элективный курс по английскому языку
элективный курс (10 класс) на тему

Элективный курс по английскому языку "Занимательная фразеология"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_po_angliyskomu_yazyku_v_10_klasse.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный курс по английскому языку в 10 классе.

« Занимательная фразеология»

                                                                      Пояснительная записка

Программа элективного курса “Удивительный мир фразеологизмов” предназначена для подготовки учащихся 10х классов, с ориентацией на гуманитарный профиль. Программа может способствовать развитию познавательных интересов, мышления учащихся, предоставит возможность подготовиться к сознательному выбору профиля обучения. Содержание учебного материала программы соответствует целям современного обучения, обладает новизной для учащихся, которая заключается в привлечении малоизученного языкового материала для более углубленного изучения.

Актуальность, обоснованность выбора.

Устойчивые словосочетания и идиоматические выражения являются неотъемлемой частью любого языка. Обогащение языка фразеологизмами – одна из сложных задач, стоящих перед изучающими английский язык. В отличие от англичанина, с легкостью использующего множество идиом с детских лет, процесс их запоминания и использования требует немало усилий от русскоязычного учащегося. Лица, имеющие поверхностное представление о фразеологических выражениях, оказываются в затруднительном положении при слушании английской речи, при переводе современных английских текстов, а при беседах и дискуссиях просто теряются. Изучению данного раздела лексики в базовом школьном курсе уделяется недостаточно внимания. Тема программы определена стремлением помочь учащимся избежать ошибок, связанных с неправильным или неточным использованием фразеологизмов и фразовых глаголов.

Цель данного курса – познакомить учащихся с возникновением, образованием и особенностями фразеологизмов в английском и русском языках и показать, как национальная окраска фразеологизмов помогает понять особенности менталитета русского и английского народа.

Задачи данного курса:

Расширить активный и пассивный словарный запас учащихся.

Развивать умение правильно употреблять фразеологизмы и фразовые глаголы в устной и письменной речи.

Развивать межкультурную компетенцию.

Формировать навык работы со справочной литературой.

Помочь учащимся составить тематический словарь фразеологизмов и наиболее употребляемых фразовых глаголов.

Повысить интерес к гуманитарному образованию, помочь ученикам оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

Общими принципами отбора содержания материала являются:

системность;

целостность;

объективность;

научность;

доступность;

реалистичность с точки зрения усвоения основного содержания программы за 17 часов.

Тип программы элективного курса – модифицированный, созданный на основе разных источников. Курс является открытым, в него можно добавлять новые фрагменты, развивать тематику или заменять какие-либо разделы другими. Главное, чтобы они были интересными для учащихся и соответствовали их возможностям.

Формы занятий:

Аудиторные групповые занятия под руководством учителя.

Индивидуальная самостоятельная работа, выполняемая во внеурочное время.

Индивидуальные консультации.

Занятия обязательно предполагают как теоретический, так и практический материал.

Теоретические сведенья сообщаются учащимся в виде лекций, бесед, сообщений различного рода информации. Практическая часть состоит из текстов, упражнений, диалогов, тестов, заданий творческого характера, позволяющих на практике, самими учащимися, применить полученные знания.

В ходе обучения осуществляется текущий и обобщающий контроль. Текущий контроль предполагает оценку выполнения лексико-грамматических упражнений, тестовых заданий разного уровня сложности, составления текстов и диалогов с использованием фразеологизмов и фразовых глаголов. Проверочные работы рассчитаны на часть урока, целиком проверочная работа может быть предложена на заключительном этапе изучения данной темы. Итоговый контроль предполагает творческое задание-конкурс, по выбору, на создание:

иллюстрированного словаря английских фразеологизмов;

тематического словаря английских фразеологизмов;

словаря английских пословиц и поговорок (иллюстрированного или тематического);

словаря фразовых глаголов.

В результате изучения данного курса учащиеся должны уметь:

точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения по данной теме;

воспринимать на слух и понимать, при чтении аутентичных текстов, фразеологические единицы, используя специальные словари, справочники, а также языковую догадку и контекст;

правильно использовать в устной и письменной речи английские фразеологизмы, идиомы, пословицы, поговорки и фразовые глаголы.

Методическое обеспечение программы:

наличие раздаточного материала для учащихся (тесты, упражнения для закрепления знаний и отработки практических навыков, упражнения для самостоятельной работы, тексты, газеты);

наличие словарей;

наличие наглядного материала (рисунки, таблицы).

                                                             

                                                            Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

Теория

Практика

1.

Введение: предмет, цели и задачи курса.

Фразеология

1

1

 

2.

Фразеологизмы,история  их открытия, образование,

1

1

Фразеологические словари и справочники

2

1

1

3.

Исконные и заимствованные фразеологические единицы

1

1

Практическая работа с фразеологизмами и фразеологическими единицами.

3

3

4.

Отражение менталитета нации во фразеологизмах со сравнительным оборотом

2

1

1

5.

Пословицы и поговорки.

3

1

2

6.

Фразовые глаголы

4

2

2

7.

Итоговое занятие

1

 

1

 

Итого

17

8

9

                                                Содержание курса

                                                   Тема № 1: “Введение в курс” 

Предмет, цель и задачи курса.

Фразеология – как лингвистическая дисциплина.

                                           Тема № 2: “Фразеологизмы” 

Что такое фразеологизм и идиома. Открытие и особенности фразеологических единиц (ФЕ). Различные виды перевода ФЕ.

Происхождение фразеологизмов в русском и английском языках. Классификация по происхождению. Исконно английские ФЕ. Заимствованные ФЕ.

Практическая часть:

а) выполнение упражнений;
б) составление мини-диалогов;
в) самостоятельная работа с газетой.

                              Тема № 3: “Имена собственные в составе ФЕ” 

Исконно английские ФЕ с именами собственными.

Топонимы.

Заимствованные ФЕ с именами собственными.

Практическая часть:

а) Сопоставление английских и русских ФЕ;
б) Составление коротких текстов с использованием ФЕ.

      Тема № 4: “Отражение менталитета нации в ФЕ со сравнительным оборотом”. 

Отражение во фразеологизмах истории, быта, характера мышления и мировосприятия народа.

Отражение менталитета русского и английского народа в компаративных ФЕ.

Практическая часть:

а) Выделить группу ФЕ, имеющих ярко выраженный национальный характер и описать с их помощью различие в менталитете народов. (Работа со справочной литературой).

                           Тема № 5: “Пословицы и поговорки” 

Пословицы, поговорки и их признаки и свойства. Наиболее употребляемые английские пословицы и поговорки.

Грамматика английского языка в пословицах.

Практическая часть:

а) выполнение упражнений;
б) примеры конкретного контекстуального употребления паремии;
с) перевод и подбор русского аналога.

                                      Тема № 6: “Фразовые глаголы” 

Что такое фразовый глагол. Предложный и наречный фразовые глаголы.

Основные фразовые глаголы, их значения и употребление.

Практическая часть:

а) выполнение упражнений;
б) выполнение тестовых заданий;
в) проверочная работа.

                                                Тема № 7: Итоговое занятие.

Урок-презентация составленных словарей.

                                     

Список литературы

Артемова А.Ф., Леонович О.А. “Имена собственные в составе фразеологических единиц” - “Иностранные языки в школе” № 4, 2003.

Джереми Харрисон. Английские фразовые глаголы. Русская версия Е.В. Угаровой – М, Айрис-пресс, 2005

Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Русская фразеология. – М, “Русский язык”, 1990.

Кунин А.В. Английская фразеология. Теоретический курс. – М, 1981.

Кунин А.В. Англо-русский фразеологический словарь. – М, “Русский язык”, 2001.

Памухина Л.Г., Шах-Назарова В.С., Шелкова Т.Г. Без них не обойтись в английской разговорной речи. – М, “Международные отношения”, 1969

Словарь употребительных английских пословиц. – М, “Русский язык”, 1988 Универсальная энциклопедия школьника. Английский Язык. – Минск ТОО “Харвест”, 1996.

Шитова Л.Ф., Брусникина Т.Л. Англо-русский словарь идиом и фразовых глаголов. –Санкт-Петербург,2004.

Шустрова Л.В. Лексическая стилистика русского языка. – М, Издательский центр “Аз”, 1995.

                              Список литературы для учащихся 

Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в Старших классах. – М. “Просвещение”, 2006.

Кохтлев Н.Н., Розенталь Д.Э. Русская фразеология. – М, “Русский язык”, 1990.

Кунин А.В. Англо-русский фразеологический словарь. – М, “Русский язык”, 2001.

Словарь употребительных английских пословиц. – М, “Русский язык”, 1988.

Справочник школьника Английский язык. – М, АСТ-Астрель, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по английскому языку «Некоторые приёмы перевода научно-медицинской литературы на английский язык» для учащихся 9 классов.

Актуальность:В  условиях модернизации российского образования перед общеобразовательной школой ставится задача профильной подготовки старшеклассников, ориентированной на индивидуализацию обучения...

Программа элективного курса по английскому языку для 9 класса «Практическая грамматика английского языка» 2013-2014г.г.

Владение иностранным языком для ведения полноценной жизни приобретает все возрастающее значение в сферах межнационального и межэтнического взаимодействия. Возможность беспрепятственного общения с людь...

Рабочая программа по элективному курсу "Страноведение" (английский язык) для 11-х классов с углублённым изучением английского языка

Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по английскому языку 2004г.,  Примерных ...

Календарно-тематическое планирование к элективному курсу "Страноведение" (английский язык) для 11 класса с углублённым изучением английского языка

Календарно-тематическое планирование к элективному курсу "Страноведение" (английский язык) для 11 класса с углублённым изучением английского языка. Планирование составлено на основе рабочей программы ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по английскому языку для среднего общего образования (базовый уровень) «ТЕХНОЛОГИИ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА» Срок освоения программы 2 года (с 10 по 11 класс)

Элективный курс «Технологии изучения английского языка» с входящими в него модулями выполняет следующие функции:позволяет развить базовый курс английского языка и помочь подготовиться к сд...

Программа элективного курса по английскому языку "Английский язык для успешного человека"

Данный элективный курс расчитан на учащихся 10-х классов общеобразовательной школы. Программа курсов предполагает развитие коммуникативных навыков обучающихся. Курс предоставляет возможность овладеть ...