Повышение мотивации в изучении иностранных языков
статья на тему

Пирогова Светлана Александровна

Какие формы работы, методы и приемы позволяют учителю отвлечь детей от личных проблем и переживаний и настроить их на урок, переключить их внимание с предыдущего урока, вернуть в рабочее состояние после перемены?  На эти и другие вопросы Вы найдете ответы в данной статье.                                                                                                                                                                   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_povyshenie_motivatsii.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

                       «Повышение мотивации в изучении иностранных языков»                                                       

  С удовольствием хотела бы поделиться теми наработками, которые помогают мне формировать и повышать мотивацию в изучении немецкого языка учащимися нашей гимназии. В моей практике были случаи, когда, как  мне казалось, методически правильно подготовленный урок не приносил ожидаемых результатов. Ну, посудите сами, какая разница, что подготовила сегодня Светлана Александровна (да еще с методической точки зрения) если моему другу купили новый велосипед, а у меня скоро день рождения, а  родители намекают, что года 2-3 еще покатаюсь на старом. И уж совсем безразлично хвалит меня учитель  или ругает, если вчера пропал мой любимый котенок, и т.п. Я давно искала такие формы работы, такие методы и приемы, которые позволяли бы мне отвлечь детей от личных проблем и переживаний и настроить их на урок, переключить их внимание с предыдущего урока, вернуть в рабочее состояние после перемены. А как обучать детей с аутентичным поведением? Очевидно, что современный учитель должен обладать знаниями не только в областях педагогики и методики, но и психологии и даже нейропсихологии.                                                                                                                                                                    

  Такие возможности у современного учителя есть, а особенно у нас в Санкт-Петербурге, а иные методики так только в СПб. Я имею в виду технологию построения и проведения Санкт-Петербургских педмастерских (на основе французских мастерских), где учитываются психологические возможности нашего организма и психофизические особеннности его развития, когда урок - мастерская выстраивается по той же цепочке, по которой совершает работу наш мозг, а за основу берется механизм восприятия. Единственный недостаток, на мой взгляд, невозможность частого проведения педмастерских в рамках  нашего учебного процесса. Со временем я нашла прекрасное дополнение этой методике. Мое давнее хобби - театр! С каким удовольствием я сама играла в наших школьных постановках и с удовольствием разрешаю и даже провоцирую своих учеников заниматься театром, как на уроке, так и в свободное время. Я веду кружок «Театр на немецком и английском» . Занятие театром позволяет строить урок в более неформальной обстановке. Театральные приемы концентрируют внимание учащихся, развивают способность работать в группе, моментально переключаться с одного вида деятельности на другой. Вот часть таких упражнений и заданий:

*Палуба – можно под музыку, можно под хлопки двигаться как молекулы, равномерно заполняя пространство сцены. После сигнала  замереть, если несколько человек скопилось в одном месте – корабль тонет. Развивает кроме чувства сцены, внимание, чувство локтя, ответственности за группу (можно проанализировать, кто и куда мог бы двигаться, чтобы спасти корабль).

*Любимое упражнение кружковцев – угадай ведущего. Выбрать ведущего следующим образом: встать в круг, закрыть глаза, ученик идет по внешнему кругу и касается кого-либо. По сигналу начинается бурное движение. Ведущий незаметно подмигивает всем по очереди, получивший сигнал мгновенно реагирует (падает, приседает и т.д.) Двигаемся быстро, реагируем мгновенно, если вы угадали, кто ведущий, игра останавливается, ведущий меняется.

*Стоя в кругу повторять друг за другом фразу с разным настроением, интонацией.

Мне сейчас  хотелось бы обосновать мой выбор в пользу театра и педагогических мастерских т.к., по моему глубокому убеждению, они наиболее полно отвечают требованиям по созданию условий для овладения учащимися знаниями, умениями и навыками  общения на иностранных языках  и формированию мотивации обучения.

И еще несколько советов из моей копилки.

  1. Зная об особенности нашего мозга воспринимать информацию исключительно в утвердительных выражениях - без отрицательных частиц, я стараюсь формулировать задания положительными фразами.

 Сказанное нами: не беги, не кричи, не шуми – воспринимается на подсознательном уровне любым человеком: Беги! Кричи! Шуми!                              

Можно продолжать обвинять детей в том, что они не воспитаны, не послушны, ведь мы то им 100 раз говорили не шуме, а можно начать думать и говорить по-другому. Сколько пользы принесем себе и детям.                                                                                                                                                                                                                                                          На мой взгляд, какими бы методами и приемами мы не пользовались, увлекая учащихся своим предметом, в первую очередь стоит обращать внимание на то, какую  мы даем установку, как делаем замечание или выражаем просьбу. Так как от этого тоже зависит, усилим мы мотивацию или вынудим детей отвлекаться.

  1. Следующий момент - психологи советуют избегать слова «новый». Например, фразы «новая тема, новые слова, новое правило» могут снизить работоспособность некоторых школьников на 25%, т.к. страх всего нового присущ большому количеству людей.
  2. Методисты советуют при постановке целей и задач на урок избегать выражений «научить учащихся…, развить…, закрепить…и т.д.» Правильнее, с их точки зрения, сформулировать задачу следующим образом: «Создать условия для развития/формирования  у учащихся следующих знаний, умений и навыков…» И я с этим совершенно согласна. Я готова отвечать за качество созданных мною условий. И пусть каждый учащийся усвоит материал на данном уроке в меру своих возможностей и способностей, которые, кстати, тоже можно и нужно развивать.
  3.  И еще один маленький совет. Давайте заменять приказ на призыв к совместному действию! Вместо читай(те) – Давай(те) читать! Если Вы спросите о разнице. Она колоссальна! И ответ можно найти в книге японского ученого Масару Ямото, который в течение 10 лет проводил исследования воды и доказал, что слово, написанное или сказанное лечит и помогает либо разрушает.

   Всем вышеизложенным я хочу подчеркнуть, что мы можем использовать психофизические особенности человека для формирования и увеличения мотивации при обучении любому предмету,  в том числе и  иностранным языкам.  Используя традиционную методику преподавания, знания психологии, идя в ногу со временем и, внося в процесс обучения новые изобретения и разработки специалистов разных областей, мы усиливаем эффект, на мой взгляд, любого метода формирования мотивации учащихся в учебном процессе. Надеюсь, мне удалось убедить Вас, уважаемые коллеги, в том, что однотипные уроки позволяют включить в учебный процесс  далеко не всех учащихся, как и в том, что в наших руках исправить эту ситуацию абсолютно доступными каждому учителю методами и приемами, начиная с планирования.

 Желаю всем нам творческих успехов, т.к. чем увлекательнее работаем мы, тем интереснее учиться детям.

       

Литература:

1. Курсовая работа и материалы годичных курсов «Интеграция отечественного и зарубежного опыта. Педагогическая Мастерская», кафедра «Инновационные технологии» СПб УПМ 2002;

2. Материалы курсов «Театр в системе обучения иностранному языку» АППО 2006 ;

3. Материалы психологических курсов «Гармоничные отношения», «Гармоничный ребенок», «Воспитание с радостью» Психологический фонд «Имаго» 2007-2008г.;

4. Материалы курсов «Семейное и школьное воспитание. Педагогическое мастерство» АППО 2008;

5. Педагогические мастерские. Теория и практика. Н.И. Белова, И.А. Мухина СПб: 1998 ;

6. Шпаргалка для взрослых. Е.К. Лютова, «Сфера», М:2002 ;

7. Волшебная сила воды. Масару Ямото;

8. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. Ю.Н. Кулюткин, И.В.             Муштавинская, СПб  2002 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельность учителя, направленная на повышение мотивации в изучении иностранного языка

Здесь представлена теория, кот орая успешно была подтверждена на практике :-)...

Реализация международных проектов как средство повышения мотивации в изучении иностранного языка.

В своей статье я хотела бы поделиться опытом организации межшкольного обмена с Независимой школой Бристоля, который продолжается уже 18 лет....

Нетрадиционные формы обучения как одно из средств повышения мотивации в изучении иностранного языка

Как мотивировать учеников при обучении немецкому языку, является для нас, учителей немецкого языка, одним из наиболее актуальных. «На свете есть только один способ побудить людей что – то делать, и за...

Песня как средство обучения и повышения мотивации к изучению иностранного языка. Примерная программа кружка для изучающих английский или немецкий язык.

Музыка играет в жизни современного подростка гораздо более значительную роль, чем это можно представить себе на первый взгляд. То, какую музыку выбирает подросток, свидетельствует о его принадле...

Компетентностно-ориентированный подход как средство повышения мотивации к изучению иностранного языка

Данная статья освещает актуальность и эффективность компетентностно- ориентированного подхода в преподавании иностранных языков....

Неделя иностранных языков- как способ повышения мотивации к изучению иностранных языков.

Неделя иностранных языков как одна из форм внеклассной работы по иностранному языку необходима для развития и поддержания интереса к изучению иностранного языка в школе, для развития творческих способ...

Использование бумажных интерактивных книг на уроках английского языка, как игровой составляющей процесса обучения для повышения мотивации к изучению иностранного языка у младших школьников.

Современный социум, взрослые, подростки и даже дети отличается от предшествующих поколений восприятием окружающей действительности, которая также претерпела свои изменения в результате электронизации ...