"Скороговорки в английском языке: игра или средство обучения говорению."
методическая разработка на тему

Григорьева Надежда Сергеевна

Скороговорки – не только развлечение, игра, они несут на себе важную функцию: развивают слуховое внимание, помогают ребёнку научиться чётко проговаривать звуки и слова, приобрести правильную дикцию, избавиться от тех дефектов речи, которые значительно осложняют общение и понимание слов собеседника.  Логопеды специально используют скороговорки для детей из труднопроизносимых последовательностей  букв и слов, быстрое произношение которых вслух устраняет большинство дефектов речи. Скороговорка способна помочь изучающему иностранный язык прочувствовать каждый новый для него звук и отработать правильное произношение. Материал  предназначен школьникам, студентам, преподавателям, всем, кто любит английский язык и имеет желание владеть им в совершенстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skorogovorki.docx24.06 КБ

Предварительный просмотр:

«Скороговорки в английском языке: игра

или средство обучения говорению?»

     Нет сомнения, что любой из нас знает, что такое скороговорка. Ещё в детстве каждый ребёнок пытается повторить за взрослыми забавные слова с повторяющимися звуками, из которых, складывается короткая весёлая история. И как гордится собой ребёнок, когда у него это получается почти как у взрослого. Почему же эти простенькие фразы, а иногда и просто несколько слов, собранных вместе без особого смысла, только ради одинаковых звуков, так популярны не только у детей, но и у взрослых?      

      Каждая скороговорка, особенно хорошо известная, уже несёт в себе определённый характер, настроение и даже темп, а поэтому произносятся они с удовольствием, а изображённые в них картины жизни зачастую вызывают положительные эмоции.

     Скороговорки были известны ещё с давних времён. Наши предки активно использовали их для забавы, во время посиделок, не забывая, однако, и об их обучающем потенциале. С их помощью дети учились постигать родную речь в увлекательной, шутливой форме, ведь обычно скороговорки малыш произносит с удовольствием, а радость – залог успешного развития. Иногда весёлые фразы легко поддаются чёткому, без ошибок произношению, а иногда заставляют очень постараться, чтобы окружающие услышали в потоке слов скороговорки осмысленный текст.

     Но скороговорки – не только развлечение, игра, они несут на себе важную функцию: развивают слуховое внимание, помогают ребёнку научиться чётко выговаривать звуки и слова, приобрести правильную дикцию, избавиться от тех дефектов речи, которые значительно осложняют общение и понимание слов собеседником.

     Сегодня скороговорки – полноценный речевой тренажёр. Нередки случаи, когда учащийся владеет хорошим письменным языком, но испытывает трудности с устной речью. В любом языке присутствуют звуки, непривычные для тех, кто его изучает. Отсюда и возникают сложности в произношении, а поэтому изучение языка следует начинать именно с постановки произношения. Скороговорка имеет место почти во всех языках, а поскольку фонетические упражнения при изучении иностранной речи просто необходимы, данный вид упражнений по произнесению неродных звуков поможет переключиться с родного языка и настроиться на изучаемый иностранный язык. Разучивая скороговорку, изучающий язык довольно легко запоминает рифмованный текст, содержащий большое количество новых слов. Разучивание рифмованного текста является также полезным фонетическим упражнением, так как,  в стишке особенно чётко выговариваются слова, а поэтому рифмованный текст является отличным материалом для запоминания слов. А само изучение и употребление скороговорки в процессе знакомства с иностранным языком может принести  большую пользу: скороговорка способна помочь изучающему иностранный язык прочувствовать каждый новый для него звук и отработать правильное произношение.

     Случается, что людям, попавшим в языковую среду, бывает очень сложно бороться со своим акцентом. Причин тому много, но самой существенной является то обстоятельство, что артикуляционный аппарат, русских людей и людей, родной язык которых  английский, работает по разному. Для преодоления акцента, для его уменьшения, а другими словами – для тренировки артикуляционного аппарата и существуют эти специальные фонетические упражнения.

     Попробуйте произнести скороговорки без подготовки, быстро и чётко, и вы с немалым удивлением обнаружите, что привычные и знакомые слова сразу же превратятся в нечленораздельный поток звуков. Но стоит немного потренироваться, как трудности, связанные с произнесением, исчезнут без следа, и вы легко сможете воспроизвести сложную фразу на одном дыхании, а каждое слово приобретёт чёткость.      

    Скороговорки помогают добиться хорошего произношения, развивают ловкость языка, вырабатывают правильную артикуляцию (работу речевых органов при образовании звуков речи) и избавляют от оговорок.

     Большинство английских звуков не похожи на русские, и поэтому, чтобы правильно их произносить и звучать также как настоящий англичанин или американец, нужно непременно тренироваться. Благодаря регулярной и правильной работе со скороговорками можно научиться красиво, чётко, бегло говорить на иностранном языке.

      Скороговорки обычно разделяют на группы в зависимости от наиболее встречающихся звуков и их сочетания.

     Скороговорки на английском языке уже давно включены в программу изучения иностранных языков, а эффект таких занятий считают долговременным и оказывающим положительное внимание на речевые особенности. Если говорить о методике работы, то она достаточно известна: начиная с медленного и отчётливого проговаривания каждого слова и каждого звука, дойти до максимально чёткого и быстрого произнесения всей скороговорки. Небольшие скороговорки произносятся на одном выдохе, для длинных,  необходимо разметить интонацию: направление движения тона, паузы.

Памятка по работе со скороговоркой:

      1. Выберите скороговорку на звук, который вы хотите отработать. Уточните незнакомые слова и поймите смысл скороговорки. Отметьте, какими буквами и буквосочетаниями обозначается этот звук в различных словах. Обратите внимание на правильную артикуляцию отрабатываемого звука. Проверьте, в каком положении должны находиться органы речи, как они должны работать. Прослушайте звук в исполнении преподавателя либо носителя языка. Можно обратить внимание на то, как произносится данный звук, в песнях или фильмах.

    2. Прочитайте все слова скороговорки, в которых содержится отрабатываемый звук. Обратите внимание на правильность произношения. В скороговорке необходимо преодолеть все трудные звукосочетания. Важно произносить сложное слово по слогам, пусть и медленно, но произносить без каких либо затруднений.

      3. Проговаривайте каждую скороговорку сначала беззвучно, но артикулируя, затем переходите на шёпот и лишь потом – вслух, отчётливо проговаривая каждый звук, сначала в медленном темпе, а там и в быстром, но помните о чёткости в произношении. При этом в первую очередь следует обеспечивать чёткое произношение и лишь во вторую – ускорять темп. Если в привычном темпе прочитать скороговорку без ошибок не удаётся, то сначала осознайте её смысл, чтобы в голове возник ясный видеоряд, и читайте медленно, по слогам. Повторяйте скороговорку до тех пор, пока не прочитаете её без запинки. Затем постепенно наращивайте темп.

  4.   Произносите её осмысленно, используя логические ударения и правильную интонацию. Постарайтесь запомнить скороговорку. Чтобы ваше произношение улучшалось, повторяйте скороговорки каждый день. Но для того, чтобы получить реальный эффект, скороговорки надо произносить вслух, а не читать «про себя».

   5.   Хорошо помогает запись упражнений со скороговорками на диктофон. Это позволяет слышать себя со стороны и эффективно корректировать недостатки.

   

     Скороговорка – эффективное средство  для весёлого изучения английского. Некоторые скороговорки совсем короткие, и состоят всего из нескольких слов, другие, наоборот, являют собой четверостишия или даже целые небольшие стихотворения. Скороговорки помогают быстро выучить алфавит. Их можно использовать как организационный момент. Скороговорки приучают учащихся работать. Кроме того, их можно всегда вспомнить на уроке и организовать весёлую минутку для разрядки и формирования положительного эмоционального настроения.

Tongue twisters:

Things that sing and things that sting,

Things which swing and things which cling,

Things that ping, and ring, and fling,

And of all these things thinks nothing.

                                    ***

               

Kate, don`t go to bed late.

Wake up bright

In the morning light

To do what`s right

With all your might.

***

Good, better, best,

                                    Never let it rest,

                                            Till your good is better,

                                           And your better`s best.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа обучения английскому языку "Игра как средство развития языковых навыков"

Дополнительная образовательная программа обучения английскому языку в 5-6 классах предназначена для внеклассных занятий по английскому языку в общеобразовательной школе...

Игра как средство повышения мотивации к изучению английского языка на начальной ступени обучения

Предмет исследования - игровые технологии, как один из методов, способствующих формированию познавательного интереса школьников при обучении иностранного языка.Научная значимость : дано научное ...

Ролевая игра как средство обучения разговорной речи на уроках английского языка на примере 9-го класса

Ролевая игра как средство обучения разговорной речи на уроках английского языка на примере 9-го класса...

Ролевая игра как средство обучения развития речи на уроках английского языка

Обучение устной разговорной речи очень важно, поскольку разговорная речь значительно отличается от литературной. Одной из задач обучения иностранному языку является включение обучаемых в повседневное ...

РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ К УРОКАМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Одной из актуальных проблем современной методики преподавания ино­ст­ранных языков является организация обучения детей разных возрастов с по­мо­щью игр. Ролевая игра является инст...

Игра как средство обучения говорению на уроках английско-го языка в старших классах средней школы

Материал полезен с целью развития навыков устной речи у старшеклассников....