снижение уровня его концентрации наблюдается при утомлении детей. Они перестают воспринимать учебный материал, в результате чего в знаниях образуются значительные пробелы.

    Особенно резко проявляются нарушения внимания после занятий, требующих интенсивного умственного напряжения. Собственное бессилие, невозможность сосредоточиться на задании вызывает у одних раздражение, у других – категорический отказ от работы, особенно если требуется усвоить новый учебный материал. Как следствие, у детей развивается крайняя неуверенность в своих силах, неудовлетворенность учебной деятельностью.

    Коррекционные упражнения, направленные на развитие внимания, помогают учащимся усвоить фонетические аспекты говорения, структуру слова и предложения, особенности морфем, преодолеть лексическо-грамматические трудности говорения, особенности чтения английских слов.

    Все коррекционные упражнения, направленные на развитие внимания учащихся среднего звена, составляют совокупную систему, охватывающую разделы языкознания: лексику, грамматику, фонетику, словообразование, а так же чтение, как вид речевой деятельности, и они требуют специально организованной работы. Для развития внимания используются задания направленные на развитие восприятия, работу памяти, понимание закономерностей и другие виды мышления, поскольку внимание присуще любому познавательному процессу (восприятию, памяти, мышлению) и выступает как форма, способность осознанной организации этого процесса. При этом, осмысленность получаемых знаний направляет внимание, делая его произвольным и избирательным.

    На   своих уроках в классах ЗПР я использую коррекционные упражнения ,  которые развивают мышление, память, внимание и создают на уроке ситуацию успеха. За счет специальных упражнений учащиеся лучше воспринимают новый материал и лучше запоминают старую. Использование таких приемов в структуре урока, как индивидуально, так и в малых группах. Позволяет сделать урок насыщенным, разнообразным и интересным. Систематическая целенаправленная коррекционно-развивающая работа способствует повышению уровня учебной деятельности школьников с задержкой психического развития.

    При помощи этих упражнений я решаю несколько задач:

    • Коррекция отдельных сторон психической деятельности школьников, имеющих трудности в обучении.
    • Развитие основных мыслительных операций.
    • Различие различных видов мышления.
    • Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
    • Снять эмоциональную напряженность
    • Создать ситуацию успеха

    Коррекционные упражнения содействуют активизации процесса усвоения образовательных программ. На развитие мышления, внимания я часто использую кроссворды, «лишний предмет», лабиринты, «Собери слово», лесенки, «Найди отличия» и др.

    Эффективно использую на своих уроках в классах ЗПР современные образовательные технологии:

    • Разноуровневую дифференциацию обучения
    • Здоровьесберегающие технологии
    • Игровые технологии.

    Специфические правила обучения английскому языку объединяются по разделам с выделением конкретных коррекционно-развивающих упражнений. Некоторые коррекционно-развивающие упражнения, формирующие основные свойства внимания, могут быть использованы как тренировочные, так и диагностические.

    I. Упражнения, направленные на концентрацию, переключение, увеличение объема и распределение внимания в различных видах познавательных процессов при выполнении заданий.

    II. Упражнения, направленные на сравнение различных понятий, символов, предметов (на вербальном, цифровом и наглядном материале), которые тренируют внимание и наблюдательность.

    III. Упражнения, направленные на формирование осознанности и управления вниманием при выполнении проверки ошибок в текстах.

    Учитывая психофизиологические особенности детей с ЗПР придерживаюсь следующих методических принципов:

    1. Обеспечение подвижной деятельности детей.

    2. Частая смена деятельности.

    3. Погружение в языковую среду.

    4. Многократное аудирование вводимых структур.

    5. Преемственность и постоянное повторение материала.

    6. Общее развитие ребенка посредством иностранного языка, раскрытие его творческих способностей.

    Обучение английскому алфавиту и звуков проводится в игровой и соревновательной форме постепенно готовя учащегося к чтению

    Работа с текстом – это наиболее простой и, в то же время, эффективный вид деятельности на уроке английского языка в классах коррекционно - развивающего обучения. Во главу угла данного вида деятельности выходит формирование и отработка навыков чтения. В методике преподавания английского языка различают несколько видов чтения. Однако с детьми, имеющими трудности в обучении, целесообразно использовать преимущественно один вид чтения: чтение с полным охватом содержания. Работа с текстом традиционно начинается с ввода новой лексики. При каждом новом вводе лексики устное усвоение слов сопровождается показом их письменных образцов как блоков а так же различными наглядностями. Запоминание новых лексических единиц также производится при помощи различных заданий: повторить за диктором слова в звукозаписи, расставить буквы в правильном порядке, чтобы получилось слово (unscramble the word), нахождение новых слов в змейке (word snake), вставить пропущенные слова из нового вокабуляра в предложение (fill in the word), игры «снежный ком» (snowball), «рыбак» (fisher). Максимальная повторяемость материала является принципом успешного усвоения лексических единиц. В незнакомом тексте содержится приблизительно десять - пятнадцать процентов новой лексики. В дальнейшем после многократного повторения в различных заданиях учебника, рабочей тетради, а также заданиях, составленных непосредственно учителем, эти слова переходят в качественно иную стадию и становятся тем вокабуляром, которым учащиеся должны активно пользоваться, за тем перехожу на работу с текстом. Преимущественно, работа с текстом делится на три фазы: до - текстовый этап (pre - reading), активное чтение (while - reading), послетекстовый этап (post - reading). До – текстовый этап (введение в ситуацию) включает следующие задания: составление диаграмм, подбор заголовков, ответы на наводящие вопросы. Как показывает опыт, в начале данного этапа ученики работают вяло, делают много фонетических ошибок. Однако данная работа полностью оправдывает себя на дальнейших этапах. Второй этап чтения стабилен по структуре. Текст озвучивается по определённой схеме: чтение учителя, хоровое чтение за учителем, прослушивание текста с магнитофонной плёнки, если таковая имеется, хоровое повторение за плёнкой, индивидуальное чтение учащихся каждого блока текста. Отдельные слова и фразы можно трижды повторить с понижением темпа голоса, пропеть, сопроводить ритмическим постукиванием. Таким образом, при многократном чтении и повторении производится непроизвольное запоминание материала, эффективно отрабатывается техника чтения. На завершающей фазе второго этапа необходимо давать детям несколько минут для повторения чтения и перевода текста про себя. Во время повторения можно включить спокойную музыку. Это поможет снять умственную усталость и повысить эмоциональный тонус обучающихся. Послетекстовый этап включает в себя задания следующего плана: соотнесение идеи и абзаца (matching), заполнение всевозможных таблиц (fill in the table), тестовые задания с множественным выбором (multiple choice), определение верногоневерного высказывания (true or false). Следует отметить, что на третьем этапе работы с текстом существенно увеличивается темп работы учеников, снижается психо – эмоциональный барьер перед неизвестным материалом.

    Упражнения для развития умений и навыков коррекционного обучения.

    1. Слушание и выполнение распоряжений преподавателя

    2. Повторение фразы или предложения

    3. Повторяемость коррекционных упражнений, но с включением новизны.

    4. Преобразование без подстановки

    5 Устная подстановка наряду с какими - либо изменениями

    Такие коррекционные занятия вырабатывает у учащихся умение свободно и быстро использовать речевые образцы. Особенностью коррекционной работы является тщательная дозировка речевого материала. Нужно учитывать утомляемость, склонность к торможению и для этого нужно часто проводить смену видов деятельности.

    Что необходимо знать  и  выполнить  учителю-предметнику для работы  в классах ЗПР.

    Учитель иностранного языка может составить собственную программу для обучения  таких   классов   или   внести   изменения   в   общеобразовательную программу.  

    Учитель имеет право:

    • уменьшить объем изучаемой лексики;
    • выбрать  легко    запоминающиеся    конструкции    по грамматике;
    • подобрать упрощенные тексты;
    • снизить требования к изучению иностранного языка.

    Необходимо оценивать учащихся не столько по достигнутым результатам, а за старание и усилия учащихся. В тестировании и контрольных срезах знаний классы коррекции и ЗПР не принимают участие.

        Не стоит расстраиваться, когда дети не запоминают слова с первого раза, не могут правильно произнести звук или слово, не понимают грамматический материал. Дети с диагнозом  ЗПР требуют к себе особого внимания, понимания их проблемы, терпения учителя и помощи всех, кто с ними работает.

    Коррекционное обучение – это процесс активного усвоения опыта и знаний, полученных в результате систематически повторяющейся отработки учебного материала и усвоение способов применения полученных знаний. При подходе к выбору методов работы можно достичь определённых положительных успехов даже в обучении такому сложному предмету как иностранный язык. Вышеизложенные приёмы и методы работы на уроке английского языка не угнетают ребёнка, а создают вокруг него реабилитирующее пространство, обеспечивающее огромную возможность самореализации себя как полноценной личности учебного процесса. Учащиеся, получающее образование в образовательной среде, становятся подлинными субъектами обучения чувствуя что учатся для себя, для своего развития, а учитель должен проявлять мудрое терпение , чуткость, постоянную заботу, любить детей такими какие они есть и радоваться успехам каждого.

    Основными задачами коррекционно-развивающего обучения являются: 

    • Активизация познавательной деятельности учащихся;
    • Повышение уровня их умственного развития;
    • Нормализация учебной деятельности;
    • Коррекция недостатков эмоционально-личностного развития;
    • Социально-трудовая адаптация.

    Совместно с учителями коррекционную работу по обучению учащихся проводят психологи. Узкие специалисты работают в тесном контакте с учителями, постоянно ведут отслеживание развития ребенка.

    Этапы психолого-педагогического сопровождения: 

    1. Диагностика (подготовительная работа – формирование банка данных о детях с ограниченными возможностями здоровья, оказание методической помощи специалистам при выявлении детей с ограниченными возможностями здоровья; комплексная диагностика ребенка). На этапе диагностики изучаются индивидуальные особенности познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, состояния здоровья, условий семейного воспитания путем наблюдения за ребенком в разных видах деятельности (на уроке и во внеклассных мероприятиях). Изучением занимается учитель, затем привлекает педагога-психолога (педагог-психолог ведет карту наблюдений). Особенности развития учащегося рассматриваются на школьном консилиуме. Направить или нет ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию, принимает решение консилиум. После комплексной диагностики на ПМПК ребенку ставится диагноз.
    2. Консультирование родителей (о дальнейшем маршруте обучения, о перспективах). Педагог-психолог проводит консультирование родителей по вопросу дальнейшего обучения и более подробно разъясняет необходимость специального коррекционного обучения. Организовываются – беседы, анкетирование, День открытых дверей, проведение совместных детско-родительских праздников и др.
    3. Консультирование педагогов. Оказывается методическая помощь педагогам, работающим в классах коррекции (подготовка пакета документов необходимых для работы с детьми данной категории, подготовка и представление рекомендаций учителям).
    4. Коррекционно-развивающая работа. Этап обеспечения коррекции недостатков развития осуществляется педагогам-психологом совместно с учителем как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Организуется индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с учетом его потенциальных возможностей. Формируются коррекционно-развивающие группы на основе данных диагностики и наблюдений за детьми.Для работы с детьми с задержкой психического развития составляется индивидуальный или групповой план работы.
    5. Психологическое просвещение. Для создания условий преодоления проблем в развитии учащихся с ЗПР организуются и проводятся семинары, круглые столы и консультации для учителей классов коррекции. Постоянно обновляется информационный стенд педагога-психолога.
    6. Проведение промежуточной и итоговой диагностики учащихся с целью выявления дальнейшего образовательного маршрута. На данном этапе проводится диагностика учащихся. Диагностика включает в себя: анализ усвоения программы по разным предметам (контрольное списывание, диктант, контрольная работа, пересказ текста и т.д.); изучение психо-эмоционального состояния детей в условиях школы – у каждого ребенка своя длительность адаптационного этапа, также как и степень тяжести его протекания. В среднем привыкание ребенка к школе или новому классному коллективу имеет продолжительность от 1,5-3 месяцев до 1-1,5 лет. Как скоро и как успешно ребенок приспособится к школьной жизни, во многом зависит от такта и выдержанности взрослых (педагогов и родителей).

    Любая работа должна непременно проводится в системе.

    Работа по коррекции недостатков ребенка с особенностями в развитии начинается, прежде всего, с качественной диагностики.

    Нужно хорошо понимать, что любая перспективная программа коррекции и развития ребенка может быть эффективной лишь тогда, когда она основана на правильном заключении о состоянии его психики и специфических индивидуальных особенностях становления его личности. Правильность же заключения зависит не только от правильно подобранных и валидных психодиагностических методов (что само по себе, конечно, важно, но с чем может справиться педагог самостоятельно), но, главное, от профессиональной интерпретации данных, полученных с помощью этих методов. Л.С. Выготский подчеркивал, что «...в диагностике развития задача исследователя заключается не только в установке известных симптомов и их перечислении или систематизации и не только в группировке явлений по внешним, сходным чертам, но исключительно в том, чтобы с помощью мыслительной обработки этих внешних данных проникнуть во внутреннюю сущность процессов развития» (Л.С. Выготский, 1983, с. 302-303). Профессиональная квалификация позволяет практическому психологу грамотно интерпретировать полученные диагностические данные, делать заключение на основании анализа этих данных о невидимых психических процессах, состояниях и признаках, об условиях, необходимых для дальнейшего развития ребенка.

    Крайне важен высокий профессиональный уровень и педагогов работающих в классах коррекции и педагогов-психологов. Постоянное самообразование и повышение своего мастерства – неотъемлемая часть работы. Изучение новых методик, методических приемов, разработка новых форм работы на уроке, использование интересного дидактического материала и применение всего этого на практике поможет педагогу сделать учебный процесс более интересным и продуктивным.

    Соблюдение охранительного режима при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью будет способствовать сохранению здоровья учащихся. Заключается охранительный режим, прежде всего, в дозированности объема учебного материала. На каждом уроке необходима смена видов деятельности, проведение физминуток разной направленности, применение здоровьесберегающих технологий и т.п. Несмотря на то, что в большинстве своем воспитанники коррекционных учреждений проживают в неблагополучных семьях, это не означает, что педагог не должен работать с семьей. Скорее наоборот, именно такая семья требует более пристального внимания со стороны учителя, психолога и социального педагога.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование вокально-хоровых навыков у детей с задержкой психического развития /ЗПР/

    Методы и приемы  работы  по формированию  певческих  навыков  у  детей  VII  вида  развития /ЗПР/....

    Рабочая программа на 2012 -2013 учебный год к программе «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» С. Г. Шевченко (второй год обучения, подготовительная группа)

    Рабочая программа коррекционно-развивающей работы с детьми в подготовительной группе с задержкой психического развития составлена на основе рекомендаций программы «Подготовка к школе детей с задержкой...

    Консультация для родителей: "Особенности развития процесса внимания и восприятия у детей с задержкой психического развития (ЗПР)".

    В консультации рассказывается об основных особенностях процесса внимания и восприятия у детей с ЗПР. Какие трудности дети испытывают при недоразвитии данных процессов....

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

    В настоящее время проблема использования игровых методик в коррекционно-развивающей работе приобрела особую актуальность, ибо совершенствование форм и методов работы в процессе обучения и воспитания т...

    Особенности обучения арифметическим действиям детей с задержкой психического развития

    В данной стать описанны особенности деления любых натуральных чилел....