Методические рекомендации для родителей "Как интересно учить и учиться"
консультация на тему

     Современную картину мира, включая и виртуальную, невозможно представить без английского языка. Именно этот язык является одним из главных средств коммуникации и общения для людей разных национальностей. Безграничные просторы Интернета, места встреч, блоги, серьезные дискуссии, игры, развлечения и увлекательные путешествия также открыты полностью для тех, кто знает английский язык.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как интересно учить и учиться?

     Современную картину мира, включая и виртуальную, невозможно представить без английского языка. Именно этот язык является одним из главных средств коммуникации и общения для людей разных национальностей. Безграничные просторы Интернета, места встреч, блоги, серьезные дискуссии, игры, развлечения и увлекательные путешествия также открыты полностью для тех, кто знает английский язык.

      В настоящее время обучение иностранным языкам рассматривается под углом зрения обучения коммуникативной деятельности, умению общаться. Поэтому внимание ученых, методистов и учителей направлено на поиск резервов для совершенствования урока иностранного языка, на повышение его эффективности, действенности.

     Значимыми характеристиками урока иностранного языка в современных условиях являются:

  • комплексность в решениях практических, образовательных, воспитательных и развивающих целей (при этом практические цели выступают как ведущие);
  • коммуникативная направленность процесса обучения;
  • наличие мотивации изучения иностранного языка;
  • выбор оптимальных для данного класса приемов и методов обучения;
  • использование таких организационных форм деятельности учащихся, которые обеспечивают активное участие каждого ученика в овладении иностранным языком;
  • создание благоприятного психологического климата на уроке для общения и речевого партнерства между учителем и учащимися;
  • наличие и систематическое использование различных средств обучения, в том числе и технических;
  • единство урочной и внеурочной работы.

      Особенно важны вопросы обеспечения мотивации изучения иностранного языка на разных этапах, связи учебного материала с жизненными ситуациями, организации такой речевой практики, которая предполагает высокую мыслительную активность учащихся, развитие их творческой инициативы. Планирование учебных занятий в рамках целого цикла и конкретно каждого урока, комбинирование материалов разных уроков, логическая последовательность, связь между этапами урока – очень важные проблемы. Нетрадиционные формы проведения урока – один из путей повышения качества обучения. Дети приступают к изучению английского языка с желанием и радостью: новый предмет загадочен и влечет всех. Они еще не представляют как будут учиться, но все уверены в успехе. Важно поддерживать этот интерес на протяжении всех лет обучения.

     Как сделать урок интересным и увлекательным? Многолетняя моя практика и практика опытных преподавателей показывает, что следует чаще и шире применять игры как на уроке, так и во внеклассной работе, поскольку игра представляет собой своеобразную форму учебного сотрудничества между учителем и учащимися. Вначале учитель выполняет роль ведущего, показывает как вести игру. В дальнейшем эта роль по очереди переходит к учащимся, что вносит в игру элемент соревнования и дополнительно стимулирует активность учащихся. Помимо учебных задач, игры выполняют т другие функции. В частности, обучающую, воспитательную, развивающую, развлекательную и интеллектуальную. В процессе игры личность ученика подвергается воздействию не только в общепсихическом плане, но и в плане социализации. Игры формируют волю и стремление к победе через преодоление трудностей. Как правило, игры всегда проходят весело и непринужденно, раскрепощают самых замкнутых детей, и после многократных повторений становятся всем по силам, за счет чего даже самые слабые ученики становятся более уверенными и догоняют  более успешных в учебе ребят. Игра формируют психологическую готовность к общению на иностранном языке, она создает непринужденную, радостную атмосферу и обстановку реального общения, способствуя преодолению барьера немоты. В процессе игры происходит активное запоминание слов, выражений и правильных грамматических конструкций.

      Игра применима на любом этапе обучения языку и может быть адаптирована к задачам обучения на любом языковом материале. У учащихся младшего возраста игра позволяет снять быструю утомляемость, в старших классах игра значительно развивает интеллектуальную и волевую активность. Она требует концентрации внимания, и при этом активно развивается мышление и речь.

     Игры, в зависимости от поставленной цели на уроке, могут проводиться как в устной форме, так и в письменном виде, широко используя различные средства, а именно, раздаточный материал, классную доску, слайды, фильмы, игрушки, специально приготовленные материалы, кукол, аудиозапись, плакаты, картинки, рисунки, муляжи, настольные игры и т.д.

     Игры в классе могут быть самыми разнообразными: речевки, игры-песни, коммуникативные и лингвистические, игры для эрудитов, ролевые игры, сценки и постановки, а также дополнительный материал, который учитель может использовать по своему усмотрению (биографии известных личностей), шутки, загадки, пословицы, кроссворды, шарады, скороговорки.

     На младшем и среднем этапе обучения эффективны речевки. Речевки, которые произносятся в начале урока, помогают детям влиться в единый поток речи, возникает ощущение комфорта, уверенности, чувство сопричастности, радостное предвкушение урока, своего успеха. Речевки способствуют сплочению группы и формированию готовности к работе и общению на английском языке. Их можно включать в любой сегмент урока. Нужную стартовую фразу произносит учитель и далее дирижирует, приглашая декламировать нужный стих хором. На начальном этапе обучения ученикам необходимо овладеть произношением, выучить алфавит и счет. Для этого используются различные раздаточные материалы, CD-диски, проецирование слайдов на экран и т.д.

      Речевка – физкультминутка помогает организовать урок  и настроить учащихся на активное использование языка.

      Речевка – песня в середине урока способствует релаксации. Возможно применять элемент подвижной игры: движения рук, ног, приседания, имитацию бросков мяча, наклоны, прихлопы, притопы, танцевальные движения и т.д.

      Новые слова записываются на доске и в словарные тетради. Материал неоднократно повторяется, т.е. он активно закрепляется, развивается фонематический слух, отрабатывается каждый звук, уделяется внимание интонации и ритму фразы. Речевки, шарады и загадки, как правило, имеют стихотворную форму, что облегчает их запоминание. В качестве речевок популярны народные английские песни-игры.

      Учебник «Английский в фокусе» («Spotlight») дает много материала. Особенно на младшей ступени 2 – 4 классов. На средней ступени – 5 – 8 классы я активно использую эти формы работы.

      Так как тема мотивации и поддержания интереса к изучению иностранных языков меня интересовала всегда, то за долгие годы работы учителем иностранного языка я накопила хорошую библиотеку по данной теме. В классе много наборов игрушек, тематических картинок, масок, кукол для кукольного театра, много раздаточного материала, CD-дисков, компьютер, плакаты и т.д. Все это помогает активно использовать игры на всех этапах урока, на всех этапах обучения.

      Например, материал «Детские скороговорки» из журнала «Первое сентября». Скороговорки прекрасный способ поработать над произношением и артикуляцией. Кроме того – это весело!  Не следует заставлять разучивать сразу помногу скороговорок. Достаточно 1 – 2  в месяц.  Полезно совместить работу над скороговорками с изучением фонетических историй.

B: A big black bug a big black bear,

   Made the big black bear bleed blood.

Sh:  Shy Shelly says shall sew sheets/

Sh – S – Sl: She sees seas slapping shores

и т.д.

Песня – скороговорка:

This is the way I wash my hands

Wash my hands, wash my hands,

This is the way I wash my hands

So early in the morning

I wash my face, neck, ears.

I brush my teeth,

I clean my clothes

I go to school.

Песня «Встреча»

What’s your name boy (girl)?

What’s your name boy (girl)?

How old are you? – I am…

Do you like sports? – Yes, I do.

That's a boy (girl) You are quite all right.

Bye – bye! Come to morrow.

 Эту песенку можно использовать в разных ситуациях «В поликлинике», «В спортивном кружке» и т.п.

Из книги «Как детишек  нам учить по-английски говорить» Л.Г.Фрибус, Р.А.Дольниковой.

Зарядка «На уроке физкультуры»

Arms on hips!

Stand on your toes!

Arms down!

Skip!

Twist your body!

Stand tall!  (вырасти большим)

Be very small!

Загадки (средняя ступень обучения)

  1. What is it that we often see being made, but never see it after it is made? (a noise)
  2. Who handles more letters in a day than a postman? (a typist)
  3. What has two hands, but can't scratch itself?  (a clock)
  4. What has six feet and can sing? (trio)
  5. What is it that cannot think, cannot speak, but teels the truth to all the world? (scales)

Игры, загадки и шарады представляют собой логическую задачу, которая активизирует и стимулирует мыслительную деятельность учащихся, при этом расширяя их словарный запас.

      Словесные игры наиболее сложны. Учащимся приходится оперировать не только с непосредственным восприятием предмета. Они развивают мышление ребенка, т.к. ему приходится сравнивать, находить аналогии. Они заставляют высказывать самостоятельные суждения, делая выводы и умозаключения, следить за мыслью участников игры и замечать ошибки.

      Словесные игры разнообразны: пословицы, афоризмы, шутки, викторины, кроссворды, пазлы, чайнворды.

      «Дежурная буква». Дежурной называют букву, с которой должны начинаться все слова. Играющие пишут как можно больше слов. Ошибка – слово не зачитывается (можно играть группами).

      «Разрезанные слова», «Съедобное – несъедобное», «Цепочка слов», «12 месяцев» (две игральные кости. Бросить кость- выпавший номер – название месяца. Нужно это делать очень быстро. Задача соседа справа схватить кости до того, как назван месяц. Если ему не удается, делается следующий бросок).

      Коммуникативные игры в виде игр-бесед максимально развивают речевые способности учащихся. По своей форме они являются мини-диалогами. Школьники учатся договариваться, обсуждать и принимать общее решение. Они овладевают умением убеждать, аргументировать принятое решение, учатся помогать друг другу и, в то же время, производить взаимный контроль.

      Игра «A missing person» развивает навыки разговорной речи по теме «Внешность». По очереди ученики разыгрывают сцену звонка в полицию. От группы учащихся отстал один человек. Полицейский выслушивает запрос, а затем задает уточняющие вопросы:

  • Who are you?
  • What are you doing here?
  • When did you come here?
  •  Who is missing a boy or a girl?
  • How old is she (he)?
  • Is she (he) tall or shot?
  • What is (are) her (his) hair and eyes?
  • What was she (he) wearing?
  • Dose she (he) speak English?
  • What is her (his) name?
  • What is she (he) Russia or English?
  • When did he see her (him) last?
  • Where were you at that time?
  • Who talked to him (her) before you went to your bus?
  • Who noticed that she (he) was missing?
  • What did you do when you understood that she (he) was missing?
  • Did you ask the people around?
  • Did you go about the place?
  • What is your telephone number?
  • How can I contact you?       и т.п.

      Ролевые игры занимают особое место в работе учителя. Их можно применять на всех этапах обучения – от младшего до старшего. Это диалоги, интервью и т.д. От мини-диалогов в младших классах до ролевых сценок. На среднем и старшем этапе ролевая игра становится более творческой дискуссионной.

      Для достижения высокого обучающего результата ролевой игры можно использовать подсказки в виде схем, описаний действующих лиц, места действия, списка слов и выражений. Значительную поддержку оказывают слайды, карты, музыкальное сопровождение.

      Дети очень любят инсценировки сказок, пьес, особенно на младшем и среднем уровнях изучения языка. В костюмах, масках, с помощью кукол.

      На более старшем уровне учащиеся любят нестандартные уроки: дискуссии, конференции, презентации по темам, проектные уроки, литературные гостиные, праздники, конкурсы и т.д.

      Поле творчества для учителя бесконечно.

      It is never to late to learn! (Учиться никогда не поздно!)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации логопеда родителям

Методические рекомендации логопеда родителям...

Методические рекомендации для родителей и учителей при работе с подростками с девиантным поведением

Данные рекомендации помогут объединить и скоординировать работу педагогов и родителей при работе с детьми с девиантным поведением...

Методические рекомендации для родителей:

Права и обязанности родителейРебёнок, поступающий в 1 классАнкета для родителейАнкета для родителей "Наш ребёнок"Берегите сових детейЗаповеди для родителей...

Родителям о проблемах детей ("Когда тебя понимают" - методические рекомендации для родителей)

"Когда тебя  понимают" - методические рекомендации для родителей...

Кого учить? Чему учить? Как учить?

Кого учить? Чему учить? Как учить?- актуальная проблема школы.За годы работы познакомилась с  разными детьми: умными, целеустремленными, активными, интересными, молчаливыми, и ничем незаинтересов...