Использование УУД на уроках иностранного языка.
методическая разработка на тему

Сурина Юлия Борисовна

Универсально-учебные действия - обобщенные действия, сформированные на конкретном материале какого-либо предмета могут использоваться при изучении других предметов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Универсальные учебные действия

   Универсальные учебные действия – обобщенные действия, сформированные на конкретном материале какого-либо предмета, которые могут использоваться при изучении других предметов.  Почему обучение этим действиям столь актуально? В жизни все проблемы межпредметны и их нужно успешно решать.

Я полагаю, стоит выделить интеллектуально- речевые умения на иностранном языке как главные, поскольку они включают смысловое восприятие речи (т. е. умение слушать и читать) и порождение речи (умение излагать свои мысли в устной и письменной форме). Следующим по значимости умением, применимым к языкам, я поставлю умение решать проблемы творческого, поискового характера.        

Перейдем к примерам формирования различных  УУД на материале иностранного языка.

Виды УУД:

Личностные                   Регулятивные               Познавательные               Коммуникативные

подразумевают

умение сделать              умение организовать    умение результативно    умение общаться и

выбор в мире                 деятельность                  мыслить и работать         взаимодействовать

мыслей, чувств                                                      с информацией, находя

ценностей и                                                            решение практических

отвечать за свой                                                      задач                                                    

выбор

На начальном этапе обучения иностр. языку эффективна технология продуктивного чтения, направленная на формирование  коммуникативных УУД (так как обеспечивает умение истолковать прочитанное, понять собеседника) и познавательных УУД (умение извлечь НУЖНУЮ информацию из текста)

На старшем этапе обучения в 10-11 классах я использую частично –адаптированные и неадаптированные художественные тексты, данные в отрывках. Задача (как и в начальной школе)- развивать аналитические умения воспринимать стилистические особенности текста, авторскую позицию. Критериями отбора эпизодов являются

- значимость эпизода в развитии замысла произведения;

- наличие в эпизоде проблемной ситуации;

-экстралингвистическая информативность ( явления действительности, составляющие сущность происходящего с героями: морально- этические темы добра и зла, любви);

- страноведческая ценность.

 В декабре 2014 ученики 11Б работали с отрывками из книги А. Кристи « Рождество Пуаро». Чтобы преодолеть языковые трудности, учащиеся применяли ознакомительное чтение. Оно подразумевает выделение « смысловых вех», слов и групп слов, в которых заключается основное содержание, разделение информации на важную и второстепенную, установление смыслового отношения между частями текста. Работа с аутентичными текстами  также невозможна без просмотрового чтения. В качестве конкретного задания приведу следующее: просмотрите текст еще раз и найдите предложения, объясняющие почему…  Задания предлагаются дифференцированно.

Следующий этап работы предполагал поиск стилистических приемов. Затруднения учеников в нахождении средств выразительности на родном языке очевидны. Почему бы не продублировать это на иностранном языке? Поскольку это e- текст, ученики выделяли приемы на компьютере. Далее учащимся предлагалось написать истории, связанные с Рождеством, используя стилистические средства, как из отрывков, так и авторские.

Выше упомянутая работа с аутентичными текстами является частью лингвострановедения, аспекта методики преподавания ин. языков, в котором исследуются приемы ознакомления учащихся с новой для них культурой. Так в прошлом учебном году пятиклассники изучали праздники англо и немецкоговорящих стран, используя проектную методику. Посмотрев мультфильм « Рататуй», ученики 6х классов выбрали следующую тематику проекта: « Великие повара ». Самостоятельный выбор темы способствует развитию личностных УУД. Они использовали кулинарные книги, которые ученики 6Аи В привезли из Австрии и ФРГ, рекламные брошюры на английском и русском языках. Отражая естественную среду, такие материалы неизменно вызывают интерес, поддерживают мотивацию, а групповая работа позволяет улучшать коммуникативные умения. Более того, выбор тем, связанных со сравнением культурных традиций стран, позволяет формировать самоопределение учащихся как граждан России, испытывать гордость за свою родину.

В целом работа над проектом гармонично дополняет классно- урочную деятельность и позволяет достичь высоких личностных и метапредметных результатов в условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков. Проект объединяет все языковые умения: слушание, говорение, чтение и письмо, безусловно поощряет сотрудничество и обмен идеями. А, поскольку, одна из характеристик проектной деятельности- относительная уникальность, неповторимость- повышается мотивация к изучению языков. Эта нацеленность на оригинальный вариант создает предпосылки для достижения регулятивных метапредметных результатов: помимо определения целей деятельности, составления плана по достижению результата творческого характера, это и понимание причин возникающих трудностей. Презентация проекта способствует формированию коммуникативных умений:

-организовать взаимодействие в группе;

- оформить мысли в устной и письменной речи;

-отстаивать свою точку зрения, подтверждая  фактами.

Примером подобной работы служит ролевая игра, предложенная ученикам 11Б на факультативе по немецкому языку. Они разделились на группы и выбрали роли жителей Берлина, Мюнхена, Кельна и Пассау. Задание состояло в том, чтобы отобразить местонахождение города на контуре ФРГ и подготовить сообщение о нем, используя туристические буклеты, справочники, Интернет, личные фото. Играя роли жителей городов ученики были активны: показали презентации, смело вступали в общение, стремясь убедить, что их город самый лучший. Так, процесс овладения иностранным языком стал творческим процессом « открытия» страны изучаемого языка.

     В рамках работы над фильмами используется технология проблемного обучения: игры и эксперименты со словами и буквами. Любимая игра учеников 6-х классов”Rags” (Лохмотья) позволяет закрепить графическое и лексическое содержание слов. Ученикам дается слово, используя буквы которого они записывают тематическую лексику.

Проблемное обучение подразумевает также наблюдение, обсуждение, описание и анализ. Это работа со словами, конструкциями, особенностями построения высказывания. Ученики 6-х классов читали статью о парке развлечений по теме «Свободное время». Одним из заданий было составление тематического списка слов ( задание было дифференцированным).  Так как они изучают времена группы настоящее, им было предложено найти и проанализировать употребление глагольных форм. Во время чтения они активно использовали словари, пояснения к тексту и грамматические справочники, облегчающие субъектную обработку текста, а значит, учились выделять информацию, направленную на самообразование. Это личностно-ориентированная технология. Итогом стало написание статьи о парке развлечений.

    Внеклассная работа  на иностранном языке, в частности, ставшие традицией мероприятия, которые я провожу вместе с преподавателями и студентами ин. яза МГОСГИ, способствует формированию всех видов УУД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс "Использование игр на уроках иностранного языка"

Мастер класс "Использование игр на уроках  немецкого языка"...

Использование ИКТ на уроках иностранного языка

Одним из приоритетных направлений в развитии современного общества является изучение иностранного языка. Образование сегодня идет в ногу со временем и современный урок немецкого языка представля...

использование ИКТ на уроках иностранного языка

В данной  работе  описаны  плюсы   и минусы  использования  современных    технологий   на уроках  иностранного  языка....

Использование ИКТ на уроках иностранного языка

В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый...

Использование ИКТ на уроках иностранного языка

Применение современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе имеет свои дидактические функции:...

Использование игр на уроках иностранного языка.

Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В настоящее время проблема применен...

Использование ИКТ на уроках иностранного языка

На современном этапе образования для обеспечения эффективности образовательного процесса невозможно обойтись без средств информатизации. Поэтому информационная компетентность является одной из основны...