Эффективность урока как условие повышения качества образования.
статья на тему

Галимова Фарида Явдатовна

         Хороший урок — дело не простое. Искусство проведения уроков во многом зависит от понимания и выполнения учителем социальных и педагогических требований, которые определяются задачами школы, закономерностями и принципами обучения. Немаловажным условием проведения урока является грамотная постановка задач урока и успешная их реализация. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эффективность урока как условие повышения                                        качества образования.

          Обращение к проблеме эффективности урока оправдано при любом уровне профессионализма педагогов школы на любом этапе процесса движения школы к новому, более высокому качеству  образования .При этом важнее всего определить отправные позиции в оценке качества, осознать проблемы, мешающие этому движению, и выстроить адекватную специфике школы практику повышения эффективности урока как средства повышения качества образования.            

        Слово «эффективность» в переводе с латинского – «эфектос» означает выполнение действий, результат, следствие каких-либо действий. Эффективность урока – основной компонент школьной системы обеспечения качества образования. Однако эффективность обучения, достижение запланированных целей урока зависит не только от научной, методической подготовленности учителя, сформированности у него организаторских, коммуникативных, профессионально-педагогических способностей, но и от умения целостно представлять урок, видеть взаимосвязь составляющих его компонентов, рассматривать конкретный урок в системе конкретных уроков.            

Ведь каждый урок имеет определённую структуру и состоит из взаимосвязанных компонентов. К их числу относятся:                    

- цель

- содержание учебного материала

- методы и средства обучения

- организационные формы обучения

- деятельность учителя

- деятельность учащихся

Каждый компонент урока связан со всеми другими. Изменение одного приводит к изменению всех остальных.

          Каждый раз, составляя план очередного урока, учитель задаёт себе одни и те же вопросы: как сформулировать цели и обеспечить их достижение, какой учебный материал отобрать, какие методы и средства выбрать, как организовать собственную деятельность и деятельность учащихся, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к формированию определённой системы знаний умений и навыков.

          Первым шагом при подготовке к любому уроку является проектирование цели, которая определяет содержание и ход урока, выбор методов, характер деятельности учащихся и результат урока.

          Невнимательное отношение к цели урока приводит к тому, что она ставится формально, и в конечном счёте обусловливает низкий уровень обученности и воспитанности учащихся.

          При проектировании целей урока учителя допускают серьёзные ошибки:

         - цели ставятся в общей форме без связи с другими компонентами урока

        - в цели указывается только содержательная сторона урока (что    подлежит изучению), но упускается процессуальная сторона (как, с помощью каких средств и приёмов познавательной деятельности обеспечивается усвоение учебного материала)

         - происходит смещение, путаница целей и задач урока: задача – это средство достижения цели; цель ставится на весь урок, а задачи – на этапы урока

         - деятельность учителя и учащихся не расчленяются

         - отсутствует связь данного урока с ранее проведёнными и последующими, т. е. нарушен принцип преемственности в целеполагании.

       

           Как же реально должна проектироваться цель урока?

  1. Цель должна обязательно подразумевать средства её достижения.
  2. Общие цели урока (обучающая, развивающая, воспитательная) должны быть детализированы задачами этапов урока.
  3. В целях необходимо проектировать как деятельность учителя, так и деятельность учащихся.
  4. Проектировать необходимо как близкие, реализуемые на конкретном уроке; так и перспективные цели, рассчитанные на весь период изучения курса. Конкретные цели, на одном уроке – формируя определённый фонд знаний, на другом -  вырабатывая приёмы самостоятельной работы, на третьем – творческое мышление, взятые в совокупности – реализуют общую стратегическую цель.
  5. При проектировании цели урока необходимо обеспечить её понимание, принятие учащимися как собственную, значимую для личного становления. Одним из самых трудных моментов любого урока является то, чтобы цели учителя стали целями учащихся.
  6. На каждом уроке должны быть спроектированы обучающие и развивающие цели, а воспитательную цель целесообразно ставить только перед блоком уроков. Ведь в конце любого урока учитель почти безошибочно может определить, удалось ли реализовать обучающие и развивающие цели урока. Но как в конце даже самого удачного урока определить, удалось ли сформировать нравственное сознание, эстетические чувства, любовь к родному краю?
  7. Проектируемая цель должна соизмеряться с возможностями как учащихся, так и самого учителя.
  8. Проектируя цель урока, учитель должен быть внутренне готов к тому, чтобы в зависимости от складывающейся ситуации, принимать мгновенные решения и вносить необходимые изменения в ход урока. То есть, идя на урок, учитель должен иметь запасные варианты.

 

Доказано, что только каждый четвёртый урок учитель проводит так, как      

он запланировал накануне, во всех остальных – ему приходится корректировать первоначальный замысел.  

          Менее чётко, в более общей форме  проектируются воспитательные цели урока. Некоторые учителя вовсе опускают эту группу целей. Одни из них полагают, что урок сам по себе воспитывает, следовательно, специально формулировать воспитательную цель не нужно, другие уверены что воспитательный потенциал их предмета невелик, и поэтому они сосредоточены на реализации обучающих и развивающих функций урока. Не правы и те и другие. Обучение является частью воспитания, средством достижения воспитательных целей. Поэтому знания, усваиваемые на уроке, не только расширяет кругозор учащихся, но и содействуют их личностному становлению, формированию определённых ценностей, жизненных позиций. Но урок может и  не воспитывать, оставаться нейтральным процессом. Для того чтобы урок воспитывал, воспитательные цели должны специально проектироваться.  

         Учителя, утверждающие, что воспитательный потенциал их предмета  невелик, воспитательные возможности урока связывают только с содержанием учебного материала. Мы на уроке решаем задачи, какое тут воспитание, говорят такие учителя. Во-первых, решение задач уже играет воспитательную роль, поскольку дисциплинирует ум, формирует логичность мышления, вырабатывает усидчивость. Во-вторых, решение задач можно организовать по-разному. Если ученикам предлагается найти новый способ решения задачи, это содействует формированию творческого мышления учащихся. Решение задач можно организовать в форме групповой работы, что способствует выработке навыков коллективной деятельности.

         Показателем эффективности урока является соответствие результатов запланированным целям. Именно цель урока предопределяет результативность урока и обучения в целом. Поэтому к его проектированию учитель должен относиться особенно внимательно.

         Хороший урок — дело не простое. Искусство проведения уроков во многом зависит от понимания и выполнения учителем социальных и педагогических требований, которые определяются задачами школы, закономерностями и принципами обучения. Немаловажным условием проведения урока является грамотная постановка задач урока и успешная их реализация.

 Литература.

    1.  Подопригорова Л.А. «Использование интернета в обучении иностранным языкам». – Журнал «Завуч», 2003, №2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективность урока как условие повышения качества образования

Выступление на педагогическом совете "Повышение качества образования школьников"...

Эффективность урока как условие повышения качества образования.

Эффективность урока как условие повышения качества образования....

Эффективность урока как условие повышения качества образования

Наблюдения за активной работой учащихся на уроке, за их умственным развитием и уровнем обученности, который становится выше и качественнее, появление удовлетворенности у учителя и учеников от своей ра...

Эффективность урока как условие повышения качества образования

Педагогический совет "Эффетивность урока как условие повышения качества образования" повышает интерес к образовательным технологиям, позволяет усвоить понятие "эффективность урока"...

Эффективность урока как условие повышения качества образования

Эффективность урока как условие повышения качества образования...

Сообщение «Эффективные технологии формы и методы работы на уроке как условие повышения качества образования»

Сообщение «Эффективные  технологии формы  и  методы  работы  на уроке  как условие  повышения    качества  образования»...