ИТОГОВАЯ РАБОТА
статья на тему

Бекаева Марина Михайловна

Итоговая раюота по программе повышения квалификации "Проектирование образовательногог процесса по иностранному языку в контексте федерального образовательного стандарта основного общего образования в контексте ФГОС"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_6_avtosohranennyy.docx24.77 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ

ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

 «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА»

ИТОГОВАЯ РАБОТА

 

по программе повышения квалификации

«Проектирование образовательного процесса по иностранному языку в контексте федерального образовательного стандарта основного общего образования в контексте ФГОС»

«Проектирование учебного процесса на системно-деятельностной основе как условие повышения качества обучения»

Слушателя курсов Бекаевой Марины Михайловны, учителя английского языка МБОУ №154

                                                                                   ____________________________________

                                                        (подпись, дата)

Самара 2013 г.

Новые реалии XXI века, процессы интернационализации всех сторон жизни, особенности информационного общества выдвигают особые требования к овладению иностранными языками. Как указывается в примерной программе, иностранный язык входит в число предметов филологического цикла и формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению его кругозора и воспитанию его чувств и эмоций. Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). Перед образовательными формированиями современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие ученика как субъекта познавательной деятельности.

Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности. Перед современной школой стоит проблема повышения качества обучения. Одним из условий достижения качества образования является эффективное управление учебным процессом учителем. Прежде всего, овладение новыми формами перспективного и текущего планирования учебного процесса. Без понимания важности данного этапа педагогической деятельности вряд ли можно совершенствовать содержание и технологии обучения и достичь качества знаний соответствующих требованиям государственного стандарта.

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельной образовательной парадигме которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету.

Системно - деятельностный подход предполагает :

1. Воспитание и развитие качеств личности ;

2. Переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования;

3. Ориентацию на результаты образования ;

4. Признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности ;

5. Учёт индивидуальных возрастных , психологических и физиологических особенностей обучающихся ;

6. Обеспечение преемственности образования ;

7. Разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося.

Наиболее эффективными становятся те уроки , на которых обучающиеся вовлекаются в активную деятельность через обучение общих задач урока в процессе выработки плана урока , подведения итогов учебного занятия , а также через общение и организацию самопознания и самообразования. Реализуя деятельностный подход  учителю иностранного языка следует иметь в виду следующее положения: мотивированность каждого вида деятельности ; обязательная их результативность и рефлексивность , личностное развитие в ходе любой деятельности.

Реализация деятельностного  подхода при обучении иностранному языку относительно достижения предметных результатов должна отражать как  приобретение  навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка , так  и формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности  : индивидуальной , коллективной , творческой , проектной , учебно – исследовательской .

Эти виды деятельности  в соответствии со стандартом получают приорететное  развитие , так как именно они позволяют формировать универсальные учебные действия ( УУД ) , что соответствует концепции федеральных государственных стандартов .Овладение учащимися УУД создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний и умений , включая саму организацию усвоения .Мы можем подразделить УУД на следующие основные группы : познавательные , регулятивные , коммуникативные и личностные .

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы :

1.Уроки «открытия» нового знания.

Деятельностная цель : формирование способности учащихся к новому  способу действия.

Образовательная цель : расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов .

2.Уроки рефлексии .

Деятельностная цель : формирование у учащихся способностей  к рефлексии коррекционно – контрольного типа и реализации коррекционной нормы ( фиксирование собственных затруднений в деятельности , выявление их причин , построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.)

3.Урок общеметодологической направленности .

Деятельностная цель : формирование  способности уч-ся и новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель : выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

4.Урок развивающего контроля .

Деятельностная цель :  формирование способности уч-ся и осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель : контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Приступая к планированию своей деятельности и отдельного урока,учитель ,в первую очередь , должен изучить все нормативные документы , регламентирующие преподавание иностранных языков на современном этапе.Это необходимо , чтобы увидеть соответствие выбранногоУМК требованиям ФГОС , грамотно планировать свои действия и деятельность учащихся , научиться формировать различные виды УУД , правильно организовать проектную деятельность школьников и развивать исследовательские умения на начальном этапе обучения , вовлекать в научно-исследовательскую работу учащихся в старшей школе.

Современный урок английского языка должен строиться в соответствии с избранной учителем системой обучения ; планироваться с учетом коммуникативной направленности ; обеспечивать комплексное осуществление воспитательной, образовательной и развивающей целей ; иметь благоприятный психологический климат для изучения языка ; вызывать у учащихся мотивацию изучения предмета ; готовить к самостоятельной работе во внеурочное время ; способствовать формированию всесторонне развитой активной личности.

Структура урока и особенности некоторых его этапов в технологии системно-деятельностного подхода.

I.Организационный момент .

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

  • У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.
  • включение в деятельность ;
  • выделение содержательной области .

II.Актуализация знаний .

Цель: повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

  • актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания,памяти,речи)
  • создание проблемной ситуации ;
  • выявление и фиксирование в громкой речи :где и почему возникло затруднение;темы и цели урока.

III.Постановка учебной задачи.

Цель : обсуждение затруднений ; проговаривание цели урока в виде вопроса , на который предстоит ответить.

IV.Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).

Цель: решение УЗ (устных заданий) и обсуждение проекта их решения.

  • Способы : диалог, групповая или парная работа.

.Методы : побуждающий к гипотезам диалог.

  • организация самостоятельной исследовательской деятельности ;

. выведение алгоритма (дается общепринятая формулировка новых алгоритмов действий).

V.Первичное закрепление .

Цель : проговаривание нового знания , запись в виде опорного сигнала.

  • Способы : фронтальная работа, работа в парах.

Средства : комментирование , выполнение продуктивных заданий.

  • Выполнение заданий с проговариванием.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он умеет.

  • Небольшой оббьем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);
  • Выполняется письменно;
  • Методы: Самоконтроль, самооценка.

VII. Включение нового задания в систему знаний и повторение.

  • Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те , которые содержат новый алгоритм или новое понятие;
  • Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и своего и своего класса.

  • Вопросы:
  • Какую задачу ставили?
  • Удалось решить поставленную задачу?
  • Каким способом?
  • Какие получили результаты?
  • Что нужно сделать ещё?
  • Где можно применить новые знания?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При системно – деятельностном подходе в обучении выделяются следующие компоненты овладения знаниями:

а) восприятие информации;

б) анализ полученной информации;

в) запоминание (создание образа);

г) самооценка.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

  1. Смелкова О.Н Системно - деятельностный подход к обучению учащихся на уроках английского языка.
  2. Мокеева О.Н Преподавание английского языка на современном этапе в рамках системно – деятельностного подхода
  3. Золотова О.Г Технология проектирования учебного процесса на деятельностной основе как уровне повышения качества образования.
  4. Ерёменко Л.В Выстраивание образовательного процесса в соответствии с системно - деятельностным подходом.
  5. Хуснотдинова Л.Т Системно – деятельностный подход в рамках ФГОС.
  6. Беспалько В.П Роль компетентного и деятельностного подхода в повышении эффективности образовательного процесса.
  7. Примерные программы основного общего образования. Иностранный язык. – М.: Просвещение, 2009. – (Стандарты второго поколения)

Технологическая карта урока английского языка по теме «Летние каникулы».

5 - й класс.

Цель урока :

. создание условий для совершенствования лексических навыков говорения ;

.формирование УУД обучающихся .

Планируемый  результат.

.

.Предметные умения.

.Умение правильно понимать значение лексических единиц (ЛЕ) по теме.

.Умение использовать ЛЕ в заданной ситуации.

.Умение строить краткие высказывания с использованием опор.

.Умение составлять диалоги по теме.

.Умение составлять монологическое высказывание по заданной ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая работа по литературе 7 класс.

1.      Структура работыКаждый вариант  экзаменационных заданий по литературе в 7-м классе со­стоит из 3 частей.Части 1 и 2 включают в себя анализ художественного текста ...

Итоговая работа по теме "Бессоюзные сложные предложения"

Контрольная работа для 8 класса по теме 2 бессоюзные сложные предложения"...

Итоговая работа по литературе. 10 класс

Данная работа позволит проверить знания десятиклассников по литературе в конце учебного года....

Варианты итоговой работы по литературе в 10 классе

Этот материал был подготовлен для итоговой работы по литературе в профильном социально-гуманитарном классе. Построена работа по типу ЕГЭ, весь материал соответствует программе 10 класса....

итоговая работа по русскому языку за 1 четверть (3 варианта), за 1 полугодие в 2 вариантах, и другие разработки проверочных работ в формате ЕГЭ

ИТОГОВАЯ РАБОТА ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ  ПО ТЕМЕ «КОРНИ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ».   6 КЛАСС (3 варианта)...

Итоговая работа по курсу повышения квалификации по Государственному заданию министерства образования и науки Самарской области «Специфика работы учителя общеобразовательной школы в условиях инклюзивного обучения детей с ОВЗ на современном этапе»

Итоговая работапо курсу повышения квалификации по Государственному заданию министерства образования и науки Самарской области«Специфика работы учителя общеобразовательной школы в условиях инклюз...

Диагностическая работа (итоговая работа 7 класс)

Диагностическая работа (итоговая работа 7 класс)...